о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии



Дело№2-561-2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2012 года пос.Ува УР

Увинский районный суд УР в составе судьи Ёлкиной В.А.,

при секретаре Хохряковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дедюхиной Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе о восстановлении пенсионных прав, признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У с т а н о в и л:

Истец Дедюхина Л.А. обратилась с вышеназванным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что с *** 1986 года по настоящее время она занимается педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Общий стаж педагогической работы составляет более 25 лет, что подтверждается записями в ее Трудовой книжке. В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Полагает, что ее педагогический трудовой стаж дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. В подтверждение права на пенсию по старости она предоставила *** 2012 года ответчику все необходимые документы, а ***2012 года им было вынесено Решение *** об отказе в установлении ей пенсии ввиду отсутствия стажа требуемой продолжительности не менее 25 лет. В Решении подтверждено наличие педагогического стажа 23 года 3 месяцев 19 дней и отказано зачесть в специальный стаж следующие периоды: с ***.1987 года по ***1988 года период учебы(1год), с ***1988 по ***1989 года академический отпуск(1 год), с ***1989 по ***1989 года период учебы (3месяца 12 дней). Итого 2 года 3 месяца 12 дней.

Отказ считает незаконным по следующим основаниям. Отказ мотивирован тем, что в специальный стаж не включается период учебы и отпуск по уходу за ребенком.

Согласно записей в Трудовой книжке она в период с ***1987 по ***1989 года являлась студенткой дневного отделения ***. До поступления в институт с ***1986 по ***1986 года она работала ***, с ***1986 по ***1987 г.-*** в *** средней школе, после учебы с ***1990 по настоящее время работает в МОУ«*** образовательная школа» На период учебы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, и действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Поэтому время учебы с ***1987 года по ***1988 года (1год) и с ***1989 по ***1989 года (3 месяца 12 дней) необходимо включить в специальный стаж.

В период с ***1988 года по ***1989 года она находилась в отпуске уходу за ребенком, что подтверждается Выпиской из приказа №161 по ГПИ от ***1988 года. Полагает, что для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следует руководствоваться законодательством, действовавшим на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком. На основании постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС №156/10-30 от *** 1982 года «О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС №677 от 22 августа 1989 года «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п.7 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦПС от 29 ноября 1989 года №23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуская по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и дополнительного отпуская без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет», согласно статьи 167 КЗоТ РФ отпуск по уходу за ребенком засчитывался в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. Закон предусматривал включение в стаж отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста трех лет. Поэтому период отпуска по уходу за ребенком должен быть засчитан полностью. Отказывая включить в стаж отпуск по уходу за ребенком, нарушаются ее конституционные права на пенсионное обеспечение. Она является гражданкой Российской Федерации, поэтому в отношении нее должны соблюдаться положения Конституции РФ, в частности положения статьи 6 (ч.2), статьи 15 (ч.4), статьи 17 (ч.1), статей 18,19 и 55 (ч.1), которые по смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. При оформлении отпуска по уходу за ребенком она полагала, что отпуск будет засчитан в специальный стаж. Полагает, что необходимый стаж работы для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости составляет более 25 лет. Поэтому отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконный. Восстановить свое право она может лишь в судебном порядке, поскольку Пенсионный фонд отказал в установлении пенсии.

Истец Дедюхина Л.А. просит восстановить ее пенсионные права, отменить Решение Управления ПФ РФ в Увинском районе *** от ***2012 года в части отказа включить ей в специальный стаж периода учебы с ***.1987 года по ***.1988 года (1год) и с ***1989 по ***1989 года (3месяца 12 дней) и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ***1988 года по ***.1989года (1год), а также в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Увинском районе включить ей, Дедюхиной Л.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды учебы с ***1987 года по ***1988 года (1год) и с ***1989 по ***1989 года (3 месяца 12 дней) и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ***1988 года по ***1989года (1год), всего 2 года 3 месяца 12 дней; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Увинском районе УР назначить досрочную пенсию с 09 апреля 2012 года; взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы в сумме 200 рублей.

В судебном заседании истец Дедюхина Л.А. свои требования поддержала в полном объеме, также подтвердила свои объяснения, данные в судебном заседании от ***.2012 года, согласно которых в 1986 году она закончила ***, и с ***1986 года работала *** средней школе. С ***1986 года по ***1987 года работала ***, затем поступила в ***, где проучилась год. С ***1988 года по ***1989 года она ушла в академический отпуск, а ***1988 года у нее родился ребенок. ***1989 года она вышла на учебу, ей определили свободное посещение, но она снова забеременела и решила дальше не учиться. В *** 1989 года она не вышла на зимнюю сессию, в *** 1990 года устроилась на работу. Считает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у нее уже возникло, период учебы в Глазовском пединституте подлежит включению в специальный стаж, так как до и после обучения в институте она работала педагогом, законодательством же не предусмотрено включение периода учебы в специальный стаж в зависимости от того, окончено обучение в учебном заведении или нет.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Увинском районе УР Лобанова М.А., действующая на основании доверенности, иск не признала и поддержала письменные возражения, согласно которых включение периода учебы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Списками не предусмотрено, как не предусмотрено действующим пенсионным законодательством включение в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, предоставленного заявителю в период учебы, указанный отпуск по своей сути является академическим отпуском. Спорные периоды не подлежат зачету в специальный стаж, который составил на момент обращения заявителя в пенсионный орган 23 года 3 месяца 19 дней. Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у Дедюхиной Л.А. отсутствует, просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица МОУ «***» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Дедюхиной Л.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Дедюхина(до брака-***) Л.А., *** года рождения, уроженка ***, в 1986 году окончила *** по специальности «***», и с ***1986 года работала *** средней школе, с ***1986 года переведена *** пришкольного интерната.

