административное правонарушение,предусмотренное ст.18.8 ч.1 КОАП РФ



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

село Вавож 01 ноября 2011 года

Судья Увинского районного суда Удмуртской республики Борисов В.Т.,

При секретаре Трефиловой Н.С.

рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении

Булия И.Б.,*** года рождения,уроженца ***,гражданина ***,***,проживающего без регистрации брака с К. ***, ***,проживающего в ***, ***, ***

- в совершении административного правонарушения,предусмотренного ст.18.8 ч.1 КОАП РФ

У с т а н о в и л :

Булия И.Б., являясь гражданином Грузии,проживает на территории РФ без регистрации с *** 2001 года,чем нарушает режим пребывания в РФ,установленный статьей 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Булия И.Б. виновным себя в совершении административного правонарушения признал и пояснил,что в Вавожский район УР с Грузии он приехал в 1997 году,после чего работал в колхозе имени ***.С 1997 года же он проживает с К.,ранее она носила фамилию Ф..***Он хотел заключить брак,но Вавожском районном отделе ЗАГса у него попросили справку о семейном положении,что он не женат.Данную справку он запросил с Грузии и справку он получил заказным письмом с Грузии.Он принес справку в Вавожский районный отдел ЗАГСа и ему в заключении брака отказали,пояснив,что справку надо заверить или в Минюсте Грузии или в посольстве Грузии в ***.Потом они поехали в центральный ЗАГС в ***,где сказали,что справка нормальная,однако,она уже просрочена и если бы не была просрочена,то брак бы оформили.

По приезду в 1997 году в Вавожский район у него был паспорт гражданина СССР,инспектор ПВС Кузьмин ему объяснил,что надо ехать в Грузию и получать паспорт гражданина Грузии.Он поехал в феврале 2001 года в Грузию,где получил гражданство Грузии,получил паспорт гражданина Грузии и после приезда в Вавожский район по визе его зарегистрировали временно на 3 месяца.27 июля 2001 года срок пребывания его на территории России истек.После этого он постоянно бегал насчет регистрации,писал письма в ***,собирал документы и сдавал в ПВС Вавожского РОВД,однако,документы не принимали,говорили,что по паспорту гражданина Грузии,что у него имеется,документы принимать не будут.От безысходности он уже сидел дома, лишь бы его не трогали и не депортировали.

Срок действия грузинского паспорта,который выдан 5 лет,истекает *** 2011 года.Завтра,то есть *** 2011 года он с сожительницей К. и *** детьми:*** уезжают в Грузию, первначально с ***, а оттуда на быстроходном катере от Сочи поплывут на Батуми.

Два раза в год постоянно органы миграционной службы составляли на него протокол за нарушение режима пребывания на территории РФ и назначали наказание в виде штрафа.Кроме того, суд также его наказывал,однако,наказание в виде выдворения не назначали из-за того,что у него имеются на иждивении *** дети.

С назначением дополнительного наказания в виде выдворения за пределы РФ он согласен и желает,чтобы суд вынес в отношении него такое наказание как выдворение,так как в любом случае он уже совершил нарушение и если такое наказание не примут здесь,то его в любом случае могут наказать в любом уголке России при выявлении,что он нелегально находится на территории РФ.В Грузии у него проживают родители,брат, сестра.

Выслушав объяснения Булия И.Б. и изучив материалы дела,суд вину Булия в совершении административного правонарушения находит доказанной.

Согласно ст.5 п.1 и 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина,прибывшего в РФ в порядке,не требующем получения визы,не может превышать 90 суток,за исключением случаев,установленных настоящим ФЗ.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или срока,установленного настоящим ФЗ,если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Установлено,что Булия с 2001 года проживает в селе Вавож без регистрации.

Действия Булия И.Б. суд квалифицирует по ст.18.8 ч.1 КОАП РФ-нарушение иностранным гражданином режима пребывания(проживания) в РФ,выразившееся в отсутствии документов,подтверждающих право на пребывание(проживание) в РФ,а равно в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

Обстоятельств,смягчающих и отягчающих наказание Булия И.Б. не имеется.Каких-либо данных о привлечении Булия ранее к административной ответственности не представлено.

Назначая наказание,суд учитывает длительность нарушения Булия миграционного законодательства,его семейное положение,желание самостоятельно в ближайшие дни выехать за пределы РФ.

С учетом совокупности всех обстоятельств дела,суд назначает Булия и такой вид наказания как административное выдворение за пределы РФ.При назначении дополнительного наказания суд руководствуется следующим.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), а также устанавливает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).

Данные права в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями).

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в редакции от 18 июля 2006 г.).

Данной норме корреспондирует ст. 18.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции от 5 ноября 2006 г., устанавливающая административное наказание за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Санкция ч. 1 ст. 18.8 Кодекса в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" невозможность получения им в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Вместе с тем исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". В статьях 26 и 27 данной Конвенции закрепляется положение о том, что ее участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Аналогичные разъяснения содержатся и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных Кодексом.

В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Вместе с тем, учитывая изложенное выше о месте и роли международно-правовых актов в правовой системе Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что, включив эти акты в свою правовую систему, Российская Федерация тем самым наделила содержащиеся в них нормы способностью оказывать регулирующее воздействие на применение положений внутреннего законодательства.

На этом основании представляется, что решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 г., в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

В статье девятой указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.

В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.

Кроме того, Европейский Суд по правам человека акцентировал внимание на том, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 26 марта 1992 г. по делу "Бельджуди (Beldjoudi) против Франции", от 21 июня 1988 г. по делу "Беррехаб (Berre-hab) против Нидерландов", от 18 февраля 1991 г. по делу "Мустаким (Moustaguim) против Бельгии", от 19 февраля 1998 г. по делу "Дали (Dalia) против Франции", от 7 августа 1996 г. по делу "C. против Бельгии", от 28 ноября 1996 г. по делу "Ахмут (Ahmut) против Нидерландов" и др.).

По смыслу положений указанных Конвенций, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.

Поэтому, исходя из вышеприведенных норм,обстоятельств совершения административного правонарушения,суд исходит из действительной необходимости применения к Булия И.Б. такой меры ответственности как выдворение за пределы РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.1,29.7-29.11 КОАП РФ,

П о с т а н о в и л :

Булия И.Б. признать виновным в совершении административного правонарушения,предусмотренного ст.18.8 ч.1 КОАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в сумме *** рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Увинский районный суд УР в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Увинского районного суда

Удмуртской Республики В.Т.Борисов