Дело № 2-169
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2011 годап.Увельский
Увельский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Г.Н.
при секретаре Шмаковой О.С.
с участием прокурора Компелецкого В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Увельского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Увельская Центральная районная больница», Администрации Увельского муниципального района Челябинской области об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Увельского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Увельская Центральная районная больница» (далее МУЗ «Увельская ЦРБ»), Администрации Увельского муниципального района Челябинской области (далее Администрация) об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что при проверке в структурном подразделении МУЗ «Увельская ЦРБ» - <адрес> Центре общеврачебной практики, расположенном по адресу: <адрес>, в указанном здании имеются нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года, Федеральным законом РФ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), Правилами пожарной безопасности, утверждёнными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03). В частности, в нарушение названных требований помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно нормативным требованиям; на огнетушителях не выполнен порядковый номер, нанесённый белой краской, не заведён паспорт по установленной форме; отсутствует план эвакуации людей в случае пожара, выполненный на основе фотолюминесцентного материала; заведующая, специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность, не обучены пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре; на пути эвакуации, ведущем из кабинета стоматологии, не выполнен пандус; перегородка, отделяющая помещение бытовой от общего коридора, не соответствует требуемому пределу огнестойкости; места размещения средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности,
В соответствии с п.п. 3, 7, 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пп.пп. 3, 7, 12 п. 1 ст. 5 Устава Увельского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии с п. 1.6 Устава МУЗ «Увельская Центральная районная больница» учредителем Учреждения является Администрация Увельского муниципального района Челябинской области.
Согласно пп. 6 п. 4.5 врачебный амбулаторий в <адрес> входит в состав МУЗ «Увельская Центральная районная больница».
В соответствии с п. 5.1 Устава МУЗ «Увельская ЦРБ» имущество данного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления и иных законных основаниях.
Согласно п. 5.2 названного Устава источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются имущество, закрепленное Учредителем – Администрацией Увельского муниципального района Челябинской области, на праве оперативного управления, либо ином законном праве, бюджетные ассигнования и иные источники.
Администрация Увельского муниципального района, МУЗ «Увельская Центральная районная больница» не выполняют свои обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, что, в свою очередь, снижает уровень защищенности и безопасности от пожаров пациентов, посетителей и персонал <адрес> ЦОВП.
В судебном заседании прокурор Компелецкий В.В. иск поддержал.
Представитель ответчика – Администрации Увельского муниципального района Блиндин С.С. исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что нарушения требований пожарной безопасности в <адрес> Центре общеврачебной практики действительно имеются, ранее выявленные нарушения постепенно устраняются. Но у больницы не имеется такой статьи расходов, как устранение нарушений требований пожарной безопасности, а бюджет Увельского района на 80% является дотационным, то есть формируется за счёт поступлений из областного бюджета. Ежегодно денежные средства на выполнение предписаний пожарной службы не выделяются, либо выделяются в таком размере, который недостаточен для немедленного устранения выявленных нарушений.
Представитель ответчика – МУЗ «Увельская ЦРБ» Бредихина С.Б. исковые требования признала частично, пояснив, что больница является бюджетным учреждением, не располагает самостоятельными средствами, которые могли бы быть направлены на устранение нарушений требований пожарной безопасности. Финансирование производится из областного и районного бюджета и за счёт средств Фонда обязательного медицинского страхования, но ни один из этих источников финансирования не предусматривает расходов на выполнение требований пожарного надзора. По мере возможности ежегодно производятся работы по выполнению требований пожарной безопасности в пределах выделяющихся на эти цели средств.
Представитель третьего лица – отдела надзорной деятельности № 11 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области в суд не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Комитета по управлению имуществом Увельского муниципального района в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Увельского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
B соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон № 123-ФЗ), определяющий основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу требований ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно положениям ст. 53 Федерального закона № 123-ФЗ каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
В соответствии со ст. 54 Федерального закона № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Для обеспечения безопасности граждан, а также предотвращения и минимизации последствий пожаров, федеральным органом исполнительной власти – МЧС России установлены требования пожарной безопасности, т.е. специальные условия социального и технического характера, необходимые для обеспечения пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее по тексту – ППБ 01-03), утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами.
В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В силу требований п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
В соответствии с п. 31 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 г. № 645, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
В соответствии с п. 1.94 Строительных норм и правил СНиП 2.08.02-89* (далее по тексту – СНиП 2.08.02-89*) «Общественные здания и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 г. № 78, уклон маршей лестниц в надземных этажах следует принимать не более 1:2 (кроме лестниц и трибун спортивных сооружений), уклон маршей лестниц, ведущих в подвальные и цокольные этажи, на чердак, а также лестниц в надземных этажах, не предназначенных для эвакуации людей, допускается принимать 1:1,5. Уклон пандусов на путях передвижения людей следует принимать в стационарах лечебных учреждений не моле 1:20.
В соответствии с п.п. 4.3, 7.1, 7.4 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее по тексту - СНиП 21-01-97*), принятых Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 г. № 18-7, в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утверждённых в установленном законом порядке, в том числе ППБ 01; не допускать изменения конструктивных, объёмно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утверждённого в установленном порядке: при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм. Если разрешение на строительство здания получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре.
Предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения. К ним относятся: конструктивные и объёмно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещению, между помещениями, между группами помещений различной функциональной пожарной опасности, между этажами и секциями, между пожарными отсеками, а также между зданиями; ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкции здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации; снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий; наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения; сигнализация и оповещение о пожаре.
Части зданий и помещения различных классов функциональной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учётом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В соответствии с п.п. 3, 7, 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Согласно пп.пп. 3, 7, 12 п. 1 ст. 5 Устава Увельского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района отнесены аналогичные вопросы.
В соответствии с п. 1.6 Устава МУЗ «Увельская Центральная районная больница» учредителем Учреждения является Администрация Увельского муниципального района Челябинской области.
Согласно п. 1.7 названного Устава собственником имущества, находящегося в распоряжении Учреждения, является Учредитель, передавший право управления имуществом Комитету по управлению имуществом Увельского муниципального района Челябинской области.
В силу п. 2.1 указанного Устава целью деятельности МУЗ «Увельская ЦРБ» является оказание лечебно-диагностической помощи, профилактической и реабилитационной, населению.
Согласно пп. 6 п. 4.5 Центр общеврачебной практики в <адрес> Увельского района входит в состав МУЗ «Увельская Центральная районная больница».
В соответствии с п. 5.1 Устава МУЗ «Увельская ЦРБ» имущество данного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления и иных законных основаниях.
Согласно п. 5.2 названного Устава источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются имущество, закрепленное Учредителем – Администрацией Увельского муниципального района Челябинской области, на праве оперативного управления, либо ином законном праве, бюджетные ассигнования и иные источники.
В судебном заседании установлено, что в период с 10 по 19 марта 2010 года Государственным инспектором Южноуральской зоны по пожарному надзору Назаровым С.В. и заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору Южноуральской зоны Федотовым А.В. было проведено плановое мероприятие по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на территории и в здании Центра общей врачебной практики <адрес>, структурного подразделения МУЗ «Увельская ЦРБ». Согласно составленному по итогам проверки акту № 104 были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно нормативным требованиям; первичные средства пожаротушения не перезаряжены в установленные сроки; заведующая, специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность, не обучены пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре; в бытовом кабинете и у входа в кабинет зубного врача эксплуатируются электрические светильники со снятыми колпаками, предусмотренные конструкцией; на пути эвакуации, ведущем из кабинета стоматологии, расположена на полу труба. (л.д.16-17)
По выявленным нарушениям было вынесено предписание № 104/104/1-6 от 25 марта 2010 года об устранении выявленных нарушений в срок до 01.03.2011 года. (л.д.16-17)
Кроме того, за допущенные нарушения норм пожарной безопасности в указанном структурном подразделении юридическое лицо МУЗ «Увельская ЦРБ» было постановлением № 83 от 25 марта 2010 года привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей. (л.д.18-19)
Согласно акту проверки № 65 от 30 марта 2011 года при проверке в период с 11 часов 00 минут 28 марта 2011 года по 11 часов 45 минут 30 марта 2011 года выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности – перегородка, отделяющая помещение бытовой от общего коридора, не соответствует требуемому пределу огнестойкости (фанера); места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности; отсутствует план эвакуации людей в случае пожара, выполненный на основе фотолюминесцентного материала; на каждом огне6тушителе, находящемся в помещении, не выполнен порядковый номер, нанесённый белой краской. Не заведён паспорт по установленной форме. Кроме того, выявлен факт невыполнения предписания органа государственного пожарного надзора № 104/104/1-6 от 25.03.2010 года в четырёх пунктах: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно нормативным требованиям; заведующий, специалисты и работники, ответственные за пожарную безопасность, не обучены пожарно-техническому минимуму в объёме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре; на пути эвакуации на полу общего коридора, ведущего из кабинета стоматологии, расположена труба. (л.д.12-13)
Выявленные нарушения, в том числе повторные, выявлявшиеся ранее, свидетельствуют о том, что ответчики не выполняют своих обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, что снижает уровень защищённости и безопасности от пожаров пациентов, посетителей и персонал Центра общеврачебной практики <адрес>. Выявленные нарушения могут повлечь в случае возникновения пожара реальную опасность для жизни и здоровья людей, поскольку персонал не обучен эффективно действовать в условиях пожара; наличие трубы на полу коридора по пути эвакуации людей в случае возникновения пожара может повлечь падение людей, получение ими травмы, образование давки, в случае пожара при отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией может возникнуть паника, что также повышает риск гибели людей.
Данные нарушения выявлены не впервые, но за истёкший год со дня проверки не принято мер к их устранению. Поэтому прокурор обоснованно обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц.
Руководствуясь ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Увельского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Увельская Центральная районная больница», Администрации Увельского муниципального района Челябинской области об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать Администрацию Увельского муниципального района, Муниципальное учреждение здравоохранения «Увельская Центральная районная больница» устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности в здании Центра общеврачебной практики <адрес> по адресу: Челябинская область, Увельский район, <адрес> оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обучить заведующего и работников, ответственных за пожарную безопасность, пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность; обозначить места размещения средств пожарной безопасности знаками пожарной безопасности в соответствии с нормативными требованиями; пути эвакуации, ведущем из кабинета стоматологии, выполнить пандус; на каждом огнетушителе, находящемся в помещении, выполнить порядковый номер белой краской, завести паспорт по установленной форме; обозначить места размещения средств пожарной безопасности знаками пожарной безопасности в соответствии с нормативными требованиями; выполнить план эвакуации людей в случае пожара, на основе фотолюминесцентного материала.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесениячерез Увельский районный суд.
Судья
Копия верна:
СудьяГ.Н.Фирсова