Решение о признании права пользования жилым помещением



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«03» марта 2011 года

Увельский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Сердюковой С.С.

при секретаре Лейба Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Серюковой ФИО12 к администрации Увельского муниципального района Челябинской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, понуждении заключения договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Серюкова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Увельского муниципального района Челябинской области о признании права пользования жилым помещением, понуждении заключения договора социального найма. В обоснование иска указала, что в 1999 г. она была направлена в <адрес> на работу в качестве учителя математики Половинской основной школы Увельского района Челябинской области. В августе 1999 г. с ведома и согласия председателя колхоза <данные изъяты> <адрес>, администрации Половинского сельского поселения Увельского муниципального района <адрес> она была вселена в <адрес> по <адрес> <адрес>, в которой проживает по настоящее время. После вселения ей был произведен ремонт данной квартиры. В период проживания в указанном жилом помещении она осуществляла оплату коммунальных услуг, производила капитальные и текущие ремонты. По вопросу заключения договора социального найма она обратилась к ответчику. В заключении договора социального найма ей было отказано, так как она зарегистрирована по другому адресу. Другого жилья в собственности она не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является. Просила суд признать за ней право пользования указанной квартирой, обязать администрацию Увельского муниципального района Челябинской области заключить с ней договор социального найма.

В судебном заседании истец Серюкова Н.В. уточнила исковые требования, просила суд признать за ней право пользования квартирой № <адрес> по <адрес> <адрес> на условиях договора социального найма, обязать администрацию Увельского муниципального района Челябинской области заключить с ней договор социального найма.

Представитель ответчика – администрации Увельского муниципального района Челябинской области Пищальников С.Н. иск не признал, указав на то, что Серюкова Н.В. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла и не состоит, с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении не обращалась, нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке не признавалась, решение о предоставлении ей указанного помещения на условиях договора социального найма не принималось. Право собственности на <адрес> по <адрес> <адрес> государственную регистрацию не прошло. В реестре объектов муниципальной собственности <адрес> значится объект – здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> Предусмотренные законом основания для заключения с Серюковой Н.В. договора социального найма в настоящее время отсутствуют.

Представитель третьего лица – Глава администрации Половинского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области Миронов А.С. пояснил, что имеются лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставить указанное помещение Серюковой Н.В. не представляется возможным, т.к. она не состоит на таком учете. Почтовый адрес: Челябинская область, Увельский район,<адрес> занимаемому истцом помещению не присваивался, объект имеет прежний адрес: <адрес>, <адрес>.

Представитель третьего лица - директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Половинская основная общеобразовательная школа» Кузьмина А.М. полагала, что иск подлежит удовлетворению, указав на то, что она работает в Половинской основной общеобразовательной школе Увельского района Челябинской области с 1974 г., более 20 лет – в должности директора школы. В 1999 г. в школу в качестве учителя математики в порядке перевода была принята Серюкова Н.В. В это время колхоз <данные изъяты> <адрес> произвел реконструкцию здания детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. В указанном здании предполагалось разместить жилье для учителей. Серюкова Н.В. была вселена в <адрес> указанного здания. Только по причине юридической неграмотности Серюкова Н.В. не написала заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье. Оформить надлежащие документы на данный объект им до настоящего времени не удалось, несмотря на неоднократные обращения в администрацию Половинского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области, администрацию Увельского муниципального района Челябинской области.

Представитель третьего лица - Областного государственного унитарного предприятия «Областной Центр технической инвентаризации» по Челябинской области Калинина Н.Н. пояснила, что по данным технического учета здание, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> в настоящее время состоит из двух частей, в одной части находится магазин и квартира, во второй части – две квартиры.

Представитель третьего лица – Управления образования администрации Увельского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен.

Заслушав стороны, третьи лица, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие «01» января 1984 г. граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью».

Порядок вселения граждан в жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда регламентировался главой 1 раздела Ш Жилищного кодекса РСФСР, Правилами учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Челябинской области, утвержденными решением Челябинского облисполкома и облсовпрофа от ДД.ММ.ГГГГ № с последующими изменениями.