***.1987 года она уволилась с данной работы по собственному желанию, а с ***1987 года зачислена в число студентов 1 курса дневного отделения ***. Приказом *** по ГППИ от ***1988 года ей предоставлен академический отпуск с ***1988 года по ***1989 года по состоянию здоровья, что подтверждается также записью в трудовой книжке истицы. *** 1988 года у Дедюхиной Л.А. родилась *** Д., что подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка. Согласно выписки из приказа *** по ГГПИ от ***1988 года, Дедюхину Л.А., студентку *** группы, постановлено считать в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком с ***1988 года по ***1989 года.

***1989 года Дедюхина Л.А. отчислена из института как не возвратившаяся из академического отпуска (приказ *** от ***).

***1990 года Дедюхина Л.А. принята *** в *** школу, где работает по настоящее время.

***2012 года истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Увинском районе УР за назначением досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ***2012 года решением Управления *** в назначении Дедюхиной Л.А. досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 отказано ввиду отсутствия стажа требуемой продолжительности не менее 25 лет. Управление подтвердило наличие требуемого стажа по данному основанию 23 года 3 месяца 19 дней, и отказало в зачете в специальный стаж периодов с ***1987 г. по ***1988 г.- период учебы (1 год), с ***1988 г. по ***1989 г.- академический отпуск (1 год), с ***1989 г. по ***1989 г.- период учебы (3 месяца 12 дней).

Истица оспаривает отказ ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии, считая подлежащими зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды с ***1987 г. по ***1988 г. и с ***1989 г. по ***1989 г.- учёба в ***, и с ***1988 года по ***1989 года- период нахождения в академическом отпуске (как указывает истец- в отпуске по уходу за ребенком).

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В спорный период учебы истца (до 01.10.1993 г.) действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее по тексту Положение от 17.12.1959 года N 1397). Возможность включения в педагогический стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях и университетах была предусмотрена пунктом 2 указанного Положения, при условии, если непосредственно этому периоду предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В периоды до и после учебы в институте истица осуществляла педагогическую деятельность, которая зачтена ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Вместе с тем, суд признает спорный период с ***1987 г. по ***1989 г. не подлежащим включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Так, из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что особые условия для включения в специальный педагогический стаж периода учебы, не являющегося собственно периодом педагогической работы, введены законодателем с целью стимулирования повышения работниками своего образовательного уровня и получения педагогического образования. Таким образом, для включения периода учебы в стаж требуется получение образования гражданином в высшем учебном заведении, то есть его окончание. В соответствии с п. 1.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г., время обучения в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, в школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации подтверждается дипломами, свидетельствами, удостоверениями, а также справками и иными документами, выданными на основании архивных данных и содержащими сведения о периодах учебы. Таким образом, доказательством, подтверждающим получение образования, является диплом или иной документ, свидетельствующий о его окончании. Доказательств окончания обучения в высшем учебном заведении истец Дедюхина Л.А. не представила, в суде пояснила, что в 1989 году она снова забеременела и решила дальше не учиться, в декабре 1989 года она не вышла на зимнюю сессию, а в январе 1990 года устроилась на работу. Согласно записи *** от ***1989 года в трудовой книжке истца, на основании приказа по ГГПИ *** от ***1989 года Дедюхина Л.А. отчислена из института как не возвратившаяся из академического отпуска.

На основании изложенного, а также исходя из правового смысла и содержания Положения от 17.12.1959 года N 1397, суд приходит к выводу о том, что период учебы в Глазовском государственном педагогическом институте с ***.1987 года по ***1989 года(в том числе период академического отпуска с ***1988 года по ***1989 года) не подлежит включению в педагогический стаж истца. Причины, по которым Дедюхина Л.А. не окончила высшее учебное заведение, не являются юридически значимыми для включения периода учебы в стаж. Суд также не принимает во внимание ошибочные доводы истца о том, что законодательством не предусмотрено включение периода учебы в специальный стаж в зависимости от того, окончено обучение в учебном заведении или нет.

Не подлежит включению в специальный стаж истицы и период с ***1988 года по ***.1989 года, который на основании приказа *** по ГГПИ от *** считался периодом частично оплачиваемого отпуска Дедюхиной Л.А. по уходу за ребенком, поскольку по сути этот период являлся академическим отпуском, который не может быть включен в специальный стаж, как и период учебы в институте.

На момент обращения Дедюхиной Л.А. в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе - *** 2012 года - с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ее педагогический стаж составлял 23 года 3 месяца 19 дней, и на момент вынесения судом решения по данному делу требуемый в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 25-летний стаж не выработан.

Согласно ч.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что исковые требования Дедюхиной Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Дедюхиной Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав, признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации(государственное учреждение) в Увинском районе Удмуртской Республики *** от ***2012 года об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости- отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Увинский районный суд.

В окончательной форме решение изготовлено 31 июля 2012 года.

Судья- В.А.Ёлкина