Решение о взыскании недоначисленной зарплаты



Дело № –409/2010

РЕШЕ Н И Е

ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2010 годап.Увельский

Челябинской области

Увельский районный суд Челябинской области в составе:

ПредседательствующегоКирсановой С.Е.,

СекретаряТугалевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой ФИО9 к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Каменская средняя общеобразовательная школа» ( <адрес>), Министерству образования и науки <адрес>, пл.Революции, <адрес>) о взыскании недоначисленной доплаты к заработной плате за работу в специальных ( коррекционных) классах, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Кузнецова Н.В. обратилась в суд с иском к МОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленнойдоплаты к заработной плате за работу в специальных ( коррекционных) классах.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что она работает в МОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» в должности учителя русского языка и литературыс ДД.ММ.ГГГГ, при этом с 2005 года в школе были созданы специальные (коррекционные) классы, в которых истец осуществляет педагогическую деятельность наряду с работой в общеобразовательных классах. При этом рекомендацииМинистерства образования и науки России и Профсоюза работников народного образования и науки России о повышении ставок заработной платы на 15-20 % за специфику работы в специальных (коррекционных) классах администрацией школы не выполняются. Истец считает, что работодателем незаконно не начислялась и не выплачивалась доплата к должностному окладу за работу в специальных (коррекционных) классах, в связи с чем просила суд взыскать с ответчика недоначисленную доплату в размере 15 % к заработной плате за период с сентября 2005 года по август 2010 годав общей сумме 21 261руб. 52 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 10 000руб.

В судебном заседании истец Кузнецова Н.В. настаивала на заявленных требованиях.

Представитель ответчика МОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» Пересыпкина В.В. в судебном заседании против требований возражала, пояснила, что фонд оплаты труда работников МОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа» ежегодно устанавливается субъектом РФ и расходуется в соответствии с Уставом образовательного учреждения, локальными нормативными актами.Положением о введении доплат и надбавок работникам школы за деятельность, неоплачиваемую по ЕТС на 2009 -2010 учебный год, согласованным с председателем Совета трудового коллектива школы, из-за отсутствия достаточных средств не предусмотрены доплаты за работу в специальных (коррекционных) классах.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерства образования и науки Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещен, в ходатайстве представитель по доверенности Рогулина С.В. просила о рассмотрении дела без её участия, по существу требований представила отзыв.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации Увельского муниципального района Говорухина С.В. в судебном заседании против требований возражала, пояснила, что локальным нормативным актом школы предусмотрены доплаты за классное руководство, проверку тетрадей и другие, из-за недостатка выделяемых средств и малокомплектности коррекционных классов доплата за работу в этих классах не предусмотрена.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив в судебном заседании специалиста ФИО6, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 12 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) «Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и ( или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников…»

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными…).

К образовательным относятся учреждения следующих типов: …общеобразовательные ( начального общего, основного общего, среднего ( полного) общего образования); …специальные ( коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования детей; и другие.

В соответствии с Уставом МОУ «Каменская СОШ», утвержденным постановлением Главы Увельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированным в МИФНС № по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ, Каменская средняя общеобразовательная школа Увельского района Челябинской области является муниципальным общеобразовательным учреждением ( л.д.).

Согласно статьи 28.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) - «К полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся… осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации….

Частью 2 статьи 28.1 определено, что «Средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета»

Частью 3 данной статьи установлено, что «Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из: численности обучающихся в образовательных учреждениях по образовательным программам, количества образовательных учреждений…»

Согласно подпункта 6.1 части 1 статьи 29 данного Федерального закона «К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации».

Статьей 31 данного Закона предусмотрены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования : это организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ …

Во исполнение Федерального закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) Законом Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 438-ЗО «О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования» установлено - «Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего ( полного) общего образования… в муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов. Субвенции предоставляются местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, который определяется на основании методики расчета размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан в сфере образования».

Нормативы финансирования определены законом Челябинской области от 24.04.2008 года № 264 - ЗО «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений» ( л.д.).

В соответствии со статьей 11 Закона Челябинской области от 24.04.2008 года № 264 - ЗО «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений» определено: «Органы местного самоуправления муниципального района…осуществляют распределение субвенции между общеобразовательными учреждениями в соответствии с нормативами в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год».

Статьей 12 данного закона установлено - «Общеобразовательные учреждения в общем объеме средств, рассчитанном на основании нормативов, прогнозируемой на соответствующий финансовый год среднегодовой численности обучающихся, корректирующих коэффициентов, доведенном до общеобразовательного учреждения, самостоятельно определяют долю: расходов на компенсационные выплаты педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, на учебники и учебные пособия…, расходов на фонд оплаты труда. При этом расходы на фонд оплаты труда педагогических работников должны составлять не менее 70 % от общего фонда оплаты труда…»

Ссылку истца Кузнецовой Н.В. на невыполнение администрацией МОУ «Каменская СОШ» требований статьи 129 Трудового Кодекса РФ, предписывающей, что «Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплатыкомпенсационного характера) и стимулирующие выплаты ( доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)», суд считает необоснованной, поскольку:

-разделом 4 Положения об оплате труда работников, размерах, порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат МОУ «Каменская СОШ», согласованным председателем профкома работников школы и утвержденным директором школы 01.09.2009 года установлены выплаты стимулирующего характера….., при этомдоплата заработувкоррекционных классах не предусмотрена ( л.д.);

Статьей 333 Трудового Кодекса РФ - «Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю…»

Обстоятельствами дела установлено, что в соответствии с приказами по МОУ «Каменская СОШ» ( л.д.):

№ от ДД.ММ.ГГГГ открыты классы коррекционно-развивающего обучения в следующем составе:

5 «Б» класс - 9 учеников;

6»Б» класс - 10 учеников;

7»В» класс - 8 учеников;

8»В» класс - 9 учеников;

9»Б» класс - 10 учеников.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ:

2»Б» класс - 9 учеников;

5»А» класс - 6 учеников;

6»Б» класс -10 учеников;

7»Б» класс – 10 учеников;

8»В» класс – 8 учеников;

9»В» класс – 8 учеников.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ:

3»Б» - 9 учеников;

6»А» - 10 учеников;

7»Б» - 10 учеников;

8»Б» - 11 учеников.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ:

4»Б» класс - 9 учеников;

7»А» класс -10 учеников;

8»Б» класс- 10 учеников;

9»Б» класс- 10 учеников.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ

5»Б» класс - 9 учеников;

8»А» класс -10 учеников;

9»Б» класс- 12 учеников.

При этом, согласно учебных планов специальных (коррекционных) классов на каждый учебный год истец Кузнецова Н.В. имела педагогическую нагрузку ( л.д.):

на 2005 -2006 учебный год - 28 часов в неделю - общая, из них 17часов в коррекционных классах ( 5 «Б», 6 «Б» по 8.5 часа с января по август 5»Б» -8.5 часа);

на 2006 -2007 учебный год – 24.5 часа – общая, из них 8.5 часов в коррекционных классах ( 6 «Б»);

на 2007 -2008 учебный год - 20.5 часов общая, из них 8 часов – в коррекционных классах ( 7»Б»);

на 2008 -2009 учебный год - общая 19.5 часов, из них 8 часов в коррекционных классах ( 8»Б»);

на 2009 -2010 учебный год- общая 21.5 часов, из них 7 часов – в коррекционных классах ( 9»Б»).

Согласно пункта 23 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, размерах, порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат ( доплат, надбавок, премий и других выплат), утвержденного постановлением Главы Увельского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ - доплата за дополнительную работу ( классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами, лабораториями, успеваемость в группе (классе) и т.д. ) определяется муниципальным учреждением самостоятельно, закрепляется в локальном акте учреждения, согласовывается с Управлением образования или в коллективном договоре и выплачивается в пределах утвержденного фонда оплаты труда ( л.д.).

В соответствии со статьями 24, 25 данного Положения - «Работникам Учреждения за сложность, напряженность, интенсивность труда, высокую результативность, качество работы выплачиваются надбавки за сложность или напряженность выполняемой работы. Размеры надбавок за сложность или напряженность выполняемой работы, порядок и основные показатели, являющиеся основанием для их установления, определяются Учреждением самостоятельно, закрепляются в коллективных договорах или локальных актах Учреждения и выплачиваются в пределах утвержденного фонда оплаты труда ( л.д. ).

В соответствии с п.5.3 Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Каменская средняя общеобразовательная школа» -«Школа в пределах имеющихся у неё средств самостоятельно определяет систему оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера. Заработная плата каждого работника выплачивается за выполнение функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором с учетом тарифно-квалификационных требований ( л.д.).

В соответствии с разделом № Коллективного договора Муниципального образовательного учреждения «Каменская средняя общеобразовательная школа Увельского района», заключенныммежду работодателем в лице директора Пересыпкиной В.В. и работниками школы в лице председателя профкома, утвержденным общим собранием работников МОУ «Каменская СОШ» 09.02.2008 года, профсоюзный комитет обязуется: принимать участие в составлении тарификации к началу учебного года и согласовывать учебную нагрузку педагогов; осуществлять контроль за правильностью установления должностных окладов и тарификационных ставок, своевременностью выплаты заработной платы, установлением дифференцированных выплат и надбавок к должностным окладам и ставкам ( л.д.).

Ссылку истца Кузнецовой Н.В. на то, что администрацией школы неправильно расходуются предусмотренные расчетом фонда оплаты труда по МОУ «Каменская СОШ» на 2009, 2010 годыденежные средства в п.п. 2.3 в размере 642 тыс.руб., 558 тыс.руб. соответственно, которые должны, по мнению истца, идти на оплату работы педагогов в классах коррекции, суд считает необоснованной, поскольку:

-согласно информации МОУ «Каменская СОШ» ( л.д. ), наполняемость классов коррекции является меньшей по сравнению с предельной, установленной Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Правительством РФ от 12 марта 197 года № ( с изменениями и дополнениями) - в коррекционном учреждении устанавливается предельная наполняемость классов… для детей, имеющих задержку психического развития, - 12 человек ( л.д.).

