административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ



Административное дело № 12 – 46/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Поселок Ува Удмуртской Республики 07 июля 2011 года

Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Бачеева С.Н., при секретаре Майшевой Л.В., с участием Никоновой Н.А. и ее представителя Степанова В.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу главного врача муниципального учреждения здравоохранения «Увинская центральная районная больница» Никоновой Н.А. на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР Сулеймановой Е.И. от 27.04.2011 года ***,

у с т а н о в и л:

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР (далее по тексту ТУ Росфиннадзор в УР) Сулеймановой Е.И. от 27.04.2011 года *** должностное лицо главный врач муниципального учреждения здравоохранения «Увинская центральная районная больница» (далее по тексту МУЗ «Увинская ЦРБ») Никонова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, выразившегося в том, что она, являясь должностным лицом, допустила нецелевое использование средств выделенных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Фонда социального страхования РФ на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовый период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3-х месяцев на диспансерный учет. В частности, нарушение выразилось в том, что медицинским работникам МУЗ «Увинская ЦРБ» из выделенных вышеуказанных средств за ноябрь 2010 года произведена оплата очередного отпуска в сумме *** рублей *** копеек, первых двух дней временной нетрудоспособности в сумме *** рублей *** копеек и курсов специализации в сумме *** рубля *** копеек, оплата которых не входит в оплату труда медицинских работников, оказывающих выше указанные услуги. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Никонова Н.А. не согласившись с постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление. Жалоба мотивирована тем, что в период с 01 по 13 апреля 2011 года старшим контролером-ревизором ТУ Росфиннадзора в УР Гамберовой Т.А. проведена плановая проверка использования средств, выделенных в 2010 году из бюджета Фонда социального страхования РФ по УР на оплату МУЗ «Увинская ЦРБ» услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течении первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет. По результатам указанной проверки был составлен Акт проверки от 14 апреля 2011 года, согласно которого МУЗ «Увинская ЦРБ» допустило нарушения п. 8 Правил финансового обеспечения в 2010 году расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством РФ порядке размещен государственный или муниципальный заказ услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 987 (далее по тексту «Правила») и п. 6 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 февраля 2008 года № 51н (далее по тексту Приказ № 51н), которым утвержден порядок расходования указанных средств. Суть указанных нарушений, по мнению представителя надзорного органа, в том, что в МУЗ «Увинская ЦРБ» в 2010 году за счет средств полученных от родовых сертификатов производилась выплата отпускных, оплата пособия по временной нетрудоспособности за первые 2 дня и оплата среднего заработка в период нахождения на курсах специализации. Все указанные выплаты проверяющим представителем надзорного органа разбиты по месяцам, в зависимости от периода произведенных выплат. В дальнейшем каждый месяц (с апреля по декабрь 2010 года) стал основой для составления отдельного протокола об административном правонарушении. Однако средства, выделенные в 2010 году из бюджета Фонда социального страхования, были использованы в строгом соответствии с Правилами и Приказом № 51н, т.е. на оплату труда врачей, специалистов и среднего медицинского персонала. В соответствии с вышеназванными нормативными актами в МУЗ «Увинская ЦРБ» было разработано Положение по использованию указанных средств. В п. 1 раздела 2 Положения указано, что средства, предусмотренные на оплату услуг, распределяются в учреждении в соответствии с разделом 6 Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.2005 года № 152н, в частности по ст. 210 «оплата труда и начисления на оплату труда, включающую в себя подстатьи 211 «заработная плата» и 213 «начисления на оплату труда». Указанные средства направляются на оплату труда медицинских работников, если их служебная деятельность связана с процессом оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и в послеродовой период, а также диспансерному наблюдению детей, поставленных в течении первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет в МУЗ «Увинская ЦРБ». Также в Положении предусмотрено, что денежные выплаты, осуществляемые медицинским работникам, следует учитывать при расчете отпускных, оплате больничных листов. Вышеописанные формулировки Положения соответствуют нормам Трудового кодекса РФ и не противоречат Правилам и Приказу № 51н, т.к. в указанных нормативных актах, регулирующих порядок оплаты медицинских услуг, не содержится каких-либо указаний о запрете использования бюджетных средств при расчете и оплате отпускных, пособий по временной нетрудоспособности, средней заработной платы в период нахождения на курсах специализации, а также премий.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения средней заработной платы устанавливается единый порядок ее начисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя их фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска начисляется за последние календарные 12 месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней). Аналогичный порядок расчета средней заработной платы изложен также в Положении об особенностях порядка начисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922.

