административное правонарушение по ст.20.4 ч.1,ч.3 и ч.4 КОАП РФ



Р Е Ш Е Н И Е

село Вавож УР 28 ноября 2011 года

Вавожский районный суд УР в составе судьи Борисова В.Т.

рассмотрев в судебном заседании 28 ноября 2011 года жалобу директора ООО «Торговый дом «Какмож» Зориной Е.А. на постановление главного государственного инспектора Вавожского района по пожарному надзору от 19 октября 2011 года,которым Зорина Е.А.,*** года рождения,уроженка ***,гражданка ***,работающая директором ООО «Торговый дом «Какмож»,проживающая по адресу:***, не привлекавшаяся к административной ответственности, не судимая

-привлечена к административной ответственности по ст.20.4 ч.1,ч.3 и ч.4 КОАП РФ к штрафу в сумме *** рублей

Заслушав Зорину Е.А.,изучив материалы дела,суд

У с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора Вавожского района по пожарному надзору от 19 октября 2011 года Зорина Е.А. привлечена к административной ответственности по ст.20.4 ч.1,ч.3 и ч.4 КОАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в сумме *** рублей за то,что она нарушила требования пожарной безопасности,а именно 13 октября 2011 года по результатам проведенной внеплановой выездной проверки в отношении объектов,эксплуатируемых ООО «Торговый дом «Какмож» установлено,что здании магазина,расположенном в *** в торговом зале на окнах установлены глухие металлические решетки(ППБ 01-03 п.40);

-в здании магазина,расположенном в *** в торговом зале огнетушитель расположен на высоте более 1,5 метра от пола до верхней части огнетушителя(ППБ 01-03 п.108, прил.3);

-в здании магазина,расположенном в ***,электрический чайник эксплуатируется без подставки из негорючих теплоизоляционных материалов(ППБ 01-03 п.60)

-в здании магазина,расположенном в ***,на момент проверки,несмотря на то,что в здании находятся люди,отсутствует возможность открывания запоров эвакуационного выхода из здания без ключа-дверь закрыта на замок(ППБ 01-03 п.52).

В жалобе в суд Зорина Е.А. просит отменить постановление, указывая,что проведенной проверкой нарушены ее права,предусмотренные ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года(ст.ст.10,15).Кроме того,ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности на каждом объекте возложена на заведующих магазинами приказом по предприятию.

В судебном заседании Зорина Е.И. поддержала жалобу и пояснила дополнительно,что в 2010 году в сентябре месяце проводилась госпожарнадзором проверка,было вынесено предписание,с которыми она согласна.7 октября 2011 года была назначена внеплановая проверка,целью которой являлось выполнение ранее выданных предписаний.В ходе проверки было обнаружено только 7 невыполненных пунктов предписания.За год она провела очень большую работу по устранению нарушений пожарной безопасности.Из невыполненных остались дорогостоящие работы:железные двери,замена оконных блоков.Все объекты у меня находятся в аренде,арендодателем является торфопредприятие «Нюрдор-Котья»,с которыми надо все сложные работы согласовать.Однако,кроме обнаруженных и указанных в предписании,выявили еще другие нарушения.которые не были отражены в предписании и на нее составлен протокол.Считает,что ее права нарушены.ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года предусмотрена процедура проведения внеплановых проверок.В данном случае необходимо было разрешение от прокурора на проведение внеплановой проверки.Аналогичные нормы содержатся и в ФЗ «О пожарной безопасности».

По глухим металлическим решеткам может пояснить,что решетки находятся изнутри и чтобы их убрать надо сменить полностью оконный блок и согласовать с арендодателем.Данный магазин размером где-то 43 кв.м.,четыре окна,на всех окнах имеются решетки.Имеется центральная двойная входная дверь и также эвакуационный выход.В этом магазине идет торговля промышленными товарами,проходимость в магазине минимальная, одновременно 2-3 человека.Загромождений товаром выходов нет,все они свободны.

В другом магазине было определено визуально,что огнетушитель висит на высоте более 1,5 метра до верхней части,однако,никто не измерял расстояние.В настоящее время огнетушитель спустили ниже.Однако,считает,что огнетушитель должен быть доступным и должен быть виден.Несколько саниметров никакой роли не играют.

Электрический чайник у нее нормальный,безопасный,после того,как вода вскипела,он автоматически отключается и ей непонятно,для чего их ставить на негорючие материалы.

В магазине по *** имеется эвакуационный выход.Запорные устройства сделаны из накладок и закрываются на замок.Во время проверки запорные устройства были закрыты на замок и ключ находился в замке.Продавцу было сделано замечание,что она не убрала замок.

Всего у нее 8 магазинов,находятся в 4 населенных пунктах.Сама она проживает в селе ***.Каждое утро магазины открывают продавцы-материально-ответственные лица.Каждый день проверять все магазины не получается.

Главный государственный инспектор Вавожского района по пожарному надзору Сидоров Е.М. пояснил,что при внеплановой проверке в первую очередь проверяется выполнение ранее выданного предписания,однако,при выявлении других,не указанных в предписании нарушений правил пожарной безопасности, согласно их Инструкции по осуществлению государственного пожарного надзора(Административный регламент) они должны принимать меры и по этим нарушениям. Кроме того,согласно административного законодательства,при выявлении нарушения составляется протокол и считается, что дело возбуждено.

