решение об обязании устранить требования пожарной безопасности



Дело № 2-166-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«04» мая 2011 года

Увельский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Сердюковой С.С.

с участием прокурора Размочкина П.П.

при секретаре Лейба Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Увельского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Увельская центральная районная больница», администрации Увельского муниципального района Челябинской области об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Увельского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Увельская центральная районная больница, администрации Увельского муниципального района Челябинской области об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой Увельского района Челябинской области проверки в здании врачебного амбулаторияс. <адрес> Увельского района Челябинской области по адресу: Челябинская область, Увельский район, <адрес> были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Просил суд обязать ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании врачебного амбулатория <адрес> Увельского района, Челябинской области: обязать администрацию Увельского муниципального района, Муниципальное учреждение здравоохранения «Увельская Центральная районная больница» устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в здании врачебного амбулатория<адрес> Увельского района Челябинской области по адресу: Челябинская область, Увельский район, <адрес> оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией, оборудовать помещения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, выполнить перезарядку первичных средств пожаротушения, обучить заведующего и работников, ответственных за пожарную безопасность, пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, оборудовать электросветильники в комнате приема пищи, кабинете заведующего колпаками, предусмотренными конструкцией колпаков, провести противопожарный инструктаж с работниками под роспись в журнале проведения инструктажей по пожарной безопасности, на каждом огнетушителе, находящемся в помещении, выполнить порядковый номер белой краской, завести паспорт по установленной форме, выполнить план эвакуации людей в случае пожара, на основе фотолюминисцентного материала.

В судебном заседании прокурор поддержал иск, дополнительно просил установить срок устранения ответчиками данных нарушений – до «01» июня 2012 г.

Представитель ответчика – администрации Увельского муниципального района Челябинской области Блиндин С.С. иск не признал, не оспаривая вины ответчика в нарушении обязательных требований пожарной безопасности, указал на отсутствие в бюджете района средств, необходимых для устранения данный нарушений.

Представитель ответчика – Муниципального учреждения здравоохранения «Увельская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.

Представитель третьего лица – Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Челябинской области Кожемяко А.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.

Представитель третьего лица – Комитета по управлению имуществом Увельского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.п. 3,7,12 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов».

Из п.п. 3,7,12, п. 1 ст. 5 Устава Увельского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района отнесены аналогичные вопросы.

Согласно п.п. 1.6, 1.7, 5.1, 5.2 устава Муниципальное учреждение здравоохранения «Увельская центральная районная больница»учредителем указанного учреждения является администрация Увельского муниципального района Челябинской области. Имущество данного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления и иных законных основаниях. Собственником имущества, находящегося в распоряжении данного учреждения, является учредитель, передавший правом управления имуществом Комитету по управлению имуществом Увельского муниципального района Челябинской области.

В соответствии с п.п. 2.1 данного устава целью деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Увельская центральная районная больница» является оказание лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной помощи населению.

Согласно п. 4.5 указанного устава «врачебный амбулаторий в<адрес> Увельского района Челябинской области входит в состав Муниципального учреждения здравоохранения «Увельская центральная районная больница».

В силу ст. 37 Закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.№ 69-ФЗ «руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности».

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» «на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона».

В силу ст. 5 указанного закона «каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара».

Из содержания ст. 53 данного закона следует, что «каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения)».

Согласно ст. 54 указанного закона «системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности».

Согласно ст. 88 данного закона «части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, строения, пожарного отсека. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону».

В силу ст. 90 данного закона «для зданий, сооружений и строений должно быть обеспечено устройство противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров). В зданиях, сооружениях и строениях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой не более 15 метров допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам».

Согласно ст. 134 закона «1. Строительные материалы применяются в зданиях, сооружениях и строениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону. В спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий детских дошкольных образовательных учреждений подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2».

В соответствии с п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, «в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников».

Согласно п. 16 указанных правил «в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте».

В силу п. 60 правил «при эксплуатации действующих электроустановок запрещается: использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями; обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания; размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы».

Согласно п. 108 данных правил «помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением № 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов».

В соответствии с п. 31 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 «руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре».

В нарушение указанных норм в здании врачебного амбулатории<адрес>, Увельского района, Челябинской области: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не выполнена перезарядка первичных средств пожаротушения, заведующий и работники, ответственные за пожарную безопасность, не обучены пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, электросветильники в комнате приема пищи, кабинете заведующего не оборудованы колпаками, предусмотренными конструкцией колпаков, не проведен противопожарный инструктаж с работниками под роспись в журнале проведения инструктажей по пожарной безопасности, на каждом огнетушителе, находящемся в помещении, не выполнен порядковый номер белой краской, не заведен паспорт по установленной форме, не выполнен план эвакуации людей в случае пожара, на основе фотолюминисцентного материала.

Данные нарушения имеют место в течение длительного периода времени, примененные мер административного принуждения ситуацию не изменили.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в числе которых: акт № 99 проверки соблюдения требований пожарной безопасности, составленный отделом Государственного пожарного надзора Южноуральской зоны Управления государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Челябинской области «19» марта 2010 г., предписание № 99/99/1-6 по устранению нарушений требований пожарной безопасности Государственного инспектора Южноуралькой зоны по пожарному надзору Управления государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Челябинской области от «25» марта 2010 г., постановление № 82 Заместителя Главного государственного инспектора отдела Государственного пожарного надзора Южноуральской зоны Управления государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Челябинской области о наложении административного наказания, за нарушение требований пожарной безопасности от «25» марта 2010 г., акт 61 проверки соблюдения требований пожарной безопасности, составленный отделом Государственного пожарного надзора Южноуральской зоны Управления государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Челябинской области «30» марта 2011 г.

Установив указанные обстоятельства, суд считает требование прокурора об обязании ответчиков устранить указанные нарушения обязательных требований пожарной безопасности законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание характер допущенных ответчиками нарушений обязательных требований пожарной безопасности, суд считает необходимым установить срок устранения нарушений согласно предписанию № 61/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности Государственного инспектора Южноуралькой зоны по пожарному надзору Управления государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Челябинской области от «30» марта 2011 г. – до «01» июня 2012 г.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Увельского района Челябинской области удовлетворить.

Обязать администрацию Увельского муниципального района Челябинской области, Муниципальное учреждение здравоохранения «Увельская центральная районная больница» в срок до «01» июня 2012 г. устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в здании врачебного амбулатория <адрес> Муниципального учреждения здравоохранения «Увельская центральная районная больница» по адресу: Челябинская область, Увельский район, <адрес> оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией, оборудовать помещения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, выполнить перезарядку первичных средств пожаротушения, обучить заведующего и работников, ответственных за пожарную безопасность, пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, оборудовать электросветильники в комнате приема пищи, кабинете заведующего колпаками, предусмотренными конструкцией колпаков, провести противопожарный инструктаж с работниками под роспись в журнале проведения инструктажей по пожарной безопасности, на каждом огнетушителе, находящемся в помещении, выполнить порядковый номер белой краской, завести паспорт по установленной форме, выполнить план эвакуации людей в случае пожара, на основе фотолюминисцентного материала.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Увельский районный суд Челябинской области в 10-дневный срок.

Председательствующий судья: