о признании права собственности в порядке наследования



Дело №2-791/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2012 года п.Ува УР

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Шаклеина А.В.

при секретаре судебного заседания Щекалевой И.Н.,

с участием истца Юшкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огнёвой О.Г. к Администрации МО «Увинский район» о признании права собственности в порядке наследования,

у с т а н о в и л:

Огнёва О.Г. обратилась в суд с иском о признании за ней права собственности на земельный участок площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***.

Требование обосновано тем, что У. умерла ***. До дня смерти она проживала с истцом и членами ее семьи по адресу: ***. После смерти У. открылось наследство на земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв.м. с жилым домом по адресу: *** и земельный участок с квартирой в ***. Огнёва О.Г. приняла наследство путем подачи заявления о выдаче свидетельства о праве наследство по закону нотариусу по месту открытия наследства, однако нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство отказала ввиду того, что в документах неверно указаны сведения о земельном участке с кадастровым номером *** площадью *** кв.м. по адресу ***. Так, в типовом договоре купли-продажи (купчая) земельного участка, зарегистрированном ***1999 г. комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Увинского района УР за ******. В свидетельстве на право собственности на землю серии *** делается ссылка на договор купли-продажи земельного участка ***. Фактически это один и тот же земельный участок, расположенный по адресу: УР, ***, принадлежащий У.

Оформление прав собственности на земельный участок в настоящее время без решения суда невозможно.

Фактически именно Огнёва О.Г. приняла наследство после смерти матери своевременно, в течение шести месяцев со дня ее смерти, продолжает проживать в квартире, распоряжается всей квартирой, земельными участками, своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, поэтому приобрела право собственности в порядке наследования по закону.

В судебном заседании:

Истец Огнёва О.Г. заявленные требования поддержала, обосновывая теми же доводами, что и в письменном заявлении.

Представитель ответчика Администрации МО «Увинский район» Бабина Н.А. (доверенность *** от ***) в суд не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом. По её просьбе, адресованной в письменном виде, на основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено без её участия. Судом принято к сведению мнение ответчика, выраженное в письменном отзыве, об отсутствии возражений по иску.

Е. (сестра истицы) привлеченная к участию по делу в качестве третьего лица на стороне истца, в суде полностью подтвердила доводы истицы и просила иск удовлетворить. Подтвердила тот факт, что Огнёва О.Г. действительно приняла в наследство все имущество после смерти матери, продолжает проживать в квартире и распоряжается всей квартирой и земельными участками. Сама она претензий на наследство не имеет, спора о праве нет.

Выслушав истца и третье лицо, проверив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Принятие наследства в силу ст.1153 ГК РФ осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.

Таким образом, под фактическим вступлением во владение наследственным имуществом, подтверждающим принятие наследства, признаются любые действия наследника по управлению, распоряжению и пользованию этим имуществом.

Как установлено в суде, У. умерла ***. До дня смерти она проживала с истицей по адресу: *** в принадлежащей ей квартире. На основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка, зарегистрированного *** комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Увинского района УР за *** принадлежал земельный участок площадью *** кв.м. с кадастровым номером *** расположенный по адресу: ***.

После смерти своей матери истица своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, продолжает проживать в наследственной квартире, распоряжается ей и земельными участками, приняла в наследство все принадлежащее ей имущество. Оформить наследственные права на указанный земельный участок Огнёвой не представилось возможным ввиду того, что в документах неверно указаны сведения о земельном участке с кадастровым номером *** площадью *** кв.м. по адресу ***, а именно: в типовом договоре купли-продажи (купчая) земельного участка, зарегистрированном *** комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Увинского района УР за ******, а в свидетельстве на право собственности на землю серии РФ *** делается ссылка на договор купли-продажи земельного участка ***.

Так же установлено, что принадлежащие наследодателю У. квартира и земельные участки по указанным адресам в порядке наследования перешли в собственность ее дочери Огнёвой Ольге Геннадьевне, которая фактически, в установленный законом срок, приняла в наследство имущество наследодателя, продолжая проживать в наследственной квартире как по постоянному месту жительства, своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства.

Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются: Свидетельством о смерти У. ***; типовым договором купли-продажи (купчая) земельного участка от ***; Свидетельством на право собственности на землю Серии ***; Письменным ответом нотариуса от ***; Заявлением о принятии наследства; Кадастровым паспортом земельного участка.

В. и О.., допрошенные в качестве свидетелей, в суде подтвердили тот факт, что Огнёва А.Г. после смерти матери У. приняла в наследство все её имущество, в том числе и принадлежащий ей земельный участок.

С учетом вышеизложенного суд считает доказанным то обстоятельство, что У. по договору купли-продажи (купчая) земельного участка, зарегистрированном *** комитетом по земельным ресурсам и землеустройству *** УР за ****** и Свидетельству на право собственности на землю серии *** приобрела в собственность именно земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв.м. по адресу: ***.

Так же суд полагает доказанным и то обстоятельство, что после смерти У. именно её дочь Огнёва О.Г. фактически приняла в наследство все ее имущество, в том числе и земельный участок. Таким образом, право собственности земельный участок, ранее принадлежащий У. перешло в прядке наследования ее дочери Огнёвой О.Г. При таких данных требование истца о признании права собственности на указанный земельный участок подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Огнёвой Ольги Геннадьевны к Администрации МО «Увинский район» о признании права собственности в порядке наследования, удовлетворить.

Признать за Огнёвой О.Г. (***) право собственности на земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: ***.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 01 месяца через Увинский районный суд.

Судья А.В. Шаклеин