Решение по делу №2-87/2012 по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области к Хрипченко А.И. о взыскании задолженности по налогам и пени



Дело № 2-87/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Уват Тюменской области 10 апреля 2012 года

Уватский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шумасова А.Р.,

при секретаре Медведевой Н.А.,

с участием:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области к Хрипченко А.И. о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с требованием взыскать с ответчика задолженность по транспортному и земельному налогу в размере 145730 рублей 67 копеек и пени в сумме 14811 рублей 98 копеек за несвоевременную уплату налога, мотивируя свои требования тем, что истцом на основании имеющихся сведений, поступивших из ГИБДД, о наличии в собственности транспортных средств, ответчику был исчислен транспортный налог за 2010 год в размере 145730 рублей 58 копеек. Также на основании поступивших из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о наличии в собственности имущества и земельных участков, ответчику был исчислен налог на имущество физических лиц за 2008, 2009, 2010 годы по 0,01 рублю за каждый год, на общую сумму 0,03 рубля, и земельный налог в сумме 0,06 рублей. Истцом в адрес ответчика направлено заказным письмом по месту жительства налоговое уведомление № 50867 на уплату транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога, установлен срок уплаты до 15 ноября 2011 года, однако в установленные сроки сумма налогов ответчиком в бюджет внесена не была, в связи с чем, истцом в адрес ответчика было направлено требование № 17134 по состоянию на 08 декабря 2011 года с указанием срока исполнения до 28 декабря 2011 года, которое не исполнено. В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ ответчику начислена пеня за неуплату транспортного налога в размере 14811 рублей 72 копейки, за неуплату земельного налога – в размере 0, 26 рублей. В связи с тем, что ответчиком налог и пени в бюджет добровольно не внесены, истец и обратился в суд.

В судебное заседание представитель истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте его проведения, поскольку от получения судебного извещения отказался, о причинах неявки в известность суд не поставил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

С учетом изложенного дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.

Изучив материалы дела, считаю необходимым исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.

Согласно налоговому уведомлению № 80726 ответчик до 15 ноября 2011 года обязан был уплатить транспортный налог в размере 145730 рублей 58 копеек, земельный налог в размере 0,06 рублей и налог на имущество физических лиц в размере 0, 03 рубля.

Согласно требованию № 17134 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08 декабря 2011 года ответчику истцом предложено в срок до 28 декабря 2011 года погасить задолженность по земельному, транспортному налогам и налогу на имущество физических лиц в размере 145730 рублей 67 копеек и пени в размере 14811 рублей 98 копеек.

Согласно списку внутренних почтовых отправлений требование № 17134 об уплате налога и пени направлено Хрипченко А.И. 21 декабря 2011 года.

Согласно выпискам из лицевых счетов ответчика за период с 01 января 2012 года по 05 февраля 2012 года по состоянию расчетов на 06 февраля 2012 года недоимка по транспортному налогу составила 181935 рублей 91 копейка, по пеням – 40725 рублей 95 копеек; недоимка по налогу на имущество составила 0,03 рубля; недоимка по земельному налогу по ОКАТО 71248838000 составила 0,03 рубля и пени 0,05 рублей; недоимка по земельному налогу по ОКАТО 71288815000 составила 0,03 рубля и пени – 0,21 рубль.

Согласно расчету ответчику начислено пени: по транспортному налогу в размере 14811 рублей 72 копейки, по земельному налогу 0,26 рублей.

Согласно выписке их журнала сведений о земельных объектах по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в собственности ответчика с 2008 года по 2010 год находилось пять земельных участков на территории Уватского района Тюменской области.

Согласно выписке из журнала сведений о транспортных средствах по сведениям межмуниципального Управления внутренних дел «Тобольск» в собственности ответчика в 2010 году находились следующие транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения: (марка1) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 110 л/с, (марка2) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 336,5 л/с, (марка3) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 75 л/с, (марка4) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 210 л/с, (марка5) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 150 л/с, (марка6) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 336 л/с, (марка7) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 76,1 л/с, (марка8) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 184 л/с, (марка9) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 72,5 л/с, (марка10)государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 70 л/с, (марка11) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 336 л/с, (марка12) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 180 л/с, (марка13) государственный регистрационный знак (Номер обезличен) мощностью двигателя 265 л/с.