Все нарушения, указанные в протоколе,конкретно в предписании не были указаны,однако,при проведении *** 2011 года, данные нарушения были выявлены впервые.По электрическому чайнику может сказать,что данный пункт нарушения можно читать двояко,по этим фактам возникают спорные моменты.Эвакуационный выход должен быть таким,чтобы он открывался без применения ключа.В данном случае непонятно,был замок в исправном состоянии или был он неисправный.

Выслушав Зорину Е.И.,главного государственного инспектора Вавожского района по пожарному надзору Сидорова Е.М.,изучив материалы дела,суд постановление государственного инспектора Вавожского района по пожарному надзору от *** 2011 года отменяет и производство по делу прекращает в виду отсутствия в бездействиях Зориной Е.А. состава административного правонарушения.

Статьей 20.4 ч.1 КОАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности,за исключением случаев,предусмотренных статьями 8.32,11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.

Статьей 20.4 ч.3 КОАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению,электроустановкам зданий,сооружений и строений,электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Статьей 20.4 ч.4 КОАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям,эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации,системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях,сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий,сооружений и строений.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03).

Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с требованиями ст.29.10 КОАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.Административный орган обязан указать,в результате каких виновных действий(действия или бездействия,совершенным умышленно или по неосторожности,согласно ст.2.2 КОАП РФ) лицо,привлекаемое к административной ответственности,совершило выявленные правонарушения,то есть наличие вины,и что учитывалось применительно к рассматриваемому делу(характер совершенного административного правонарушения,имущественное и финансовое положение юридического лица,обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность) при назначении административного наказания.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в здании магазина,расположенном в *** в торговом зале огнетушитель расположен на высоте более 1,5 метра от пола до верхней части огнетушителя(ППБ 01-03 п.108, прил.3);

-в здании магазина,расположенном в ***,электрический чайник эксплуатируется без подставки из негорючих теплоизоляционных материалов(ППБ 01-03 п.60).

Нарушение п.108 ППБ 01-03 прил.3,когда в магазине огнетушитель был расположен на несколько саниметров выше 1,5 метров от пола до верхней части огнетушителя,суд считает несущественным нарушением и силу своей малозначительности не может влечь административную ответственность должностного лица.

Пунктом 60 ППБ 01-03 установлено.что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается пользоваться электрочайниками, не имеющими устройств тепловой защиты,без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов,исключающих опасность возникновения пожара.По делу установлено,что в магазине использовался электрочайник с тепловой защитой,поэтому суд в этой части не находит нарушения со стороны Зориной Е.А. правил пожарной безопасности.

По составу административного правонарушения,предусмотренного ст.20.4 ч.4 КОАП РФ суд приходит к выводу,что в бездействиях Зориной Е.А. также отсутствует состав административного правонарушения.В материалах дела имеются приказы о назначении ответственных лиц по соблюдению мер противопожарной безопасности в каждом отдельном магазине.По мнению суда,именно продавец магазина в *** после открытия магазина должна была убрать замок,чтобы в случае пожара лица,находящиеся в магазине,могли без труда отодвинуть запор и открыть двери.При этом суд соглашается с доводами Зориной Е.А.,что она не может каждый день ездить со своего населенного пункта в другие населенные пункты и проверять состояние магазинов.

Между тем,существенными и имеющими значение для рассматриваемого дела обстоятельствами является ссылка Зориной Е.А. на нарушение административным органом требований ФЗ №294 от 26.12.2008 года,что,несомненно,влечет прекращение производства по делу.

Согласно ст.6.1 ФЗ от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»,основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган государственного пожарного надзора:

сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем пункта3 частипятой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью12 статьи10 Федерального закона от 26 декабря 2008года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Предварительное уведомление организации о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце третьем пункта3 частипятой настоящей статьи, не допускается.

Статья 10 ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» предусматривает организацию и проведение внеплановой проверки и предусматривает,что :

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

11. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями части 2 настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

13. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

14. В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

17. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

18. В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.

Системный анализ ст.6.1 ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» позволяют суду сделать вывод,что при внеплановой проверке может осуществляться лишь контроль исполнения выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности,что установлено,в частности пунктах 1,2,3 и 4 абзаца 9 ст.6.1 ФЗ «О пожарной безопасности»,иначе смысл как принятых положений,установленных в ст.6.1 ФЗ «О пожарной безопасности» и ст.10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля»,так и в целом самих законов,теряется.

Каких-либо данных в деле,что установлен особый противопожарный режим на соответствующей территории,имеются обращения,заявления и сообщения граждан и организаций,не имеется.Поэтому у административного органа не было оснований проводить проверку за рамками ранее выданного предписания и возбуждать дело об административном правонарушении.

Учитывая нарушения органом государственного пожарного надзора требований ФЗ «О пожарной безопасности» и ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля»,суд считает,что в бездействиях Зориной Е.А. отсутствует событие административного правонарушения и призводство по делу прекращает на основании ст.30.7 ч.1 п.3 КОАП РФ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6,30.7 КоАП РФ, суд

Решил:

Постановление главного государственного инспектора Вавожского района по пожарному надзору от *** 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении Зориной *** по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ,по ч.3 ст.20.4 КОАП РФ и по ч.4 ст.20.4 КОАП РФ, которыми на нее наложено административное наказание в виде штрафа в сумме 15 тысяч рублей отменить и производство по делу прекратить в виду отсутствия события административного правонарушения.

Жалобу Зориной Е.А. удовлетворить.

Копию решения направить в ОГПН Вавожского района.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Увинский районный суд УР в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий судья: В.Т.Борисов