решение о возложении обязанности о предоставлении жилья



Дело № 2-346

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

       16 августа 2011 года                                                        п.Увельский

      Увельский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Г.Н.

при секретаре Шмаковой О.С.

с участием прокурора Размочкина П.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Увельского района в интересах Спивак ФИО1 к Администрации Увельского муниципального района о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

      Прокурор Увельского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Спивак Е.И. к Администрации Увельского муниципального района о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. В обоснование иска указал, что Спивак Е.И. Постановлением Главы Увельского муниципального района от 09.02.2005 года № 131 поставлена на регистрационный учёт для получения жилплощади по достижению совершеннолетия. Спивак Е.И. включена в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на регистрационном учёте и нуждающихся в приобретении жилья в 2008 году. Спивак Е.И. осталась без попечения родителей, т.к. её мать Спивак И.В умерла. В июне 2008 года Спивак Е.И. окончила обучение в ГОУ СПО Южноуральский энергетический техникум по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт», однако ответчик жилое помещение Спивак Е.И. после окончания обучения не предоставил. Просил возложить на администрацию Увельского муниципального района Челябинской области обязанность предоставить Спивак Е.И. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории Увельского муниципального района Челябинской области по договору социального найма.

     В судебном заседании прокурор Размочкин П.П. исковые требования в интересах Спивак Е.И. поддержал.

     Истица Спивак Е.И. в судебном заседании иск прокурора поддержала, пояснила, что проживает в снимаемом жилье, работает по специальности, полученной к техникуме, но заработок небольшой. В течение трёх лет вопрос о предоставлении жилого помещения не решается, в связи с чем она обратилась к прокурору. Прописана она тоже временно у знакомых, ей необходимо жилое помещение, т.к. отсутствие жилья создаёт большие материальные проблемы, кроме того, по закону она имеет право получить жилое помещение до 23 лет, а ей исполнилось 21 год, но жилья ей не предоставили. Она опасается, что по достижении 23-летнего возраста, так и не получив положенной льготы, будет снята с учёта.

     Представитель ответчика Голова Н.Ю. в судебном заседании иск прокурора Увельского района в интересах Спивак Е.И. признала, пояснила, что Спивак Е.И. стоит на регистрационном учёте как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в приобретении жилья, с 2008 года. Денежных средств на цели приобретения жилых помещений для данной категории граждан Правительством Челябинской области выделяется недостаточно, кроме того, по искам прокурора Увельского района в первоочередном порядке, в обход очереди среди этой же категории детей, были предоставлены квартиры детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поставленным на учёт позже, за счёт чего дети, поставленные на учёт в 2007-2008 году, отодвинулись в очереди на получение жилья. Кроме того, в настоящее время условия проведения аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений предусматривают обязательное наличие у участника аукциона электронной подписи, т.к. аукцион проводится посредством Интернета. Отсутствие электронной подписи препятствует участию в аукционе. Жильё продают в основном малообеспеченные и пожилые граждане, которые не в состоянии оплатить довольно большую сумму за оформление электронной подписи, поэтому проведение аукционов стало затруднительным – нет участников, которые могли бы в них участвовать. Администрация берёт на себя расходы по оформлению электронной подписи таким гражданам, но желающих мало. В настоящее время Правительством Челябинской области перечислено на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, около 2 млн. рублей, а граждан данной категории 29, причём до Спивак Е.И. также имеются очередники.

      Представитель третьего лица - Правительства Челябинской области о слушании дела извещён надлежащим образом, в суд не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что согласно Постановлению Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 года № 273 жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются из муниципального жилищного фонда. Обязанность по предоставлению жилого помещения Спивак Е.И. должна быть возложена на органы местного самоуправления, за счёт средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели. (л.д. 19, 28-29)

     Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Увельского муниципального района о слушании дела извещён, в судебное заседание не явился. (л.д. 15)

     Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора Увельского района в интересах Спивак Е.И. обоснованны и подлежат удовлетворению.

     В судебном заседании установлено, что Постановлением Главы Увельского района от 09.02.2005 года № 131 Спивак ФИО1 поставлена на регистрационный учёт для получения жилплощади по достижении совершеннолетия, поскольку являлась ребёнком, оставшимся без попечения родителей, опекуном был назначен её брат Спивак И.И.. (л.д.13)

      Спивак Е.И. включена в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилья в 2008 году. (л.д.33)

       Согласно диплому регистрационный № 8408, серии 90 БА 0166957 от 25 июня 2008 года Спивак Е.И. получила квалификацию бухгалтер по специальности «экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)    в ГОУ СПО Южноуральский энергетический техникум. (л.д. 9, 10)

       Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

          Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

         В соответствии с ч.2 ст.17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приёмных родителей и социальных гарантиях приёмной семье» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, переданные под опеку (попечительство) и на воспитание в приёмные семьи, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, детских домах семейного типа, под опекой (попечительством) и в приёмных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

      Согласно ст.3 Челябинской области от 22.12.2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приёмных родителей и социальных гарантиях приёмной семье» государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет в части однократного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также детей, переданных под опеку (попечительство) и на воспитание в приёмные семьи, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях или учреждениях социального обслуживания населения, под опекой (попечительством) и в приёмных семьях.

     Согласно п.1 ч.2 ст.4 указанного закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны осуществлять переданные государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

      Постановлением Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области от 28.10.2010 года № 82 учётная норма площади жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет не менее 18 и не более 33 кв.м..

      Таким образом, администрация Увельского муниципального района как орган местного самоуправления обязана исполнять переданные государственные полномочия в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Эта обязанность по настоящее время не исполнена, хотя все действия по постановке Спивак Е.И. на регистрационный учёт выполнены, и прошло более трёх лет с момента возникновения обязанности у ответчика по обеспечению Спивак Е.И. жилым помещением.

    Суд не может принять доводы представителя ответчика в качестве основания к отказу в иске, поскольку организация исполнения обязательств в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, также лежит на ответчике. Поэтому иск подлежит удовлетворению, исковые требования заявлены в связи с длительным нарушением прав Спивак Е.И. на получение жилого помещения.

    Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования прокурора Увельского района в интересах Спивак ФИО1 к Администрации Увельского муниципального района о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма удовлетворить.

      Обязать администрацию Увельского муниципального района Челябинской области предоставить Спивак ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории Увельского муниципального района Челябинской области, по договору социального найма.

      Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения    через Увельский районный суд.

      Судья: