решение об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности



Дело № 2-224

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     31 мая 2011 года                                                                             п.Увельский

     Увельский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Фирсовой Г.Н.

при секретаре Шмаковой О.С.

с участием прокурора Компелецкого В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Увельского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Увельская Центральная районная больница», Администрации Увельского муниципального района Челябинской области об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в здании Каменской участковой больницы,

У С Т А Н О В И Л:

           Прокурор Увельского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Увельская Центральная районная больница» (далее МУЗ «Увельская ЦРБ»), Администрации Увельского муниципального района Челябинской области (далее Администрация) об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в здании Каменской участковой больницы. В обоснование иска указал, что при проверке в структурном подразделении МУЗ «Увельская ЦРБ» - здании Каменской участковой больницы, расположенном по адресу: <адрес>, имеются нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года, Федеральным законом РФ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), Правилами пожарной безопасности, утверждёнными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03), и другими нормами законодательства. В частности, в нарушение названных требований в здании Каменской участковой больницы с первого этажа не выполнен рассредоточенный запасной эвакуационный выход; радиатор отопления на лестничной клетке здания выполнен не в нише либо на высоте не менее 2,2 метра от поверхности пола; приспособления для самозакрывания и уплотнения их в притворах на дверях, отделяющих общие коридоры от лестничной клетки в здании отсутствуют; планы эвакуации людей в случае пожара на первом и втором этажах не соответствуют требованиям ГОСТ Р2.12.143-2009 (выполнены не в люминесцентном исполнении); сгораемые конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом; люк входа в чердачное помещение выполнен не в противопожарном исполнении, не имеет требуемого предела огнестойкости.

     В соответствии с п.п. 3, 7, 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пп.пп. 3, 7, 12 п. 1 ст. 5 Устава Увельского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии с п. 1.6 Устава МУЗ «Увельская Центральная районная больница» учредителем Учреждения является Администрация Увельского муниципального района Челябинской области.

         Согласно абз. 6 п. 4.5 Каменская участковая больница в п.Каменский Увельского района входит в состав МУЗ «Увельская Центральная районная больница».

    В соответствии с п. 5.1 Устава МУЗ «Увельская ЦРБ» имущество данного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления и иных законных основаниях.

    Согласно п. 5.2 названного Устава источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются имущество, закрепленное Учредителем – Администрацией Увельского муниципального района Челябинской области, на праве оперативного управления, либо ином законном праве, бюджетные ассигнования и иные источники.

    Администрация Увельского муниципального района, МУЗ «Увельская Центральная районная больница» не выполняют свои обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, что, в свою очередь, снижает уровень защищенности и безопасности от пожаров пациентов, посетителей и персонал врачебного амбулатория в <адрес>.

     В судебном заседании прокурор Компелецкий В.В. иск поддержал.

     Представитель ответчика – Администрации Увельского муниципального района - в суд не явился, о слушании дела извещён, дело просил рассмотреть в его отсутствие.

       Представитель ответчика – МУЗ «Увельская ЦРБ» - о слушании дела извещён, в судебное заседание не явился.

      Представитель третьего лица – отдела надзорной деятельности № 11 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области в суд не явился, о слушании дела извещён надлежащим образом.

     Представитель третьего лица – Комитета по управлению имуществом Увельского муниципального района в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил дело рассмотреть в его отсутствие.

      Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Увельского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

       B соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

       В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон № 123-ФЗ), определяющий основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

        В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В силу требований ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно положениям ст. 53 Федерального закона № 123-ФЗ каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

В соответствии со ст. 54 Федерального закона № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

         Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее по тексту – ППБ 01-03), утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами.

В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В силу требований п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

В соответствии с п. 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

Согласно п. 6.15 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее по тексту - СНиП 21-01-97), принятого Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 г. № 18-7, при наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточенно. При устройстве двух эвакуационных выходов каждый из них должен обеспечивать безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении, на этаже или в здании. При наличии более двух эвакуационных выходов безопасная эвакуация всех людей, находящихся в помещении, на этаже или в здании, должна быть обеспечена всеми эвакуационными выходами, кроме каждого одного из них.

В соответствии с п. 6.18 СНиП 21-01-97 двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом. Лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах. В лестничных клетках допускается не предусматривать приспособления для самозакрывания и уплотнение в притворах для дверей, ведущих в квартиры, а также для дверей, ведущих непосредственно наружу. Двери эвакуационных выходов из помещений с принудительной противодымной защитой, в том числе из коридоров, должны быть оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах. Двери этих помещений, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре.

Согласно п. 6.32 СНиП 21-01-97 в лестничных клетках не допускается размещать газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для освещения коридоров и лестничных клеток), встраивать помещения любого назначения, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестницы. В зданиях высотой до 28 м включительно в обычных лестничных клетках допускается предусматривать мусоропроводы и электропроводку для освещения помещений.

В соответствии с п. 8.4 СНиП 21-01-97 в чердаках зданий следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6х0,8 м. Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75х1,5 м. В зданиях классов Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6х0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.

В соответствии с п.п. 3, 7, 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

    Согласно пп.пп. 3, 7, 12 п. 1 ст. 5 Устава Увельского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района отнесены аналогичные вопросы.

    В соответствии с п. 1.6 Устава МУЗ «Увельская Центральная районная больница» учредителем Учреждения является Администрация Увельского муниципального района Челябинской области.

    Согласно п. 1.7 названного Устава собственником имущества, находящегося в распоряжении Учреждения, является Учредитель, передавший право управления имуществом Комитету по управлению имуществом Увельского муниципального района Челябинской области.

    В силу п. 2.1 указанного Устава целью деятельности МУЗ «Увельская ЦРБ» является оказание лечебно-диагностической, профилактической и реабилитационной помощи населению.

    Согласно пп. 6 п. 4.5 Каменская участковая больница в п.Каменский Увельского района входит в состав МУЗ «Увельская Центральная районная больница».

    В соответствии с п. 5.1 Устава МУЗ «Увельская ЦРБ» имущество данного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления и иных законных основаниях.

    Согласно п. 5.2 названного Устава источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются имущество, закрепленное Учредителем – Администрацией Увельского муниципального района Челябинской области, на праве оперативного управления, либо ином законном праве, бюджетные ассигнования и иные источники.

           В судебном заседании установлено, что в период с 11-00 часов 29 марта 2011 года до 10-00 часов 31 марта 2011 года заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору Южноуральской зоны Федотовым А.В. была проведена внеплановая проверка в отношении МУЗ «Увельская ЦРБ» в <адрес>. Согласно составленному по итогам проверки акту проверки № 93 от 31.03.2011 г. в здании Каменской участковой больницы по выше указанному адресу имеются нарушения пожарной безопасности: с первого этажа не выполнен рассредоточенный запасной эвакуационный выход; радиатор отопления на лестничной клетке здания выполнен не в нише либо на высоте не менее 2,2 метра от поверхности пола; приспособления для самозакрывания и уплотнения их в притворах на дверях, отделяющих общие коридоры от лестничной клетки в здании отсутствуют; планы эвакуации людей в случае пожара на первом и втором этажах не соответствуют требованиям ГОСТ Р2.12.143-2009 (выполнены не в люминесцентном исполнении); сгораемые конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом; люк входа в чердачное помещение выполнен не в противопожарном исполнении, не имеет требуемого предела огнестойкости.

    Кроме того, выполнены факты невыполнения предписания № 141/141/1-5 от 31.03.2010. (л.д.17)

      По выявленным нарушениям было вынесено предписание № 93/1/1 от 31 марта 2011 года об устранении выявленных нарушений в срок до 01.06.2012 года. (л.д.24)

      Кроме того, за допущенные нарушения норм пожарной безопасности в указанном структурном подразделении юридическое лицо МУЗ «Увельская ЦРБ» было ранее постановлением № 81 от 05 октября 2009 года привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде предупреждения. (л.д.21)

      Аналогичные нарушения предписывалось устранить предписанием № 138 от 18.09.2009 года, (л.д.20), предписанием № 141/141/1-5 от 31 марта 2010 года (л.д.22)

      Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Увельского района Челябинской области от 23.04.2010 года за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении выявленных в здании Каменской участковой больницы нарушений обязательных требований пожарной безопасности МУЗ «Увельская ЦРБ» привлечено к административной ответственности    по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере <данные изъяты> рублей. (л.д.23)

     Выявленные нарушения, в том числе повторные, выявлявшиеся ранее, свидетельствуют о том, что ответчики не выполняют своих обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, что снижает уровень защищённости и безопасности от пожаров пациентов, посетителей и персонала Каменской участковой больницы. Выявленные нарушения могут повлечь в случае возникновения пожара реальную опасность для жизни и здоровья людей, поскольку быстрое сгорание не обработанных огнезащитными средствами материалов кровли может привести к её обрушению и повлечь значительные человеческие жертвы; в случае пожара при отсутствии запасного эвакуационного выхода может возникнуть паника, что также повышает риск гибели людей.

    Данные нарушения выявлены не впервые, но за истёкший год со дня проверки не принято мер к их устранению. Поэтому прокурор обоснованно обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц.

    Руководствуясь ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования прокурора Увельского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Увельская Центральная районная больница», Администрации Увельского муниципального района Челябинской области об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в здании Каменской участковой больницы - удовлетворить.

            Обязать Администрацию Увельского муниципального района, Муниципальное учреждение здравоохранения «Увельская Центральная районная больница» устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности в здании Каменской участковой больницы по адресу: Челябинская область, Увельский район, <адрес> выполнить с первого этажа здания рассредоточенный запасной эвакуационный выход; выполнить радиатор отопления на лестничной клетке здания в нише либо на высоте не менее 2,2 метра от поверхности пола; выполнить приспособления для самозакрывания и уплотнения их в притворах на дверях, отделяющих общие коридоры от лестничной клетки; планы эвакуации людей в случае пожара на первом и втором этажах здания выполнить в люминесцентном исполнении; сгораемые конструкции чердачного помещения обработать огнезащитным составом; люк входа в чердачное помещение выполнить в противопожарном исполнении с требуемым пределом огнестойкости не менее 0,6 часа.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения    через Увельский районный суд.

Судья

Копия верна:

Судья                                                     Г.Н.Фирсова