Дело № 2-179/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с. Уват Тюменской области 29 июня 2011 года Уватский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Шумасова А.Р., при секретаре Комаевой Т.В., с участием: представителя ответчика Журавель-Мейзер А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Тюменского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице«Тюменского военного института инженерных войск» - филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации к Галкину К.М. о возмещении в денежном выражении затрат на военную и специальную подготовку в военном образовательном учреждении, УСТАНОВИЛ: Военный прокурор Тюменского гарнизона обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице«Тюменского военного института инженерных войск» - филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту ТВИИВ),с требованием взыскать с ответчика 353171 рубль в счет возмещения средств, затраченных на военную и специальную подготовку ответчика, а также государственную пошлину в доход государства, мотивируя тем, что ответчик с 01 августа 2008 года по 07 октября 2010 года проходил обучение в ТВИИВ за счет федеральных средств. 02 сентября 2009 года Галкин К.М. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ на период обучения и на пять лет военной службы после окончания образовательного учреждения, взяв на себя обязательство в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку. Приказом начальника ТВИИВ от 07 октября 2010 года № 221 Галкин отчислен из числа курсантов в связи с невыполнением им условий контракта по неуспеваемости. В соответствии с п.7 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Добровольно ответчик указанные средства не возместил, в связи с чем военным прокурором Тюменского гарнизона заявлено обозначенное выше требование. Истец - военный прокурор Тюменского гарнизона в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал полностью. Ответчик и представитель ТВИИВ - третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, в судебное заседание не явились, хотя были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в известность о причинах неявки суд не поставили, не ходатайствовали об отложении разбирательства дела. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал полностью, пояснил, что подпись ответчика на контракте о прохождении военной службы стоит не его, кроме того, пояснил, ответчик намерен восстанавливаться в учебном заведении для дальнейшего обучения. Ответчик был вынужден написать рапорт об отчислении его из образовательного учреждения из-за оказывавшегося на него давления со стороны командира учебной роты. На участии истца и ответчика в судебном заседании представитель ответчика настаивал, на участии представителя третьего лица в судебном заседании он не настаивал. С учетом изложенного дело рассмотрено в отсутствие указанных выше лиц. Заслушав представителя ответчика, свидетеля, изучив материалы дела, считаю необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям. Свидетель ФИО1 в судебном заседании показала, что является матерью ответчика. С августа 2008 года по октябрь 2010 года ее сын обучался в ТВИИВ. Он ей ничего не говорил, однако потом ей стало известно, что командир учебной роты сына оказывал давление на ответчика с целью принудить его к отчислению из института, что в октябре 2010 года и произошло. По поводу оказывавшегося на ответчика давления никто никуда не жаловался, ни в прокуратуру, ни руководству института. Со слов ответчика свидетелю известно, что в октябре или ноябре 2009 года он подписывал какие-то документы в институте, возможно служебный контракт, но точно ответчику это не известно, так как он их не читал. В настоящее время ответчик в ТВИИВ не обучается. Согласно Устава федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного 03 декабря 2009 года Министром обороны Российской Федерации, федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации (г. Кострома) в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 1951-р реорганизовано в форме присоединения к нему государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации … Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (военного института) с изменением наименования на федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации и является правопреемником присоединенного института. Согласно изменений и дополнений в Устав федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным 02 июня 2010 года Министром обороны Российской Федерации, Положения о Тюменском военном институте инженерных войск (филиале) федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденном врио начальника Военной академии войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск 28 мая 2010 года, Тюменский военный институт инженерных войск является филиалом Академии и не является юридически млицом. Курсанты заключившие контракт о прохождении военной службы представляются к отчислению из ТВИИВ по нежеланию учиться (п. 3.9.2 Положения), деятельность ТВИИВ в том числе и по обучению курсантов финансируется за счет бюджета Российской Федерации (п.п. 8.4 Положения). Согласно заявлению ФИО1 на имя военного комиссара Уватского района, она просит направить сына Галкина К.М. кандидатом для поступления в ТВВИКУ. Согласно выписки из приказа начальника Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (военного института) от 01 августа 2008 года № 11 Галкин К.М., 01 февраля 1991 года рождения, зачислен на первый курс в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт), назначен на воинскую должность курсанта и ему присвоено воинское звание «рядовой». Согласно выписки из приказа начальника Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (военного института) от 29 сентября 2009 года № 5 Галкина К.М. полагать заключившим контракт с 01 октября 2009 года на время обучения в училище и пять лет военной службы после его окончания. Между рядовым Галкиным К.