Согласно ст.ст. 28-30 Жилищного кодекса РСФСР нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане подлежали постановке на учет.

В соответствие со ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежали рассмотрению в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении гражданам сообщалось в письменной форме.

Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были изложены в п. 14 Правил учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Челябинской области, утвержденных решением Челябинского облисполкома и облсовпрофа от 13.11.84 г. № 452 с последующими изменениями.

Из содержания ст. 40 Жилищного кодекса РСФСР следовало, что жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставлялось гражданам в пределах нормы жилой площади, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

Особенности обеспечения граждан жилыми помещениями в домах колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов были установлены ст. 41.1 Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии со ст. 42 Жилищного кодекса РСФСР в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов жилые помещения предоставлялись гражданам исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.

Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения в домах общественного жилищного фонда предоставлялись гражданам по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдавал гражданину ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Согласно ст. 33 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.

Согласно п. 10 ст. 36 Жилищного кодекса РФ учителя и другие педагогические работники общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений обеспечивались жильем в первую очередь.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда подлежал заключению в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии – соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.

В судебном заседании установлено, что согласно Постановлению № администрации <адрес> от «27» декабря 1994 г. здание детского сада по адресу: <адрес>, <адрес>, подлежало безвозмездной передаче колхозом им. <адрес> - администрации Половинского сельского поселения <адрес> (л.д. 184).

«01» сентября 1999 г. Серюкова Н.В. была принята учителем математики Половинской основной общеобразовательной школы <адрес>, что подтверждается вкладышем в трудовую книжку ЕТ-1 №, выданным Комсомольским РОНО <адрес> «20» июля 1987 г. (л.д. 187-188).

Из объяснений истца – Серюковой Н.В., следует, что колхозом им. <адрес> была произведена реконструкция указанного здания. По устной договоренности директора Муниципального общеобразовательного учреждения «Половинская основная общеобразовательная школа» с администрацией Половинского сельского поселения <адрес>, с ведома и согласия председателя колхоза им. Ленина <адрес> она была вселена в одну из изолированных частей указанного здания, представляющую собой двухкомнатную квартиру.

На момент вселения Серюкова Н.В. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла, с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствующие органы не обращалась, нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке признана не была, решение о предоставлении ей данного помещения на условиях договора социального найма не принималось, ордер не выдавался. В данном помещении по месту жительства Серюкова Н.В. зарегистрирована не была.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом № администрации Половинского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области от «08» февраля 2011 г. (л.д. 178), объяснениямиистца – Серюковой Н.В., представителя ответчика – администрации Увельского муниципального района Челябинской области – Пищальникова С.Н., представителей третьих лиц: Главы администрации Половинского сельского поселения Увельского района Челябинской области – Миронова А.С., директора Муниципального общеобразовательного учреждения «Половинская основная общеобразовательная школа» Кузьминой А.М.

Принимая во внимание то, что на момент вселения данное помещение являлось нежилым, передаче в пользование на условиях договора социального найма не подлежало, установленный действующим жилищным законодательством порядок предоставления жилья на условиях договора социального найма соблюден не был, суд приходит к выводу о том, что право пользования указанным помещением на условиях договора социального найма у Серюковой Н.В. не возникло. Основания для признания за Серюковой Н.В. права пользования данным помещением на условиях договора социального найма отсутствуют.

«01» марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ.

В настоящее время здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>, пер. <адрес> внесено в реестр объектов муниципальной собственности <адрес>, что подтверждается выпиской, выданной Комитетом по управлению имуществом Увельского муниципального района <адрес> «02» марта 2011 г. (л.д. 185).

Порядок перевода нежилого помещения в жилое, в том числе, в случае необходимости переустройства или перепланировки, установлен ст. 23 Жилищного кодекса РФ. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в случае его реконструкции выдается в порядке, предусмотренном ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

Данные об изменении объекта недвижимого имущества подлежат внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, предусмотренном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ.