-кроме того в число учащихся класса коррекции входят лица, обучающиесяна домашнем обучении: 5 человек – индивидуальное обучение больных на дому и 1 человек ребенок -инвалид, всего 6 человек (л.д. ), из чего следует, чтофактически на уроках в классах коррекции присутствуют учащиеся за исключением обучающихся на дому, но закрепленных за тем или иным классом;

-пояснениями представителя ответчика Пересыпкиной В.В. ( л.д. ), пояснений специалиста ФИО6 ( л.д. ) установлено, что в связи с малокомплектностью школы (средняя наполняемость класса достигает 17 человек при норме 25 человек) и низкой наполняемостью классов коррекции ( до 12 человек) оплата труда педагога в этих классах в расчете фонда оплаты труда, устанавливаемого Управлением образования Увельского района при распределении субвенции из областного бюджета не предусмотрена;денежные суммы, указанные в п.2.3. расчета ( 642 тыс.руб. в 2009 году, 558 тыс.руб. в 2010 году) расходуются администрацией школы в соответствии с локальными нормативными актами на проведение педагогами, психологом школы предусмотренных в учебных планах коррекционных классов дополнительных часов в виде индивидуальных и групповых коррекционных занятий ( л.д.);

-статьей 6 Рекомендаций Министерства образования и науки России и Профсоюза работников народного образования и науки России от 26 октября 2004 года № АФ-947/96 « Об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений», устанавливающей повышение ставок заработной платы (должностных окладов) педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях в размере 15-20% за работу в специальных ( коррекционных) образовательных учреждениях (классах) для обучающихся с отклонениями в развитии, определено, что конкретный перечень работников, которым могут повышаться должностные оклады ( ставки) и конкретный размер этого повышения устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися, имеющими отклонения в развитии… ( л.д.);

-статьей 26 Положения об оплате труда работников, размерах порядке и условиях применения стимулирующих и компенсационных выплат ( доплат, надбавок, премий и других выплат) МОУ «Каменская СОШ» », утвержденного директором МОУ «Каменская СОШ» и согласованного с председателем профкома работников 01.09.2009 года ( л.д.) определено: «Предусмотренные действующим законодательством, коллективным договором или локальными актами Учреждения надбавки и доплаты, начисляются к тарифной ставке( окладу) работника»;

-статьей 16 данного Положения установлено - «Работникам Учреждения за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение тарифных ставок (окладов) в следующих размерах и случаях: педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому детей, имеющих ограниченные возможности здоровья на основании медицинского заключения - 20 процентов ( л.д.);

- статьей 21 данного Положения установлены виды доплат за дополнительную работу, не входящую в должностные обязанности работников: классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами, успеваемость в классе, подготовка победителя всероссийских, международных олимпиад и т.п.При этом доплата заработу в (специальных) коррекционных классах не включена в данный перечень ( л.д.)

-Положением о введении доплат и надбавок работникам МОУ «Каменская СОШ» за деятельность, не оплачиваемую по ЕТС на 2009-2010учебный год, исходя из количества классов - комплектов ( 15 классов-комплектов) на 2009 -2010 учебный год, согласованным с председателем Совета трудового коллектива, утвержденным директором Пересыпкиной В.В. - доплата учителям, работающим в классах коррекции с наполняемостью менее 14 учащихся, не предусмотрена, алогичные положения разрабатывались, согласовывались с председателем Совета трудового коллектива и утверждались директором МОУ «Каменская СОШ» на 2008 -2009, 2007-2008 учебные годы ( л.д.).

Таким образом, исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что ответчиком администрацией МОУ «Каменская СОШ»распределение фонда оплаты труда, определенного согласно Закона Челябинской области № 264 –ЗО от 24.04.2008 года «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений», осуществляется в соответствии с Уставом учреждения МОУ «Каменская СОШ», Коллективным договором, локальными нормативными актами МОУ «Каменская СОШ» в пределах выделенных средств, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

При принятии Законодательным собранием Челябинской области изменений в Закон Челябинской области «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений» с учетом возможностей областного бюджета, Совет школы МОУ «Каменская СОШ», являясь высшим органом школьного самоуправления, не лишен права рассмотреть вопрос о внесении изменений в локальные нормативные акты МОУ «Каменская СОШ» в части расходования средств фонда оплаты труда школы ( л.д.).

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Кузнецовой ФИО10 к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Каменская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Челябинской области о взыскании недоначисленной доплаты к заработной плате за работу в специальных ( коррекционных) классах за период с сентября 2005 года по сентябрь 2010 года, компенсации морального вреда- отказать.

Решение можетбыть обжаловано в Челябинский областной суд черезУвельскийрайонный суд в течение 10 дней.

Решение выполнено в совещательной комнате на компьютере.

С у д ь я

Копия верна

С у д ь яС.Е.Кирсанова