Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 3 июля 2012 года пос. Ува Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лобанова Е.В., при секретаре Беловоле А.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Увинского района УР в защиту интересов Владыкиной С.И., Кузнецовой Е.Л., Ворончихиной С.В., Полянкина И.В., Анисимовой О.В., Филатова Ю., Волковой Е.В. к Администрации муниципального образования «Увинский район» о понуждении к принятию многоквартирного жилого дома в муниципальную собственность, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Увинского района УР в защиту интересов граждан обратился в суд с иском к Администрации МО «Увинский район» о понуждении к принятию многоквартирного жилого дома в муниципальную собственность, мотивируя свои требования следующим. В ходе проверки установлено, что заявители Кузнецова Е.Л., Полянских И.В., Ворончихина С.В., Владыкина С.И., Гуляева И.В., Анисимова О.В., Филатов Ю., Волкова Е.В. проживают в 8-квартирном жилом доме, расположенном в *** года постройки. Согласно информации, предоставленной Увинским филиалом ГУП «Удмурттехинвентаризация», следует, что по данным регистрации прав на ***1999 года сведений о зарегистрированных правах собственности на жилой дом, находящийся по адресу: ***, не имеется. Техническая инвентаризация домовладения проводилась по состоянию на ***, согласно отметки в абрисе для Увинского мясокомбината. Представленные из Увинского отдела Управления Росреестра по УР сведения свидетельствуют об отсутствии в ЕГРП о зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: ***. В реестре муниципального имущества муниципального образования «Увинский район» объект – жилой дом, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, ***, не значится, что подтверждается справкой, выданной Управлением имущественных и земельных отношений Администрации МО «Увинский район» от *** 2012 года. В документах объединенного архивного фонда Администрации Увинского района УР сведений о передаче дома, расположенного по адресу: *** муниципальную собственность, не имеется (справка архивного отдела Администрации муниципального образования «Увинский район»). Ранее многоквартирный жилой дом находился на балансе Увинского мясокомбината, что подтверждается письмом ООО «Увинский мясокомбинат», а также домовыми книгами на ***. Основания для вселения граждан в жилые помещения были разные – для Кузнецовой Е.Л. ордер на вселение, выданный на основании решения исполкома Увинского Совета народных депутатов от ***, для Ворончихиной С.В. – решение правления Ува-мясопром от *** и др. В 1993 году арендное предприятие мясокомбинат «Увинский» приватизировано трудовым коллективом (ОАО «Увамясопром»). В настоящее время многоквартирный жилой дом никем не обслуживается, является жилым. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могли быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения с обязательным сохранением их профиля, за исключением ряда объектов (перечень), в том числе жилищного фонда. Указом Президента РФ было установлено, что объекты, указанные в перечне (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта. Приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственников); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ) регулировались законом РФ от 03.07.1991 №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской федерации». Приватизация земельного и жилищного фонда, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулировались иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, в частности, Законом РСФСР от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», согласно ст. 18 которого в редакции, действовавшей до ***1993 года, жилищный фонд, закрепленный за предприятиями за праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находился. Согласно ст. 18 указанного Закона, а также ст. 9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» в редакции на 23.12.1992 года, действовавшего в то время, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. В соответствии с Указом Президента РФ от 10.01.1993 года № 8, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный фонд подлежал передаче в муниципальную собственность, в силу прямого указания закона. Администрацией муниципального образования «Увинский район» действий по принятию в муниципальную собственность многоквартирного жилого дома по адресу: ***, не принято, чем нарушаются жилищные права граждан. В судебном заседании прокурор Тимкина Л.С. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. В судебном заседании присутствующие истцы Владыкина С.И, Кузнецова Е.Л., Ворончихина С.В., Полянкин И.В. и Анисимова О.В. исковые требования прокурора поддержали в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Поздеева В.А., действующая по доверенности *** от ***, исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск, в котором привела следующие доводы. Жилищный фонд подлежит передаче в муниципальную собственность, однако передача объектов от одного лица к другому невозможна без технической документации и приемо-сдаточных документов, что является основанием для проведения учета имущества и регистрации права муниципальной собственности. С 1993 года жилой дом находится на балансе ООО «Увинский мясокомбинат». Обязательства по содержанию и эксплуатации по прямому назначению были возложены Программой приватизации муниципальных предприятий в Увинском районе на 1992 год, поэтому передача жилого дома с надлежащей технической документацией должна быть возложена на ООО «Увинский мясокомбинат». В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Увинский мясокомбинат» не явился, от его руководителя Сойма Д.Н. поступило заявление, в котором он просит рассмотреть дело без их участия, а также указывает на то, что требования прокурора являются обоснованными, поскольку жилой фонд во время приватизации предприятия не передавался. Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: ***, не является муниципальной собственностью. Данный дом является 8-квартирным, 1966 года постройки. Согласно техническому паспорту владельцем дома с 1976 года являлся Увинский мясокомбинат. Право собственности, в том числе муниципальной, на жилой дом либо находящиеся в нем квартиры в органах, осуществляющих государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом, не регистрировалось, что подтверждается уведомлением Увинского отдела Управления Росреестра по УР об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений *** от *** и справкой Увинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация». Из чего следует, что спорный жилой дом с момента постройки находился в государственной собственности. Согласно Программе приватизации муниципальных предприятий в Увинском районе на 1992 год, утвержденной решением 9 сессии Увинского районного Совета народных депутатов ***1992 года, обязательной приватизации в 1992 году подлежал, в частности, мясокомбинат. Программа не регулирует вопросы приватизации жилищного фонда. Приватизация объектов социально-культурного назначения, в том числе входящих в состав имущества предприятий, не допускается до принятия законодательных актов, регулирующих приватизацию. Согласно Дополнению к договору аренды Увинского мясокомбината от ***1992 года Увинский мясокомбинат передан в муниципальную собственность Увинского райсовета народных депутатов. Решением *** от ***1992 года исполнительного комитета Увинского районного Совета народных депутатов было зарегистрировано ТОО «Ува-мясопром», а арендное предприятие «Увинский мясокомбинат» исключено из государственного реестра регистрации предприятий. Решением *** от ***1992 года районного комитета по управлению муниципальным имуществом было принято решение о приватизации арендного предприятия Увинского мясокомбината. Согласно Плану приватизации арендного предприятия мясокомбинат «Увинский» из стоимости имущества, подлежащего приватизации, исключен жилой фонд стоимостью *** тысячи рублей. Данный план утвержден ***1993 года Увинским районным комитетом по управлению имуществом и согласован Увинским районным Советом народных депутатов и ТОО «Ува-мясопром». По договору о выкупе арендованного имущества на основании договора аренды от ***1993 года, заключенного между Увинским районным комитетом по управлению муниципальным имуществом (продавец) и товариществом «Ува-мясопром» (покупатель), последний выкупил у продавца в собственность имущество государственного предприятия (здания, сооружения, автотранспорт, оборотные и денежные средства), арендованные у продавца по договору аренды с правом выкупа от ***1990 года. Состав и цена активов предприятия были указаны в приложении *** (акт оценки стоимости имущества). Согласно Акту оценки стоимости имущества предприятия, утвержденному председателем комитета по управлению имуществом ***1993 года, жилой фонд стоимостью *** тысячи рублей обозначен как имущество, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации. Пунктом 6 данного акта установлено, что из стоимости выкупаемого имущества исключена стоимость вышеуказанного имущества (жилого фонда – *** тысячи рублей. Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» 27.12.1991 года Верховный Совет РФ издал постановление за №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с изменениями от ***.1992 года, ***.1993 года и ***1993 года). Пункт 2 данного постановления обязывал органы местного самоуправления принять на свой баланс объекты государственной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся. Данная норма носила императивный характер, что означало требование для органов местного самоуправления принять государственное имущество в свою собственность в обязательном порядке в силу закона и без каких-либо дополнительных или отлагательных условий. В приложении *** к вышеуказанному постановлению перечислены объекты, подлежащие передаче в собственность муниципалитетам, среди которых фигурировал жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам. Кроме того, согласно п.1 указа Президента РФ №8 от 10.01.1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением, в частности, жилищного фонда. В соответствии с этим же указом объекты жилищного фонда при приватизации предприятия не включаются в его уставной капитал и до проведения процедуры разграничения собственности относятся к федеральной (государственной) собственности, и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта. На добровольной основе между приватизируемым предприятием и местной администрацией может быть заключен договор о совместном использовании и финансировании таких объектов. Судом не принимаются доводы представителя ответчика со ссылкой на п.5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (утв. Постановлением Правительства РФ №235 от 07.03.1995 года) о том, что орган местного самоуправления, в собственность которого передается объект, совместно с администрацией предприятия в месячный срок с момента принятия соответствующего решения оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи, в связи с чем возложение на ответчика односторонней обязанности по принятию дома в муниципальную собственность невозможно и незаконно. Суд установил, что спорный жилой дом, не включенный в план приватизации, в последующем не был передан органом местного самоуправления на договорной основе приватизируемому предприятию. В связи с этим у данного предприятия (ООО «Увинский мясокомбинат») не имеется правовых оснований для передачи спорного дома с технической документацией Администрации МО «Увинский район». В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего эти гражданские права и обязанности. В силу ст. 17 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты. Из пояснений истцов и направленного им в адрес прокурора заявления следует, что дом нуждается в капитальном ремонте либо в сносе как ветхое жилье, однако отсутствие собственника не позволяет им предъявить соответствующие требования. Невыполнение ответчиком обязанности по принятию жилого дома в муниципальную собственность привело к ущемлению жилищных прав и интересов граждан, проживающих в данном доме. Статья 23 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 года предусматривала, что жилищный фонд с объектами инженерной инфраструктуры, находящийся на территории советов народных депутатов (местной администрации), должен состоять в муниципальной собственности. При таких обстоятельствах требования прокурора в интересах граждан являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Увинского района УР в защиту интересов граждан к Администрации муниципального образования «Увинский район» о понуждении к принятию многоквартирного жилого дома в муниципальную собственность удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Увинский район» принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ***. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 6 июля 2012 года Судья Е.В. Лобанов