«21» октября 2002 г. Главой Увельского района Челябинской области было принято Постановление № о переводе детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в жилое помещение с проведением реконструкции под две квартиры (л.д. 180).

Из технических паспортов, представленных Областным государственным унитарным предприятием «Областной Центр технической инвентаризации» по Челябинской области, следует, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> в настоящее время состоит из двух частей, в одной части находится магазин и квартира, во второй части – две квартиры (л.д. 57-177).

Почтовые адреса указанным квартирам в установленном законом порядке не присваивались, что подтверждается объяснениями представителя третьего лица – Главы администрации Половинского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области Миронова А.С.

«06» августа 2009 г. ФИО2 <адрес> дано разрешение № на ввод в эксплуатацию объекта - <адрес> <адрес> <адрес> (л.д. 9).

Изменение статуса указанного объекта недвижимого имущества в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, до настоящего времени не зарегистрировано.

Согласно уведомлению №, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области «03» марта 2011 г. сведения об объекте недвижимого имущества – квартире, расположенной по адресу: <адрес>, пер. Школьный, 8-1, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 191).

Из содержания ст. 49 Жилищного кодекса РФ следует, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (п. 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (п. 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 3). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 4).

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно ст. 15 Закона Челябинской области «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда от 25.08.2005 г. № 400-ЗО с изменениями органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если их доходы и стоимость имущества ниже размера дохода и стоимости имущества, установленного органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного в Челябинской области.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 14.01.2011 г. № 6 установлена величина прожиточного минимума в Челябинской области в 4 квартале на душу населения для трудоспособного населения в размере 5 666 рублей.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Случаи внеочередного предоставления жилья изложены в ч.2указанной статьи. Педагогические работники образовательных учреждений таким правом не наделены.

На учете в качестве нуждающейся в жилом помещении Серюкова С.В. не состоит, с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в администрацию Увельского муниципального района Челябинской области не обращалась, нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке признана не была, решение о предоставлении ей данного помещения на условиях договора социального найма не принималось, что подтверждается письмом администрации Увельского муниципального района Челябинской области (л.д. 179), объяснениями сторон.

При решении вопроса о наличии у Серюковой Н.В. права на предоставление по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, применительно к требованиям ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, суд принимает во внимание также то обстоятельство, что среднемесячный заработок Серюковой Н.В. (л.д. 193) превышает величину прожиточного минимума, установленного в Челябинской области для трудоспособного населения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что к категории граждан, указанных в ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ Серюкова Н.В. не относится.

Ссылка представителя истца - адвоката Кобелева Н.В. в обоснование заявленных требований на ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, принята быть не может по следующим основаниям.

В соответствии с указанной статьей педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на первоочередное предоставление жилой площади.

Жилищным кодексом РФ, введенным в действие «01» марта 2005 г., предоставление жилья на условиях договора социального найма в первоочередном порядке не предусмотрено.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ с изменениями «с «01» марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до «01» марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Как было указано выше, Серюкова Н.В. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла и не состоит, с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в органы местного самоуправления не обращалась, нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке признана не была.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд предусмотренных законом оснований для понуждения администрации Увельского муниципального района Челябинской области заключить с Серюковой Н.В. договор социального найма данного помещения не усматривает.

Оплата Серюковой Н.В. коммунальных услуг о возникновении у нее права пользования указанным помещением на условиях договора социального найма не свидетельствует.

Указание истца – Серюковой Н.В. на то, что ей в данном помещении были произведены неотделимые улучшения, на существо спора не влияет. Серюкова Н.В. имеет право на подачу иска о взыскании стоимости указанных улучшений, которое после вынесения данного решения не утрачивается.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Серюковой ФИО13 к администрации Увельского муниципального района Челябинской области о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, понуждении заключения договора социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Увельский районный суд Челябинской области в 10-дневный срок.

Председательствующий судья: