о наложении административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ



Гражданское дело № 12 – 16 - 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Поселок Ува Удмуртской Республики 23 марта 2011 года

Увинский районный суд Удмуртской Республики под председательством судьи Бачеева С.Н. при секретаре Майшевой Л.В., с участием Кулигиной Л.А. и государственного инспектора Увинского, Селтинского и Сюмсинского районов УР по пожарному надзору Кудрявцева О.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу Кулигиной Л.А. на постановление государственного инспектора Увинского, Селтинского и Сюмсинского районов УР по пожарному надзору Чаузова А.А., вынесенное 21 февраля 2011 года,

у с т а н о в и л:

Кулигина Л.А. обратилась в Увинский районный суд УР с жалобой на постановление государственного инспектора Увинского, Селтинского и Сюмсинского районов УР по пожарному надзору Чаузова А.А. от 21.02.2011 года, которым она как должностное лицо отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В связи с этим на нее наложен штраф в размере 1000 рублей. Данное постановление Кулигина Л.А. просит изменить, мотивируя это следующим.

Согласно п. 2.1 государственного контракта от 20 июля 2010 года № 1-КЖФ по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно - жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков Министерства обороны РФ (далее по тексту Контракт), государственный заказчик в лице Министерства обороны РФ передает, а исполнитель в лице ОАО «С***» принимает на эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание казарменно - жилищный фонд. При этом, согласно п. 2.1.1 Контракта исполнитель обязуется в соответствии с законодательством РФ и условиями настоящего Контракта оказывать услуги по технической эксплуатации казарменно - жилищного фонда, по текущему ремонту объектов имущественного и коммунального комплекса.

Согласно понятиям, сокращениям и терминам, указанным в п. 1.1 Контракта, под технической эксплуатацией объектов понимается система технического обслуживания и текущего ремонта объектов, включающая в себя планирование и проведение всех необходимых организационно - экономических и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности и типовых потребительских качеств объектов и выполнения их функционального назначения. Под текущим ремонтом объекта понимается комплекс работ и организационно - технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем объекта для поддержания эксплуатационных показателей.

Поскольку, согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ под мерой пожарной безопасности понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности, то с учетом положений Контракта на ОАО «С***» возложена обязанность по проведению мероприятий, направленных на обеспечение сохранности объектов и, следовательно, выполнение требований пожарной безопасности. Данная позиция подтверждена письмом ФГКЭУ «К***» от 17.11.2010 года, в соответствии с которым в обязательства ОАО «С***» входит содержание, эксплуатация казарменно - служебного фонда.

Кулигина Л.А. в должности старшего помощника начальника отдела (по финансово - экономической работе) с 01.06.2010 года. Ответственной по соблюдению пожарной безопасности и электробезопасности в отделе военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам она назначена приказом *** от 12.08.2010 года. После возложения на нее данных обязанностей ею 18.08.2010 года была сделана заявка на устранение нарушений требований пожарной безопасности. В сентябре 2010 года был проведен общий осенний осмотр здания отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому, составлен акт и сделана смета - расчет на замену крыши, пола и окон. 03.02.2011 года была составлена заявка на устранение требований пожарной безопасности с учетом корректировки цен в 2011 году, которая была отправлена в АХО военного комиссариата УР и директору ОАО «С***» Р.. 21.02.2011 года была сделана заявка на устранение нарушений требований пожарной безопасности и представлена в АХО военного комиссариата УР вместе с ответом на распоряжение военного комиссара УР от 14.02.2011 года № ***. Таким образом, ею проводилась соответствующая работа по устранению нарушений требований пожарной безопасности, однако, в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета по расходной статье по пожарной безопасности, устранить выявленные замечания не представляется возможным. Поэтому она считает, что, поскольку она впервые привлекается к административной ответственности и с ее стороны отсутствует причинение вреда, то это дает право установить в отношении нее меру ответственности в виде предупреждения, что она и просит.

В судебном заседании Кулигина Л.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме и пояснила, что она согласна с тем, что в отделе военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР были выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Однако, при вынесении постановления об административном правонарушении не было учтено то, что ответственной за противопожарную безопасность она лишь с августа 2010 года. За это же правонарушение наказан и начальник отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР П..

Государственный инспектор Увинского, Селтинского и Сюмсинского района УР по пожарному надзору Кудрявцев О.П. с доводами жалобы не согласился и пояснил, что в декабре 2009 года в отделе военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР была проведена проверка соблюдения мер пожарной безопасности. По ее результатам на имя военного комиссара было внесено предписание, согласно которого в срок до 01.12.2010 года должны были быть устранены выявленные нарушения. В декабре 2010 года с целью проверки выполнения данного предписания военной прокуратурой Ижевского гарнизона с участием специалистов ГУ МЧС России по УР был осуществлен выезд в здание отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР, где были вновь выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые имели место и в декабре 2009 года. Другими словами со стороны ответственных лиц за пожарную безопасность за целый год с декабря 2009 года ничего сделано не было. В связи с этим, военным прокурором Ижевского гарнизона было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.02.2011 года, а постановлением государственного инспектора Увинского, Селтинского и Сюмсинского районов УР Чаузовым А.А. от 21.02.2011 года *** Кулигина Л.А. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 1000 рублей. За это же правонарушение наказан и начальник отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР П..

Допрошенный по делу в качестве свидетеля П. по делу пояснил, что начальником отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР он работает с августа 2010 года. При передаче ему дел от прежнего руководителя ему стало известно, что имеется предписание от 24.12.2009 года ***, согласно которого отделу военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР предписано в срок до 01.12.2010 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в декабре 2009 года. Как потом оказалось, ответственным за противопожарную безопасность в отделе военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР с августа 2010 года является Кулигина Л.А., которая о существовании предписания узнала только с его слов в августе 2010 года. Поскольку военный комиссариат является бюджетной организацией, то в срок до 01.12.2010 года и наличия малого времени устранить выявленные в 2009 году нарушения требований пожарной безопасности не представилось возможным. П. как начальника отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР также за указанное нарушение привлекли к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 1000 рублей. Данное постановление он не обжаловал, т.к. не успел, хотя с ним полностью не согласен.

Суд, изучив материалы дела, заслушав показания Кулигиной Л.А., Кудрявцева О.П. и П., приходит к выводу, что жалоба Кулигиной Л.А. обоснована и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании приказа начальника отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР от 12 августа 2010 года *** ответственным за пожарную безопасность указанного отдела назначена помощник начальника отдела по финансово-экономической работе Кулигина Л.А..

Как установлено в судебном заседании, в декабре 2010 года военной прокуратурой Ижевского гарнизона с участием специалистов ГУ МЧС России по УР была проведена проверка исполнения должностными лицами отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР законодательства, направленного на усиление противопожарной защиты. В ходе проверки установлено, что Кулигина Л.А. как ответственное лицо за пожарную безопасность нарушила требования пожарной безопасности, установленные ст. 151 Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 № 123-ФЗ, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), введенных в действие приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 года № 313, а именно:

- автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находится в неисправном состоянии (п. 96 и 98 ППБ 01-03);

- ширина проступи лестничного марша выполнена менее 25 см., а высота ступени менее 22 см. (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.30 СНиП 21-01-97*);

- ширина лестничной площадки выполнена менее ширины лестничного марша (п. 3 ППБ 01-03, п. 6.31 СНиП 21-01-97*);

- в трех кабинетах (в секретном, в КСА, в бухгалтерии) в оконных проемах установлены глухие решетки (п. 40 ППБ 01-03);

- не выполнены замеры сопротивления изоляции электропроводов и кабелей (п. 57 ППБ 01-03, п. 2.12.17 ПТЭЭП);

- не выполнен монтаж молниезащиты здания (СО 153-34.21.122-2003, п. 3 ППБ 01-03);

- на втором этаже не разработан и не вывешен план (схема) эвакуации людей в случае возникновения пожара (п. 16 ППБ 01-03);

- соединения жил электрических проводов и кабелей выполнены «вскрутку», без помощи опрессовки, пайки, сварки, спецзажимов (п.57 ППБ 01-03, ПУЭ п.2.1.21);

- на огнетушители не заведена необходимая документация: журнал учета проверки наличия и состояния огнетушителей, а также эксплуатационные паспорта установленной формы (п. 108 ППБ 01-03, прил. 3).

Учитывая изложенное, суд считает, что вина Кулигиной Л.А. как ответственной за пожарную безопасность в здании отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нашла свое подтверждение.

Вместе с тем, как следует из материалов административного дела, Кулигина Л.А. в отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Увинскому и Вавожскому районам УР принята на работу на основании приказа от 01.06.2010 года *** на должность старшего помощника начальника отдела (по финансово - экономической работе). Указанная должность, по мнению суда, не наделена правовым статусом должностного лица, который предусмотрен примечанием к статье 2.4 КоАП РФ, согласно которого под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. В связи с этим, Кулигина Л.А. не может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ как должностное лицо. Она является субъектом данного правонарушения, однако лишь как физическое лицо. Поэтому постановление государственного инспектора Увинского, Селтинского и Сюмсинского районов УР по пожарному надзору Чаузова А.А. от 21.02.2011 года в этой части подлежит изменению.

Следует отметить, что Кулигина Л.А. на основании приказа от 12.08.2010 года *** назначена ответственным за противопожарную безопасность лишь с указанной даты. Выявленные в ходе проверки проведенной в декабре 2010 года нарушения требований пожарной безопасности имели место и в декабре 2009 года. Став ответственной за противопожарную безопасность она в силу объективных причин (бюджетное финансирование, отсутствие достаточного времени для устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности) не смогла устранить выявленные нарушения. Таким образом, по мнению суда, с учетом всего выше изложенного при назначении наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Кулигиной Л.А. как физического лица можно ограничится назначением наказания в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.2 – 30.9 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

1. Изменить постановление государственного инспектора Увинского, Селтинского и Сюмсинского районов УР по пожарному надзору Чаузова А.А. по делу об административном правонарушении от 21 февраля 2011 года о наложении административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ на Кулигину Л.А..

Считать Кулигину Л.А. как физическое лицо виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением ей наказания в виде предупреждения.

2. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи жалобы через Увинский районный суд УР.

Судья: С.Н. Бачеев