жалоба на постановление судебного пристава исполнителя



Дело №2-126-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2011 года пос.Ува УР

Увинский районный суд УР в составе судьи Ёлкиной В.А.

При секретаре Осетровой Н.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «Увинский район» об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Увинского межрайонного отдела судебных приставов УФССП по УР Вавилова В.И. от 14.02.2011 года о взыскании исполнительского сбора,

У с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «Увинский район»(далее- Администрация МО «Увинский район») обратилась в суд с вышеназванным заявлением, мотивируя свои требования тем, что 14 февраля 2011 года судебным приставом-исполнителем Увинского МРО СП УФССП по УР Вавиловым В.И. в рамках исполнительного производства ***, возбужденного 07.02.2011 на основании исполнительного листа *** от 26.01.2011, выданного Увинским районным судом, вынесено постановление о взыскании с Администрации МО «Увинский район» исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Администрация МО «Увинский район» с вынесенным постановлением от 14.02.2011 не согласна в полном объеме по следующим основаниям. Так, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 07.02.2011 должнику был установлен срок для добровольного исполнения требования - предоставить П. жилое помещение по договору социального найма. Как указано в обжалуемом постановлении, исполнительный документ должником в срок не исполнен без уважительных причин; доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Данное утверждение не соответствует обстоятельствам дела.

Так, 26.01.2011 в адрес судебного пристава-исполнителя было отправлено письмо ***, свидетельствующее о том, что жилые помещения, приобретенные в 2010 году для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распределены. В 2011 году жилые помещения для указанной категории лиц не приобретались, конкурсы (запросы котировок) не проводились, так как лимиты на приобретение жилья не открыты. Также следует отметить, что в силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления за счет субвенций из бюджета Удмуртской Республики, которые в бюджет муниципального района не поступали, а в соответствии с Бюджетным кодексом РФ заключать гражданско-правовые договоры Администрация муниципального образования «Увинский район вправе после того, как будут доведены лимиты.

Таким образом, причины пропуска срока для добровольного исполнения в установленный 5-дневный срок являются уважительными и от действий Администрации МО «Увинский район» не зависит.

Администрация МО «Увинский район» просит постановление о взыскании исполнительского сбора от 14.02.2011 отменить полностью.

Представитель Администрации МО «Увинский район» Поздеева В.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствии.

Судебный пристав-исполнитель Вавилов В.И. с заявлением Администрации МО «Увинский район» не согласен, поддержал свои письменные возражения, согласно которых вынесенное 14.02.2011 года постановление о взыскании с должника исполнительского сбора соответствуют требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве». 07.02.2011 года им возбуждено исполнительное производство ***, и должнику Администрации МО «Увинский район» установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения Увинского районного суда, т.е. вне очереди предоставить гражданину П., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма по месту его жительства площадью не ниже установленных социальных норм. Данное постановление о возбуждении исполнительного производства должником получено 07.02.2011 года, о чем свидетельствует штамп Администрации МО «Увинский район». В данном постановлении должник предупреждается, что в случае не исполнения в добровольном порядке с него будет взыскан исполнительский сбор в сумме 5000 рублей. В жалобе заявитель указывает на тот факт, что в адрес Увинского МРО СП было направлено письмо от 26.01.2011 года, свидетельствующее о том, что жилые помещения в 2011 году для указанной категории граждан не приобретались и конкурсы на приобретение не проводились. Однако в Увинский МРО СП данное письмо в рамках указанного исполнительного производства не поступало. Просит в удовлетворении заявления Администрации МО «Увинский район» об отмене постановления от 14.02.2011 года о взыскании исполнительского сбора отказать.

Заслушав доводы судебного пристава-исполнителя, исследовав материалы дела, суд находит заявление Администрации МО «Увинский район» не обоснованными и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что решением Увинского районного суда от 24.12.2010 года иск прокурора Увинского района в интересах П. к Администрации МО «Увинский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма удовлетворен, на Администрацию МО «Увинский район» возложена обязанность предоставить П. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди по месту жительства по норме предоставления площади жилого помещения. Указанное решение суда обжаловано не было, вступило в законную силу.

07.02.2011 года судебным приставом-исполнителем Увинского МРО СП УФССП по УР Вавиловым В.И. на основании поступившего исполнительного листа, выданного 26.01.2011 года Увинским районным судом, предмет исполнения: обязать Администрацию МО «Увинский район» предоставить П. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди по месту жительства по норме предоставления площади жилого помещения, возбуждено исполнительное производство *** в отношении должника Администрации МО «Увинский район». Этим же постановлением должнику предложено в срок 5 дней со дня получения копии постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, Администрации МО «Увинский район» предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Пунктом 4 указанного выше постановления должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 руб.

Указанное постановление получено должником 07.02.2011 года, что подтверждается соответствующим штампом Администрации МО «Увинский район» на постановлении.

По истечении срока, установленного для добровольного исполнения, Администрацией МО «Увинский район» требования исполнительного документа исполнены не были.

14.02.2011 года судебным приставом-исполнителем Увинского МРО СП Вавиловым В.И. вынесено постановление о взыскании с должника Администрации МО «Увинский район» исполнительского сбора в размере 5000 руб. Как указано в постановлении, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено.

В соответствии со ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

В ходе судебного разбирательства установлено, что требования исполнительного документа до настоящего времени (фактически решение суда) должником не исполнено.

На основании ст.210 ГПК РФ решение подлежало исполнению после вступления его в законную силу.

Кроме того, согласно ч.2 и ч.3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии с ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» пятидневный срок является максимальным сроком для добровольного исполнения исполнительного документа, независимо от того, какие требования в нём содержатся.

Судебный пристав-исполнитель вправе не выносить постановление о взыскании исполнительского сбора лишь при доказанности неисполнения в срок исполнительного документа вследствие непреодолимой силы.

Исключением является предоставление должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, во время которых все исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются или производятся в новые сроки, установленные рассрочкой, что касается и исполнительского сбора (части 2, 3 ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Однако с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения Администрация МО «Увинский район» в период с 07.02.2011 года по 14.02.2011 года не обращалась. Лишь 18.03.2011 года Администрация МО «Увинский район» обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Увинского районного суда от 24.12.2010 года.

Судом установлено, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, Администрацией МО «Увинский район» судебному приставу-исполнителю не представлялось. Как не было представлено должником и доказательств того, что нарушение сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения. Доводы заявителя о наличии у него уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа ввиду не поступления в местный бюджет субвенций из бюджета Удмуртской Республики не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они не влияют на законность вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника исполнительского сбора.

При указанных обстоятельствах, с учетом совокупности изложенного, суд признаёт обжалуемое постановление о взыскании исполнительского сбора, а также действия судебного пристава-исполнителя по вынесению данного постановления законными и обоснованными, а заявленные требования Администрации МО «Увинский район» об отмене законного постановления - не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Администрации МО «Увинский район» об отмене вынесенного в рамках исполнительного производства *** постановления судебного пристава-исполнителя Увинского МРО СП УФССП по УР Вавилова В.И. от 14.02.2011 года о взыскании с Администрации МО «Увинский район» исполнительского сбора в размере 5000 руб.- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения через Увинский районный суд.

Судья- В.А.Ёлкина