административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ



Административное дело № 12 - 86/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Поселок Ува Удмуртской Республики 14 октября 2010 года

Увинский районный суд Удмуртской Республики под председательством судьи Бачеева С.Н., при секретаре Майшевой Л.В., с участием помощника прокурора Увинского района УР Тимкиной Л.С., государственного инспектора Увинского района УР по пожарному надзору Измайлова А.А., Васильева Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела в отношение главы муниципального образования «Чистостемское» Увинского района УР Васильева Н.П., *** года рождения, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Увинского района УР по пожарному надзору Измайлова А.А. от 31.08.2010 года глава муниципального образования «Чистостемское» Увинского района УР (далее по тексту МО «Чистостемское») Васильев Н.П. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем ему назначено наказание в виде штрафа в размере *** рублей. Васильев Н.П. обратился в Увинский районный суд УР с жалобой на данное постановление с требованием его отмены и прекращения производства по делу, мотивируя тем, что опашка противопожарных полос в деревнях *** не может быть произведена, поскольку земли указанных населенных пунктов являются государственными, соответственно, он как глава МО «Чистостемское» данными землями распоряжаться не может. Более того, Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ (далее по тексту Закон от 06.10.2003 года), которым определены полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, а также Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69 – ФЗ (далее по тексту Закон от 21.12.1994 года), которым определен перечень первичных мер пожарной безопасности, не возлагают на него как главу МО «Чистостемское» проведение опашки противопожарных полос. Кроме этого, необходимость оборудования средствами звуковой сигнализации на случай пожара деревень *** отсутствует, т.к. эти населенные пункты малочисленны, а дома, где проживают граждане, находятся рядом, поэтому в этой ситуации о пожаре лучше оповещать лично. Подъезд для пожарных машин к водоемам деревень *** имеется, но обеспечить его твердым покрытием Васильев Н.П. не может, т.к. для этого в бюджете МО «Чистостемское» денежных средств нет. При таких обстоятельствах, по мнению Васильева Н.П., его вины в совершении инкриминируемого ему в вину правонарушения нет.

В судебном заседании Васильев Н.П. доводы жалобы поддержал и пояснил, что проверка работниками отдела государственного пожарного надзора (далее по тексту ОГПН) Увинского района УР была проведена без его участия, о дне и времени проведения проверки он не извещался, тем самым она является незаконной. Кроме того, установка средств звуковой сигнализации на случай пожара в деревнях *** не целесообразна.

Государственный инспектор Увинского района УР по пожарному надзору Измайлов А.А. с доводами жалобы не согласился и пояснил, что постановление о привлечении Васильева Н.П. к административной ответственности вынесено на законных основаниях.

Суд, изучив материалы дела, заслушав показания Васильева Н.П., Измайлова А.А. и заключение прокурора, полагавшим необходимым отказать в удовлетворении жалобы, приходит к выводу, что жалоба Васильева Н.П. не обоснована и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, 05.08.2010 года прокуратурой Удмуртской Республики прокурору Увинского района УР поручено с привлечением специалистов подразделений государственного пожарного надзора проверить полноту и законность исполнения органами местного самоуправления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских округов и поселений Увинского района УР, предусмотренных статьями 14 и 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ. Во исполнение данного поручения прокурором Увинского района УР начальнику ОГПН Увинского района УР Красноперову Н.Н. в этот же день было поручено провести указанную проверку, по результатам которой было установлено, что в нарушение:

- п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее по тексту ППБ 01-03), на территории МО «Чистостемское» не произведена опашка противопожарных полос в деревнях ***;

- п. 114 ППБ 01-03 не оборудованы средствами звуковой сигнализации на случай пожара деревни ***;

- п. 94 ППБ 01-03 в деревнях Ключевая, Урдогурт и Лесоучасток на имеющихся естественных водоемах не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установи пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Как следует из фактических обстоятельств дела, выше указанные требования правил пожарной безопасности главой МО «Чистостемское» Васильевым Н.П. были нарушены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела по существу Государственный инспектор Увинского района УР по пожарному надзору Измайлов А.А. на основании представленных исчерпывающих доказательств правильно пришел к выводу о наличии в действиях Васильева Н.П. как главы МО «Чистостемское» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности.

Доводы Васильева Н.П. о том, что им не нарушены требования пожарной безопасности, что исключает наличие в ее действиях административного правонарушения, суд находит не состоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 17 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года № 294 - ФЗ в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

В связи с этим, поскольку в части обеспечения органами местного самоуправления первичных мер пожарной безопасности в границах городских округов и поселений внеплановая проверка проведена ОГПН Увинского района УР без извещения и участия главы МО «Чистостемское» Васильева Н.П., но в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций по поручению прокурора Увинского района УР, то сама проверка при указанных обстоятельствах носит законный и обоснованный характер.

Статья 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. На основании ст. 1 Закона от 21.12.1994 года под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Пунктами 94, 112 и 114 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, который является нормативным документом, установлено, что:

- при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления);

- на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны;

- для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Закона от 06.10.2003 года к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 19 Закона от 21.12.1994 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, помимо всего прочего, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, а также организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

В судебном заседании достоверно установлено, что: средствами звуковой сигнализации на случай пожара не оборудованы деревни ***; в деревнях *** на имеющихся естественных водоемах не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12 х 12 метров для установи пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; на территории МО «Чистостемское» не произведена опашка противопожарных полос в деревнях Чистостем и ***.

В связи с этим, поскольку главой МО «Чистостемское» Васильевым Н.П. не в полной мере выполнены требования указанных законов, а также пунктов 94, 112 и 114 ППБ 01-03 по своему характеру предусматривающих первичные меры пожарной безопасности, выполнение которых в силу выше указанных норм является обязанностью органов местного самоуправления, каковым является МО «Чистостемское», то суд считает, что обжалуемое Васильевым Н.П. постановление от 31 августа 2010 года является законным и обоснованным.

Наказание за совершенное правонарушение назначено Васильеву Н.П. с учетом тяжести содеянного и личности правонарушителя, в пределах санкции статьи.

Нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении материала Государственным инспектором Увинского района УР по пожарному надзору Измайловым А.А., влекущих безусловную отмену принятого решения, не выявлено, поэтому постановление от 31.08.2010 года является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

1. Постановление Государственного инспектора Увинского района Удмуртской Республики по пожарному надзору Измайлова А.А. от 31 августа 2010 года в отношении главы муниципального образования «Чистостемское» Увинского района УР Васильева Н.П. оставить без изменения, а его жалобу без удовлетворения.

2. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Увинский районный суд УР.

Судья: С.Н. Бачеев