решение о возложении обязанности по предоставлению жилья



Дело № 2-344

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

       15 августа 2011 года                                                        п.Увельский

      Увельский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Г.Н.

при секретаре Шмаковой О.С.

с участием прокурора Шашковой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Увельского района в интересах Субочевой ФИО1 к Администрации Увельского муниципального района о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

      Прокурор Увельского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Субочевой Н.А. к Администрации Увельского муниципального района о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. В обоснование иска указал, что Субочева Н.А. Постановлением Главы Увельского муниципального района от 29.10.2007 года № 984 поставлена на регистрационный учёт для получения жилплощади по достижению совершеннолетия. Субочева Н.А. включена в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на регистрационном учёте и нуждающихся в приобретении жилья в 2011 году. Субочева Н.А. является сиротой, т.к. её мать ФИО2 и отец ФИО3 умерли. В июне 2011 года Субочева Н.А. окончила обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 130» г.Южноуральска по профессии «Хозяйка усадьбы», однако ответчик жилое помещение Субочевой Н.А. после окончания обучения не предоставил. Просил возложить на администрацию Увельского муниципального района Челябинской области обязанность предоставить Субочевой Н.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории Увельского муниципального района Челябинской области по договору социального найма.

     В судебном заседании прокурор Шашкова Т.А. исковые требования в интересах Субочевой Н.А. поддержала.

     Истица Субочева Н.А. в судебном заседании иск прокурора поддержала, пояснила, что имеет на иждивении ребёнка в возрасте 1 года 7 месяцев, поэтому училище она окончила досрочно, сдала письменную экзаменационную работу ещё в декабре 2010 года, но диплом об окончании училища ей выдали лишь в июне 2011 года, до этого объясняли, что дипломы не готовы. Ещё до окончания училища она обращалась в отдел опеки в Управлении соцзащиты населения, где ей сказали, что как только она предоставит диплом, будет решён вопрос с квартирой. Копию диплома она предоставила в конце июня, ей велели явиться в июле. Однако когда она пришла в орган опеки, то выяснилось, что копию её диплома потеряли, с жильём ничего не решается, после чего она обратилась к прокурору. В настоящее время она с ребёнком живёт у своих знакомых, которые в конце августа возвратятся из отпуска, и ей необходимо освободить дом. Жить ей совершенно негде, т.к. у родственников тоже стеснённые жилищные условия. Просит ускорить предоставление жилого помещения, т.к. из-за отсутствия жилья и постоянной прописки не может устроить ребёнка в садик, устроиться на работу.

     Представитель ответчика Голова Н.Ю. в судебном заседании иск прокурора Увельского района в интересах Субочевой Н.А. не признала, пояснила, что иск является преждевременным. Субочева Н.А. стоит на регистрационном учёте как ребёнок-сирота, нуждающийся в приобретении жилья, с 2007 года. Денежных средств на цели приобретения жилых помещений Правительством Челябинской области выделяется недостаточно, кроме того, по искам прокурора Увельского района в первоочередном порядке, в обход очереди среди этой же категории детей, были предоставлены квартиры детям-сиротам, поставленным на учёт позже, за счёт чего дети, поставленные на учёт, отодвинулись в очереди на получение жилья. Кроме того, в настоящее время условия проведения аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений предусматривают обязательное наличие у участника аукциона электронной подписи, т.к. аукцион проводится посредством Интернета. Отсутствие электронной подписи препятствует участию в аукционе. Жильё продают в основном малообеспеченные и пожилые граждане, которые не в состоянии оплатить большую сумму за оформление электронной подписи, поэтому проведение аукционов стало затруднительным – нет участников, которые могли бы в них участвовать. В настоящее время Правительством Челябинской области перечислено на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, около 2 млн. рублей, а граждан данной категории 29, причём до Субочевой также имеются очередники.

      Представитель третьего лица - Правительства Челябинской области о слушании дела извещён надлежащим образом, в суд не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что согласно Постановлению Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 года № 273 жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются из муниципального жилищного фонда. Обязанность по предоставлению жилого помещения Субочевой Н.А. должна быть возложена на органы местного самоуправления, за счёт средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели. (л.д. 18, 21-22)

     Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Увельского муниципального района о слушании дела извещён, в судебное заседание не явился. (л.д.14)

     Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Увельского района в интересах Субочевой Н.А. обоснованны и подлежат удовлетворению.

     В судебном заседании установлено, что Постановлением Главы Увельского района от 29.10.2007 года № 984 Субочева ФИО1 поставлена на регистрационный учёт для получения жилплощади по достижении совершеннолетия, поскольку являлась ребёнком-сиротой. (л.д.7)

      Субочева Н.А. включена в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилья в 2011 году.

       Согласно диплому регистрационный № 20385 от 23 июня 2011 года Субочева Н.А. получила профессию «хозяйка усадьбы», кроме того, ей присвоены квалификации «цветовод, плодоовощевод, повар 3 разряда, учётчик» в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 130», в котором она обучалась, находясь на полном государственном обеспечении (л.д.10,11)

       Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

          Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

         В соответствии с ч.2 ст.17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приёмных родителей и социальных гарантиях приёмной семье» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приёмные семьи, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приёмных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

      Согласно ст.3 Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приёмных родителей и социальных гарантиях приёмной семье» государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет в части однократного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приёмные семьи, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания населения, под опекой (попечительством) и в приёмных семьях.

     Согласно п.1 ч.2 ст.4 указанного закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны осуществлять переданные государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

      Постановлением Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области от 28.10.2010 года № 82 учётная норма площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет не менее 18 и не более 33 кв.м..

      Таким образом, администрация Увельского муниципального района как орган местного самоуправления обязана исполнять переданные государственные полномочия в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Эта обязанность по настоящее время не исполнена, хотя все действия по постановке Субочевой Н.А. на регистрационный учёт выполнены.

    Суд не может принять доводы представителя ответчика в качестве основания к отказу в иске, поскольку организация исполнения обязательств в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, также лежит на ответчике. Поэтому иск подлежит удовлетворению, исковые требования заявлены в связи с нарушением прав Субочевой Н.А. на получение жилого помещения.

    Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования прокурора Увельского района в интересах Субочевой ФИО1 к Администрации Увельского муниципального района о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма удовлетворить.

      Обязать администрацию Увельского муниципального района Челябинской области предоставить Субочевой ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории Увельского муниципального района Челябинской области, по договору социального найма.

      Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения    через Увельский районный суд.

      Судья:

Копия верна:

Судья                                                    Г.Н.Фирсова