Кроме того, согласно приказа ТУ Росфиннадзора в УР № 01-03/118 от 30 марта 2011 года «О назначении проверки» проверяемый период в МУЗ «Увинская ЦРБ» составляет с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года. То есть результаты данной проверки, при наличии выявленных в указанный период нарушений, должны быть оформлены одним протоколом об административном правонарушении. Деление нарушений, выявленных в проверяемый период, по месяцам и составлений на каждый месяц отдельного протокола об административном правонарушении и дальнейшее привлечение должностного лица по каждому протоколу к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14. КоАП РФ, не основано на нормах действующего законодательства.

Более того, рассматриваемое правонарушение по документам надзорного органа допущено в МУЗ «Увинская ЦРБ» в ноябре 2010 года. В соответствии со статьей 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемом судьей, - по истечению трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Поэтому ни юридическое, ни должностное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по истечению срока привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании Никонова Н.А. жалобу поддержала и просила ее удовлетворить. Дополнительно пояснила, что выплаты по родовым сертификатам в МУЗ «Увинская ЦРБ» начались с 2006 года. Эти выплаты носят не разовый характер, а регулярно ежемесячно с 2006 года начисляется доплата за работу оказанную медицинскую помощь женщинам сотрудниками больницы. Эти выплаты входят в среднюю оплату труда. Согласно ст. 129 ТК РФ, в оплату труда входят и заработная плата, и отпускные, и начисления, и пособия по временной нетрудоспособности, и командировочные. Считать, что это разовые выплаты и не начислять на эти деньги отпускные – это не правильно и является нарушением трудового законодательства. Нецелевым использованием средств можно было бы назвать, если бы оплачивался труд тех специалистов, труд которых не должен был быть оплачен. С ее стороны, как руководителя учреждения, нет ущемления трудовых прав работников МУЗ «Увинская ЦРБ». Если она будет начислять им отпускные, не учитывая родовые сертификаты, они наоборот будут ущемлены, т.к. родовые сертификаты для врачей это существенная доплата. График отпусков сотрудников МУЗ «Увинская ЦРБ» существует с января по декабрь. Каждый сотрудник идет в отпуск по графику, круг лиц, которые работают по родовым сертификатам, не меняется. Те люди, которые недополучили эти средства в отработанный месяц, они их получают потом. В конце года, если остаются средства по родовым сертификатам, которые направлены на оплату труда, то проводится доначисления по этим остаткам пропорционально отработанному времени в течение года. Поэтому говорить, что эти люди недополучают и эти средства идут не по целевому использованию, не правильно. Эти средства доходят до тех людей, которые оказывают эти услуги. Деньги, получаемые МУЗ «Увинская ЦРБ» по родовым сертификатам, идут на оплату труда только тех медицинских работников, работа которых связана непосредственно с оказанием услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовый период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3-х месяцев на диспансерный учет. Другие медицинские работники данные денежные средства не получают.

Представитель Степанов В.А. в суде показал, что доводы Никоновой Н.А. он полностью поддерживает. При этом он дополнил, что квалифицировать действия главного врача МУЗ «Увинская ЦРБ» по 8 протоколам за весь 2010 год неправильно, т.к. правонарушение, если оно имеет место быть, является длящимся. По результатам проверки был составлен только один акт, в котором отражены все моменты нецелевого использования бюджетных средств. Все 8 протоколов об административных правонарушениях датированы одним числом, но с разницей в 1-5 минут. Это говорит о том, что протоколы были составлены заранее. Не могут быть протоколы реально изготовлены за такое короткое время. Этого времени не хватит даже на то, чтобы составить один протокол. Статья 28.2 КоАП РФ прописывает, что в себе должен содержать протокол об административном правонарушении. Форма протокола, где в графе «время» стоит прочерк, а потом поставлена дата. Данное обстоятельство говорит о том, что все протоколы были составлены заранее, а потом были подписаны. Тем самым, лица, подписавшие протоколы, не принимали участия в их составлении. Эти протоколы были составлены не в МУЗ «Увинской ЦРБ». Никонова Н.А. в составлении протоколов не принимала участия, никакого извещения о приглашении ее для составления протокола не было. В целом это говорит о том, что за этот промежуток времени она не могла воспользоваться услугами защитника, выразить свое несогласие с протоколом, подготовить замечания на него. Все это является существенным нарушением прав Никоновой Н.А. как лица привлекаемого к административной ответственности.

Представитель ТУ Росфиннадзора в УР Обухова Е.И. в судебном заседании от 28.06.2011 года показала, что проверка родовых сертификатов производится Росфиннадзором на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития № 51н, Постановления Правительства РФ. В этих двух нормативных документах четко прописано, что средства на оплату услуг распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовый период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемой по критериям, которые прописаны в этих же нормативных документах. А также распределяется между медицинскими работниками, осуществляющими диспансерное наблюдение детей в первый год жизни детей. И в первом и во втором случае акцент делается на то, что производится распределение средств между работниками, непосредственно принимавшими участие в оказании медицинской помощи. Оплата должна идти за фактически оказанную женщинам помощь. Распределение и выплата заработной платы производится на основании табеля учета рабочего времени, где четко прописано отработанное время и время отсутствия. В том случае, когда средства МУЗ «Увинская ЦРБ» направляются на оплату больничных и отпускных, происходит то, что работники, которые непосредственно участвуют в оказании медицинской помощи, недополучают средства, которые распределяются на отсутствующих. Когда наступает период отпусков июнь – июль месяц, мало того, что персонал сокращается, а рожениц меньше в летнее время не становится, однако деньги, которые распределяются в процентном соотношении, уходят отпускникам. Средства по родовым сертификатам МУЗ «Увинская ЦРБ» получает за каждую роженицу, за каждого ребенка. Это целевые деньги, которые идут на распределение. Нецелевое использование бюджетных средств не трактуется как длящееся правонарушение, в связи с чем и было составлено в отношении Никоновой Н.А. 8 административных протоколов.

Представитель ТУ Росфинандзора в УР от Пушина О.Г. в судебном заседании от 28.06.2011 года показала, что с жалобой не согласна по следующим основаниям. Проверка в МУЗ «Увинская ЦРБ» была проведена с 01 по 14 апреля 2011 года, был составлен акт в двух экземплярах, один из которых остался в ТУ Росфинандзора в УР, а второй в МУЗ «Увинская ЦРБ». Согласно требованиям административного законодательства, срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год. На момент составления протоколов об административных правонарушениях, в том числе и за ноябрь 2010 года, срок давности не истек, поэтому за ноябрь 2010 года протокол тоже был составлен. Было составлено 8 протоколов об административном правонарушении, т.к. каждый месяц МУЗ «Увинская ЦРБ» сдает в Фонд социального страхования отчеты, в том числе, и по родовым сертификатам, на основании которых в больницу возвращаются деньги. Поэтому правонарушение не длящееся, тем более МУЗ «Увинская ЦРБ» получает средства по родовым сертификатам за каждую оказанную услугу ежемесячно. Каждый месяц бывает разное количество беременных женщин и деньги каждый месяц перечисляются не в одинаковой сумме, а в зависимости от того, сколько было за этот месяц разовых услуг. Поэтому правонарушение не длящееся и за каждый месяц составлялся отдельный протокол об административном правонарушении.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, приходит к следующему.

Статьей 15.14 ч. 2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективной стороной состава правонарушения являются действия по нецелевому использованию средств государственных внебюджетных фондов. Порядок создания и использования средств этих фондов определяется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Субъектом административного правонарушения являются должностные и юридические лица.

Как следует из материалов административного дела, к административной ответственности привлечено должностное лицо – главный врач МУЗ «Увинская ЦРБ». Исходя из положений КоАП РФ статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности.

Административная ответственность должностных лиц по КоАП РФ возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей, т.е. как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская, тем самым, наступление общественно опасных последствий.

