Решение по делу №2-68/2012 о возложении обязанности оборудовать вход в нежилое помещение пандусом



Дело № 2-68/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Уват Тюменской области              15 марта 2012 года

Уватский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шумасова А.Р.,

при секретаре Медведевой Н.А.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора Уватского района Тюменской области Гуммера В.И.,

представителя ответчика – администрации Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области – главы поселения Корякова В.А., действующего на основании прав по должности,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – администрации Уватского муниципального района Тюменской области – Созоновой Е.А., действующей на основании доверенности (Номер обезличен) от 07 июня 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности оборудовать вход в нежилое помещение пандусом,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с требованием возложить на ответчика обязанность оборудовать вход в нежилое помещение администрации Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, расположенное по адресу: Тюменская область, Уватский район, с. Красный Яр, ул. Стивы Дорониной, д. 3, пандусом, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными постановлением Госстроя России № 73 от 16 июля 2001 года, в срок до 01 февраля 2013 года, мотивируя тем, что вход в вышеуказанное здание не оборудован пандусом, в связи с чем, условия для беспрепятственного доступа инвалидов колясочников в помещение администрации отсутствуют, чем нарушены требования к доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, закрепленные в ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и ст.ст. 3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил, просил срок исполнения обязанности установить до 01 июня 2013 года, в остальном требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика и представитель третьего лица в судебном заседании, не возражая против удовлетворения требования о возложении обязанности, просили суд установить срок ее исполнения до октября 2013 года в связи с правилами бюджетного финансирования.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела, считаю необходимым требования истца удовлетворить полностью по следующим основаниям.

Согласно Уставу Красноярское сельское поселение Уватского муниципального района Тюменской области является органом местного самоуправления, исполнительным органом которого является администрация Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, которую возглавляет глава администрации, представляющий интересы администрации без доверенности .

В соответствии с договором безвозмездного пользования от 15 июня 2011 года администрация Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области приобрела в безвозмездное пользование у Муниципального автономного образовательного учреждения «Красноярская средняя общеобразовательная школа имени Г.Н. Кошкарова» нежилое помещение в здании школы по адресу: Тюменская область, Уватский район, с. Красный Яр, ул. Стивы Дорониной, д. 3 на срок с 15 июня 2011 года по 14 июня 2016 года. Согласно п. 3.2.1 администрация Красноярского сельского поселения обязана содержать имущество, переданное по договору, в порядке и предусмотренном санитарными, противопожарными правилами и правилами эксплуатации установленного в помещении санитарно-технического и инженерного оборудования. Данное нежилое помещение обозначено на схеме школы и по акту приема-передачи передано.

Согласно акту проверки от 06 февраля 2012 года и фотографий к нему вход в помещение, занимаемое администрацией Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, пандуса не имеет.

В протоколе объяснения глава администрации Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области Коряков В.А. пояснил, что вход в помещение администрации пандусом не оборудован и в помещении администрации располагаются социальный работник, участковый и бухгалтер коммунального предприятия.

Согласно Уставу Уватский муниципальный район Тюменской области является органом местного самоуправления, исполнительным органом которого является администрация Уватского муниципального района Тюменской области, которую возглавляет глава Уватского муниципального района, представляющий интересы администрации без доверенности. Администрация осуществляет правомочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом Уватского муниципального района Тюменской области.

Согласно решению Думы Уватского муниципального района № 21 от 30 ноября 2010 года Главой Уватского муниципального района назначен Свяцкевич Ю.О.

Согласно свидетельств администрация Уватского муниципального района зарегистрирована в качестве юридического лица.

В соответствии со свидетельством собственником нежилого здания, расположенного по адресу Тюменская область, Уватский район, с. Красный Яр, ул. Стивы Дорониной, д. 3, является Уватский муниципальный район Тюменской области.

Согласно абзаца первого ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Абзац третий ст. 15 указанного выше Федерального закона содержит правило о том, что государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались требования эвакуации людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ параметрами элементов строительных конструкций, значения которых в проектной документации должны быть предусмотрены таким образом, чтобы была сведена к минимуму вероятность наступления несчастных случаев и нанесения травм людям (с учетом инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) при перемещении по зданию или сооружению и прилегающей территории в результате скольжения, падения или столкновения, являются уклон лестниц и пандусов, ширина проступей и высота ступеней на лестницах, высота подъема по одному непрерывному лестничному маршу и пандусу. Недопустимо применение ступеней разной высоты в пределах одного лестничного марша. Перила и поручни на ограждениях лестниц, пандусов и лестничных площадок должны быть непрерывными.

Согласно ч. 3 ст. 30 указанного Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.

Часть 7 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ предписывает, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Согласно ч. 14 ст. 30 указанного выше Федерального закона в проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.

Конкретные требования к обеспечению доступности жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения закреплены в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

Совокупностью изученных в судебном заседании доказательств подтверждаются доводы искового заявления о том, что вход в нежилое помещение, являющееся собственностью Уватского муниципального района Тюменской области, в котором расположена администрация Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, не оборудован никаким приспособлением для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, несмотря на то, что это прямо предусмотрено действующим законодательством.

Указанное обстоятельство, а также то, что произвести исправление обозначенного недостатка обязан ответчик, подтвердили в судебном заседании представитель ответчика, а также представитель третьего лица, действующего на стороне ответчика, что в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, является не требующим дополнительного доказывания обстоятельством, достаточным для установления данного факта.

Таким образом, требование истца в части возложения обязанности на ответчика произвести оборудование пандуса является законным и обоснованным в силу чего подлежит удовлетворению.

Соглашается суд с требованием истца о том, чтобы обязанность оборудовать пандус ответчиком была выполнена к 01 июня 2013 года по следующим основаниям.

Ответчик и третье лицо являются исполнительными органами местного самоуправления, финансируемыми из местных бюджетов соответственно.

Формирование местных бюджетов происходит на основании правил, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (далее по тексту БК РФ), соответствующих нормативно-правовых актах Тюменской области и местных нормативно-правовых актах.

В соответствии с ч. 2 ст. 187 БК РФ порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным законом (решением) показателей и характеристик (приложений) в соответствии со статьей 184.1 настоящего Кодекса.

Значит, по общему правилу, финансирование очередного финансового года начинается с 01 января, а не с конца января как на этом утверждала представитель третьего лица.

Мероприятия по производству строительства пандусов подпадают по действия Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ).

В этом суд соглашается с доводами представителя ответчика и представителя третьего лица.

Однако из анализа ст.ст. 21, 27, 28, 33, 36, 38, 41.5, 41.9, 41.10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ при различных способах размещения заказа органом местного самоуправления на оказание услуги, в том числе и услуги по оборудованию пандуса, необходимо при соблюдении сроков, установленных указанными статьями закона, и при надлежащей исполнительской дисциплине, в среднем не более двух месяцев на заключение контракта.

Значит, заключить муниципальный контракт на обустройство пандуса возможно к апрелю месяцу, а после его заключения, по мнению суда, нет никаких веских причин, в том числе и с учетом погодных условий, к тому, чтобы изготовление пандуса не произвести к 01 июня, так как это не требует больших временных затрат и не связано с капитальной переделкой здания.

Таким образом, исковые требования признаются законными и обоснованными, в силу чего подлежащими удовлетворению полностью.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Уватского района Тюменской области удовлетворить полностью.

Возложить на администрацию Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области обязанность оборудовать вход в нежилое помещение администрации Красноярского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, расположенное по адресу: Тюменская область, Уватский район, с. Красный Яр, ул. Стивы Дорониной, д. 3, пандусом, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», установленных постановлением Госстроя России № 73 от 16 июля 2001 года, в срок до 01 июня 2013 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы или представления через Уватский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня составления судьей решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2012 года, в окончательной форме решение составлено 19 марта 2012 года.

Настоящее решение изготовлено на компьютере.

Председательствующий судья          А.Р. Шумасов

Решение вступило в законную силу 20.04.2012г.