М. и от имени Российской Федерации Тюменским высшим военно-инженерным командным училищем (военным институтом) в лице начальника Тюменского высшего военно-инженерного командного училища (военного института) 01 октября 2009 года заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на время обучения в училище и 5 (пять) лет военной службы после его окончания. Согласно п.п. в п. 2 указанного контракта, Галкин К.М. добровольно дает обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 163002 рубля за один год обучения. Настоящий контракт прекратил свое действие 07 октября 2010 года в связи с отчислением из военно-учебного заведения по нежеланию учиться № 221 от 07 октября 2010 года. Согласно рапорта курсанта Галкина К.М., он просит командира роты ходатайствовать перед вышестоящим командованием об отчислении его из числа курсантов по нежеланию учиться, с суммой средств федерального бюджета, затраченных на его обучение ознакомлен. Рапорт имеет резолюции командира роты и заместителя начальника института. Согласно выписки из приказа начальника Тюменского военного института инженерных войск от 07 октября 2010 года № 221 Галкин К.М. отчислен из института по нежеланию учиться на основании рапорта военнослужащего и решения ученого совета. Согласно учебной карточки курсанта, Галкин К.М. зачислен в ТВВИКУ приказом № 219 от 17 июля 2008 года на первый курс по специальности «Применение инженерных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения». Приказом № 246 от 13 июля 2010 года переведен на третий курс. Согласно служебной карточке, за время обучения Галкин К.М. имел поощрения в виде благодарностей, и дисциплинарное взыскание в виде выговора. Согласно листов бесед Галкин К.М. пояснял, что не желает учиться в военном институте, так как не хочет учиться военному делу и не видит себя военным человеком, решение об отчислении принял давно. Согласно представленного расчета сумма, подлежащая возмещению Галкиным К.М. составляет 353171 рубль, в подтверждение данного расчета суду представлен расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению денежных средств, расчет стоимости износа основных средств, расчет стоимости материальных запасов, исходные данные о расходах на содержание преподавателей, перечни учебных дисциплин, итоговые значения расходов на содержание преподавателей, индивидуальная карта учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку Галкина К.М. в период обучения в военно-учебном заведении. Согласно рапорта Галкина К.М. от 07 сентября 2009 года, он просит командира роты ходатайствовать перед вышестоящим командованием о заключении с ним контракта о прохождении военной службы, где указывает, что с условиями контракта и размером суммы средств федерального бюджета подлежащих возмещению в случае отчисления из училища ознакомлен. В заявлении на имя начальника Тюменского военного института инженерных войск от 08 октября 2010 года Галкин К.М. обязуется возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, по частям в течение пятнадцати лет. Согласно служебной характеристике, за время обучения в Тюменском военном институте инженерных войск, Галкин К.М. зарекомендовал себя с положительной стороны. На основании совокупности изученных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о том, что ответчик 01 августа 2008 года поступил на учебу в военное образовательное учреждение. 01 октября 2009 года между ним с одной стороны и военным институтом с другой стороны был заключен контракт на обучение в военном образовательном учреждении и прохождении военной службы после окончания образовательного учреждения в течение 5 лет. В данном контракте ответчик принял на себя обязательство возместить затраты на его обучение в случае прекращения обучения в институте по основаниям указанным в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе». 07 октября 2010 года ответчик был отчислен из института в связи с тем что он не желал учиться. Суд не соглашается с доводом представителя ответчика о том, что подпись в контракте об обучении в военном образовательном учреждении и последующем прохождении военной службы стоит не ответчика, поскольку явных отличий от других подписей, которые ставил ответчик в изученных судом документах, что не отрицалось представителем ответчика, не усматривается, факт заключения указанного контракта подтверждается иными доказательствами, изученными в судебном заседании в частности приказом об этом, поскольку в ином случае ответчик должен был быть отчислен из института. Кроме того факт подписания контракта подтверждает и допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1, пояснившая, что в октябре или ноябре 2009 года ответчик подписывал какие-то документы в военном институте, однако какие точно не помнит, так как их не читал. С учетом совокупности указанных доказательств, а также того, что достаточных доказательств, которые бы подтвердили сомнения стороны ответчика, никем не представлено, суд считает, что указанный выше контракт был подписан именно ответчиком, а не кем-либо иным. Суд не соглашается также с доводом представителя ответчика о том, что отчисление ответчика из учебного заведения было вынужденным в связи с оказывавшимся на него давлением, поскольку убедительных доказательств этому представлено не было. Одних показаний свидетеля ФИО1 для подтверждения данных обстоятельств не достаточно, так как ФИО1 является матерью ответчика, то есть заинтересованным в исходе дела лицом. И кроме того, правового значения данное утверждение представителя ответчика для разрешения заявленных исковых требований не имеет. Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 06 июля 2006 года № 103-ФЗ был уточнен порядок поступления граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования, а также заключения контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, и основания отчисления граждан из таких учреждений. Согласно абзаца второго п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включается в контракт о прохождении военной службы. В силу п.