Согласно распоряжения главы администрации муниципального образования «Увинский район» УР от 31.03.2006 года № 65с, Никонова Н.А. назначена на должность главного врача МУЗ «Увинская ЦРБ».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.11.1996 года «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Следовательно, Никонова Н.А., являясь главным врачом МУЗ «Увинская ЦРБ», является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ.

Ей вменено нецелевое использование в ноябре 2010 года бюджетных средств фонда обязательного медицинского страхования, выделенных на оплату труда медицинских работников МУЗ «Увинская ЦРБ», а именно, в указанный период незаконно выделены целевые денежные средства на оплату очередного отпуска в сумме *** рублей *** копеек, первых двух дней временной нетрудоспособности в сумме *** рублей *** копеек и курсов специализации в сумме *** рубля *** копеек.

Одним из принципов бюджетной системы РФ установленных ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 147 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодеком РФ.

На основании п. 6 ст. 4 Федерального закона РФ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» от 28 ноября 2009 года № 294-ФЗ и п. 5 ст. 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28 ноября 2009 года № 292-ФЗ средства Фонда обязательного медицинского страхования в виде межбюджетных трансфертов передаются в Фонд социального страхования РФ для перечисления в учреждения здравоохранения, иных организаций, в которых в установленном законодательством РФ порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.

Федеральный закон РФ от 28 ноября 2009 года № 294-ФЗ согласно cт. 2 Бюджетного кодекса РФ является составной частью бюджетного законодательства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 987 утверждены Правила финансового обеспечения в 2010 году расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством РФ порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 февраля 2008 года № 51н утвержден Порядок расходования средств, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениями здравоохранения, иным организациям, в которых в установленном законодательством РФ порядке размещен государственный или муниципальный заказ, по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансера учет.

В соответствии с данным Приказом № 51н расходование средств должно осуществляться: на оплату труда; на обеспечение медикаментами; на оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения; на обеспечение дополнительного питания беременных и кормящих женщин.

Согласно п. 6 Приказа № 51н и п. 8 Правил средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемой по критериям в соответствии с Приложением № 2 к Приказу № 51н, а также между медицинскими работниками, осуществляющим диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет.

Из материалов дела следует, что в ноябре 2010 года медицинским работникам МУЗ «Увинская ЦРБ» за счет средств, полученных учреждением здравоохранения по родовым сертификатам, произведена оплата очередного отпуска, первых двух дней временной нетрудоспособности и курсов специализации.

Суд не усматривает в действиях должностного лица нецелевого использования вышеуказанных средств по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Конвенции № 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» (принята в городе Женева 01 июля 1949 года), в целях настоящей Конвенции термин «заработная плата» означает
независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказали, либо должны быть оказаны.

Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией РФ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Согласно ст. ст. 129 и 132 Трудового кодекса РФ под оплатой труда понимается совокупность отношений, связанных с установлением размеров и осуществлением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными и трудовыми договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Заработная плата (оплата труда) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты.

Таким образом, исходя из содержания ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, раскрывающей понятие заработной платы (оплаты труда), можно выделить три составляющие заработной платы, различные по своему содержанию, целям и основаниям начисления, а именно: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

В качестве стимулирующих выплат в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Согласно ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ данные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальный нормативный акт, предусматривающий стимулирующие выплаты, должен приниматься с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 135 ТК РФ).

В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера - прерогатива работодателя, то есть работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера таких доплат и надбавок. Стимулирующие выплаты могут быть установлены работодателем как в твердой денежной сумме, так и в процентах от оклада (тарифной ставки), от выполненного объема работы.

В МУЗ «Увинская ЦРБ» действует Положение по использованию средств, связанных с оплатой услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному наблюдению детей поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет в МУЗ «Увинская ЦРБ». Указанное положение согласовано с представительным органом работников (профсоюзным комитетом).

Пункт 1.2 указанного Положения предусматривает, что Положение направлено на стимулирование труда медицинского персонала МУЗ «Увинская ЦРБ» в зависимости от объема оказанных медицинских услуг, качества медицинской помощи при ведении беременности и родов, а также улучшения материально-технической базы родильного отделения и женской консультации МУЗ «Увинская ЦРБ».

Согласно п. 2.1 Положения денежные средства направляются на оплату труда медицинских работников, если их служебная деятельность связана с процессом оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет МУЗ «Увинская ЦРБ». Денежные выплаты, осуществляемые медицинским работникам, следует учитывать при расчете отпускных, оплате больничных листов.

С учетом вышеизложенного суд находит, что должностным лицом осуществлены выплаты в соответствии с требованиями Правил и Приказа № 51н, а также в соответствии с локальным нормативным актом работодателя.

По мнению суда, использование бюджетных средств фонда обязательного медицинского страхования, выделенных на оплату труда медицинских работников МУЗ «Увинская ЦРБ», на оплату очередного отпуска, первых двух дней временной нетрудоспособности и курсов специализации, не свидетельствуют о нецелевом характере использования бюджетных средств, поскольку принцип адресности указанных средств не нарушен, средства направлены в совокупности на оплату труда медицинских работников, участвующих в оказании услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному наблюдению детей поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет в МУЗ «Увинская ЦРБ».

Кроме того, исходя из буквального толкования понятия оплаты труда медицинских работников, отраженного в Правилах и Приказе № 51н, не раскрывается характер данной оплаты труда в контексте с ее целевым назначением, что позволяет суду прийти к выводу об отнесении данной оплаты как стимулирующей выплате, распределение средств, которой является прерогативой работодателя в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования РФ, расходуются учреждениями здравоохранения, в которых:

- оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, - на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала (в размере 35 - 45 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития РФ), обеспечение медикаментами женщин в период беременности (в размере 20 - 33 процентов указанных средств) и оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения;

- оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, - на оплату труда врачей-специалистов, среднего и младшего медицинского персонала (в размере 40 - 55 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин;

- осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, в первые 6 месяцев со дня постановки на учет, - на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей;

- осуществлялось диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет, во вторые 6 месяцев со дня постановки на учет, - на оплату труда врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвовавших в диспансерном (профилактическом) наблюдении указанных детей.

Пунктом 6 Приказа № 51н предусмотрено, что средства на оплату услуг, направляемые на оплату труда, распределяются между врачами-специалистами, средним и младшим медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, оцениваемого по критериям в соответствии с приложением № 2, а также между врачами-специалистами и средним медицинским персоналом, осуществлявшими диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет, в соответствии с положением об оплате труда.

Из смысла указанных норм следует, что оплата услуг должна производиться не всем без исключения работникам МУЗ «Увинская ЦРБ», а медицинским работникам чья профессиональная деятельность связана непосредственно с оказанием вышеуказанных услуг и они причастны к оказанию амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также осуществлению диспансерного (профилактического) наблюдения детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, за первые и вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения с момента постановки на диспансерный учет.

При этом не имеет значения находится ли медицинский работник оказывающий в силу специфики своей работы выше указанные услуги на больничном или в отпуске, или на своем рабочем месте, он в любом случае имеет право на получение денежных средств по родовым сертификатам, т.к. его профессиональная деятельность в целом связана с оказанием вышеуказанных услуг.

Вывод должностного лица в постановлении о привлечении Никоновой Н.А. к административной ответственности о том, что она в ноябре 2010 года допустила нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов, не подтвержден какими-либо доказательствами.

При указанных обстоятельствах, суд находит, что при рассмотрении дела руководителем ТУ Росфиннадзора в УР не доказан факт совершения должностным лицом Никоновой Н.А. вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, а также наличия в ее действиях вины.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.

Положения ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ предусматривают, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного взыскания.

Согласно ст. 24.5 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд считает необходимым постановление от 27 апреля 2011 года за *** отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 -30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Жалобу должностного лица - главного врача муниципального учреждения здравоохранения «Увинская центральная районная больница» Никоновой Н.А. удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Удмуртской Республике 27 апреля 2011 года за ***, в соответствии с которым должностное лицо - главный врач муниципального учреждения здравоохранения «Увинская центральная районная больница» Никонова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.14 КоАП РФ, отменить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения копии решения путем подачи жалобы через Увинский районный суд Удмуртской Республики.

Судья: С.Н. Бачеев