Р Е Ш Е Н И Е
14.10.2010 года пос.Ува УР
Увинский районный суд УР в составе судьи Ёлкиной В.А.,
При секретаре Осетровой Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы Администрации МО «Булайское» Никифоровой И.М. на постановление начальника отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитасанитарному надзору по УР от ***.08.2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У с т а н о в и л :
Глава Администрации МО «Булайское» Никифорова И.М. постановлением начальника отдела земельного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по УР от ***.08.2010 года привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на нее наложен административный штраф в размере *** руб.
Не согласившись с указанным постановлением, глава Администрации МО «Булайское» Никифорова И.М. обжаловала его, просит постановление отменить и дело производством прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что в ходе проверки специалистами Р*** выявлен земельный участок, расположенный примерно в *** м восточнее д. ***, площадью *** га, на котором размещена свалка твёрдых бытовых отходов и мусора. Однако указанный участок не обмерялся, находится он в общей долевой собственности граждан - участников СПК «Дружба», при вынесении постановления эти обстоятельства не учтены. Кроме того, ею представлены постановление главы Администрации Увинского района УР от 12.01.2001 № 40 «Об отводе земельного участка Булайской сельской администрации под размещение свалки твердых бытовых отходов из земель СПК «Дружба», Правила благоустройства территории муниципального образования «Булайское», принятое решением Совета депутатов МО «Булайское» от 23.12.2008 № 31, протокол заседания координационного совета администрации МО «Булайское» от 22.03.2010, протоколы схода граждан об организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории населенных пунктов. Однако проверяющими это во внимание не принято, указано, что Администрация МО «Булайское» не является правопреемником Булайской сельской Администрации, в связи с этим сделан вывод о том, что свалка ТБО является несанкционированной. В то же самое время, Булайская сельская администрация была реорганизована в порядке присоединения к Администрации Увинского района. В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (п. 10 ст. 3).
Считает, что поскольку Постановление главы Администрации Увинского района УР от 12.01.2001 № 40 «Об отводе земельного участка Булайской сельской администрации под размещение свалки твердых бытовых отходов из земель СПК «Дружба» не отменено, не признано утратившим силу и как раз таки регулирует вопрос размещения отходов, то свалка не является несанкционированной. Далее в постановлении по делу об административном правонарушении от 31.08.2010 указано, что на свалках отсутствуют трафареты и ограждения, а также знаки запрещающие вывоз мусора. Однако какими нормативно-правовыми актами это регулируется, не указано.
Далее в акте указано, что ею, главой МО «Булайское» Никифоровой И.М., при наличии Правил благоустройства территории муниципального образования «Булайское» не налажена работа по сбору отходов производства и потребления, нет объекта для размещения мусора, т.е. свалка является несанкционированной. С этим выводом она не согласна, считает, что ее объяснения остались без внимания, не отражены в постановлении.
В постановлении сделан вывод о том, что она как глава МО «Булайское» не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Однако в протоколе об административном правонарушении не указаны нормативные правовые акты, требования которых ею нарушены, не указаны нормативно-правовые акты, обязывающие главу Администрации муниципального образования сельского поселения проводить мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, предназначенных для сельскохозяйственного производства, расположенных вне границ населенных пунктов.
Считает, что в инкриминируемом ей правонарушении отсутствует объект административного правонарушения, субъект и субъективная сторона. Доказательства ее вины в совершении правонарушения отсутствуют. Просит постановление отменить и дело производством прекратить.
В судебное заседание глава Администрации МО «Булайское» Никифорова И.М. не явилась, просила ее жалобу рассмотреть в ее отсутствие.
Представители Управления Р*** по УР Григорьевых А.З. и Власова Л.А. с жалобой не согласны, просят постановление оставить без изменения, жалобу главы Администрации МО «Булайское»- без удовлетворения. Пояснили, что в ходе проверки на территории МО «Булайское» выявлена несанкционированная свалка ТБО, участок, на котором находится свалка, входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, в другую категорию земель не переведен. Глава Администрации МО «Булайское» ненадлежащим образом ведет работу по организации сбора и вывоза бытовых отходов. В муниципальном образовании нет ни одного локального акта по организации свалки ТБО. Свалка ухудшает состояние земель, это можно определить даже визуально, никаких проб брать не нужно. С доводами заявителя о принадлежности земельного участка гражданам не согласны, поскольку доли граждан не определены, соответственно, всю ответственность за состояние земель несет Администрация муниципального образования в лице главы.
Свидетель И. показал, что как специалист отдела земельного контроля Управления Р*** по УР выезжал на проверку в муниципальное образование «Булайское» Увинского района, в ходе проверки была выявлена свалка бытовых отходов в *** метрах юго-восточнее от д.*** площадью *** га, свалка имеет отваловку землей высотой 4 метра. Данный участок под санкционированную свалку не выделяли, это земли сельскохозяйственного назначения. Никифорова И.М. представила постановление главы Администрации Увинского района от 2001 года, однако под организацию свалки, согласно этого постановления, был предоставлен участок в другом направлении- севернее д.***. То, что участок под свалкой не тот, определили по выкопировке.
Заслушав доводы участников процесса, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит жалобу главы Администрации МО «Булайское» Никифоровой И.М. обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.29.10 КоАП РФ по делу подлежит выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, закреплена в ч.3 ст.8.7 КоАП РФ содержит три самостоятельных состава правонарушения. При этом невыполнение мероприятий по предотвращению иных негативных воздействий обусловлено ухудшением качественного состояния земель.
В ходе проверки, проведенной специалистами Управления Россельхознадзора по УР в муниципальном образовании «Булайское», выявлен земельный участок площадью *** га, расположенный по адресу: ***, в границах МО «Булайское» примерно *** метров восточнее д.***, на котором размещена свалка отходов производства и потребления. Земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В постановлении по делу об административном правонарушении от 31.08.2010 года, вынесенном в отношении главы Администрации МО «Увинский район», указано, что документы, разрешающие отвод земельных участков под размещение свалок отходов производства и потребления в Администрации МО «Булайское» отсутствуют. Кроме того, на земельных участках, где размещены несанкционированные свалки, отсутствуют трафареты и ограждения, а также знаки, запрещающие вывоз мусора. Со ссылкой на п.18 ст.7 Устава МО «Булайское» сделан вывод о том, что глава Администрации МО «Булайское» Никифорова И.М. не наладила работу по сбору мусора, нет объектов для размещения отходов, свалка является несанкционированной, таким образом, происходит захламление земель сельскохозяйственного назначения. Администрация МО «Булайское» должна выполнять требования ст.42 ЗК РФ и в целях охраны земель не должна допускать захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий и использовать земельные участки в соответствии с разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде. В постановлении сделан вывод о том, что действия главы Администрации МО «Булайское» по невыполнению установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв ведут к ухудшению качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения, к деградации земли как природного объекта, предназначенного для ведения сельхозпроизводства. Факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв в результате захламления земель ТБО подтверждается, как указано в постановлении, актом проведения планового мероприятия и протоколом об административном правонарушении. При рассмотрении дела установлена причинно-следственная связь между бездействием главы Администрации МО «Булайское» и невыполнением установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв. Действия Главы Никифоровой И.М. квалифицированы по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** руб.
Оспариваемое постановление суд находит незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Так, в постановлении по делу об административном правонарушении от 31.08.2010 года не указано место совершения правонарушения, в тексте документа имеются ссылки на обнаружение свалки, при этом месторасположение этой свалки достаточно четко не определено, кроме того, в тексте имеются упоминания на земельные участки(свалки) во множественном числе. При рассмотрении жалобы главы Никифоровой И.М. выяснилось, что имеется постановление главы Администрации Увинского района №40 от 12.02.2001 года об отводе земельного участка Булайской сельской администрации под размещение свалки твердых бытовых отходов из земель СПК «Дружба», которое на настоящий момент не отменено. Глава Администрации МО «Никифорова И.М. в своем письменно объяснении как раз ссылалась на этот документ, однако ее объяснение при принятии решения по делу принято не было, лишь в суде представители Управления Р*** по УР выдвинули довод о том, что данное постановление на Администрацию МО «Булайское» не распространяется. Кроме того, свидетель И. показал, что участок по постановлению находится севернее д.Павлово, а свалка обнаружена юго-восточнее. Эти доводы судом проверены быть не могут, поскольку соответствующих измерений, фиксации обнаруженной свалки с помощью технических средств в ходе проверки не производилось.
Также не указано в постановлении, кому принадлежит земельный участок под свалкой ТБО. Имеющийся в материалах дела ответ из Увинского отдела Управления Росреесра по УР от *** о принадлежности обозначенного на схеме земельного участка(а на схеме обозначено два участка) гражданам-участникам СХТ «Дружба» не дает ответа на этот вопрос.
Нет в постановлении и ссылок на доказательства виновности главы Администрации МО «Никифоровой И.М. в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении начальником отдела земельного контроля не выяснялись и обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность лица, в настоящее время суд не может устранить указанное нарушение действующего административного законодательства.
Таким образом, постановление от 31.08.2010 года вынесено с существенным нарушением требований действующего административного законодательства, порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях, что не позволило должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Суд не может прийти к выводу о виновности или невиновности главы Администрации МО «Никифоровой И.М. в совершении административного правонарушения, устранить допущенные при рассмотрении дела нарушения, в связи с чем считает необходимым с учетом годичного срока давности привлечения лица к административной ответственности по делам о нарушении законодательства об охране окружающей природной среды возвратить дело на новое рассмотрение компетентному должностному лицу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу главы Администрации МО «Булайское» Никифоровой И.М. удовлетворить.
Постановление начальника отдела земельного контроля Управления Р*** по УР от 31.08.2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главы Администрации МО «Булайское» Никифоровой И.М. отменить и возвратить дело на новое рассмотрение компетентному должностному лицу Управления Россельхознадзора по УР.
Судья- В.А.Ёлкина