п. 1, 2 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона в военные образовательные учреждения имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу в возрасте от 16 до 22 лет. Граждане, поступающие в военные образовательные учреждения профессионального образования, должны соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту. Граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. В соответствии с пп. «д» п. 1 ст. 3 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, началом военной службы считается для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения. В силу п.п. 1, 5, 7.1, 8 ст. 4 указанного Положения, контракт заключается между гражданином (военнослужащим) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме согласно приложению № 1. Контракт может быть первым или новым. Условия контракта включают в себя обязанность гражданина возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом, средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств. При заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающим в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, из которых определяется размер указанных средств. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным настоящим Положением, о чем издается соответствующий приказ. Согласно п.п. 1, 2, 5 ст. 8 указанного Положения первый контракт заключают ранее не проходившие военную службу по контракту граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Военнослужащие, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, заключают первый контракт по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения и до окончания второго курса обучения. Первый контракт заключается с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, - на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания. В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «е», «е.1» и «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размере возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. Таким образом, ответчик обязан возместить средства затраченные на его обучение. Исходя из того, что контракт о прохождении военной службы ответчиком был заключен в соответствии с утвержденной типовой формой контракта о прохождении военной службы на срок обучения и пять лет военной службы после обучения, а также, что началом военной службы и обучения считается день зачисления в учебное заведение, а именно 01 августа 2008 года, срок обучения Галкина К.М. составил с 01 августа 2008 года по 07 октября 2010 года - 2 года 2 месяца. В силу п. 2 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 года № 402, размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований. Пунктом 3 данной Методики предусмотрено, что в состав указанных в пункте 2 настоящей методики расходов включаются расходы: на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований, на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями. Согласно п. 5 указанной Методики, период, на который определяются расходы, указанные в пункте 3 настоящей методики, составляет один финансовый год. В соответствии с п. 6 указанной Методики, размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Фиксированное значение сумму подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, по формуле: ФЗ = (Р1 + Р2 + Р3)/ ШЧ, где: ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; Р1 - стоимость износа основных средств, тыс. рублей в год; Р2 - стоимость расхода материальных запасов, тыс. рублей в год; Р3 - расходы на содержание преподавателей, тыс. рублей в год; ШЧ - штатная численность переменного состава военно-учебного заведения, человек. Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 01 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта. Граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств. Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ х (ПЛО + ПМО/12), где: ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей; ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении; ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения) (п. 7). Как следует из расчета фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в 2009 году в Тюменском ВВИКУ, изменившим наименование на Тюменский военный институт инженерных войск (ТВИИВ) 02 июня 2010 года, утвержденного начальником инженерных войск ВС РФ 09 сентября 2009 года, фиксированное значение (ФЗ) на человека по специальности «Применение инженерных подразделений и эксплуатация средств инженерного вооружения», составило 163002 рублей. При отчислении из военно-учебного заведения срок обучения Галкина К.М. составил 2 года 2 месяца, таким образом, сумма денежных средств, затраченных на его обучение, составляет 353171 рубль = 163002 х (2 года + 2 месяца/12). Таким образом, требование истца о возмещении ответчиком в денежном выражении затрат на военную и специальную подготовку в военном образовательном учреждении является законным и обоснованным, в силу чего, подлежащим удовлетворению. Поскольку решение суда состоялось в пользу истца то, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден, в размере 6731 рубль 71 копейка (353171-200000)* 1/100) +5200). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление военного прокурора Тюменского гарнизона удовлетворить полностью. Взыскать с Галкина К.М. в пользу Российской Федерации в лице «Тюменского военного института инженерных войск» - филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко» Министерства обороны Российской Федерации 353171 (триста пятьдесят три тысячи сто семьдесят один) рубль в счет компенсации затрат на военную и специальную подготовку в военном образовательном учреждении. Взыскать с Галкина К.М. государственную пошлину в размере 6731 (шесть тысяч семьсот тридцать один) рубль 71 (семьдесят одна) копейка в доход государства. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тюменский областной суд в течение 10 дней со дня составления судьей решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Уватский районный суд Тюменской области. Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2011 года, в окончательной форме решение составлено 30 июня 2011 года. Настоящее решение изготовлено на компьютере. Председательствующий судья А.Р. Шумасов Решение обжаловано. Кассационной инстанцией Тюменского областного суда решение оставлено без изменения. Решение вступило в законную силу 22.08.2011г.