Согласно выписке их журнала сведений об имуществе по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в собственности ответчика в 2010 году находились квартиры.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3).

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1). Если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4).

В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым период по земельному налогу признается календарный год.

Согласно ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Срок уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее – налоги) признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона объектами налогообложения признаются, в том числе, квартиры.

В силу статьи 3 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения (п. 1). Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения (п. 3).

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами (п. 1). Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (п. 2). Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 8). Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 9). Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога (п. 10).

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Совокупностью изученных в судебном заседании доказательств подтверждаются доводы истца о том, что ответчик, являющийся налогоплательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, поскольку имеет в собственности транспортные средства, земельные участки и недвижимое имущество, в установленные законом сроки не исполнил свою обязанность по уплате указанных налогов, несмотря на то, что ему истцом направлялись налоговое уведомление и требование об уплате налога в соответствии со ст.ст. 69, 70, 363, 397 Налогового Кодекса РФ, и ст. 5 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц».

В связи с этим истец правомерно и в установленный в ст. 48 Налогового Кодекса РФ срок обратился с требованием о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц с ответчика.

Сумма налогов, подлежащих взысканию, истцом исчислена верно.

Таким образом, требование истца о взыскании задолженности по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц с ответчика является законным и обоснованным, в силу чего подлежащим удовлетворению.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов в размере 14811 рублей 98 копеек.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми дней с даты его получения.

В судебном заседании установлено, что требование об уплате налога и пени направлено ответчику 21 декабря 2011 года с указанием срока исполнения – 28 декабря 2011 года, однако истцом не представлено доказательств тому, что данное требование ответчиком получено, то есть у суда возникают сомнения о наличии оснований для взыскания с ответчика пеней, поскольку по смыслу закона требование об уплате налога должно быть исполнено в определенный срок с даты его фактического получения, а в соответствии с ч. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В связи с указанным требования в части взыскания пени признаются судом необоснованными, в силу чего удовлетворению не подлежат.

Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, который при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 98 ГПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в доход государства, пропорционально удовлетворенным требованиям, в размере 4114 рублей 61 копейка ((145730,67 руб. – 100000 руб.)*2/100 + 3200 руб.).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области удовлетворить частично.

Взыскать с Хрипченко А.И. в пользу Тюменской области в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тюменской области задолженность по транспортному налогу в размере 145730 (сто сорок пять тысяч семьсот тридцать) рублей 58 (пятьдесят восемь) копеек.

Взыскать с Хрипченко А.И. в пользу Уватского муниципального района Тюменской области в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тюменской области задолженность по земельному налогу в размере 06 (шесть) копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 03 (три) копейки.

Взыскать с Хрипченко А.И. государственную пошлину в сумме 4114 (четыре тысячи сто четырнадцать) рублей 61 (шестьдесят одна) копейка в доход государства.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Уватский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня его провозглашения.

Настоящее решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.

Председательствующий судья А.Р. Шумасов

Решение обжаловано.

Апелляционной инстанцией Тюменского областного суда решение отменено в части:

Решение Уватского районного суда Тюменской области от 10 апреля 2012 года в части отказа в удовлетворении требований МИФНС России №7 по Тюменской области о взыскании с Хрипченко А.И. пени в размере 14811,98 рублей – отменить, принять в этой части новое решение:

Взыскать с Хрипченко А.И. в пользу Тюменской области в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Тюменской области задолженность по пеням в размере 14811 руб. 98 коп.

Указанное решение в части взыскания с Хрипченко А.И. государственной пошлины в доход государства изменить, увеличив размер государственной пошлины, взысканной с Хрипченко А.И. в доход государства до 4410 руб. 85 коп.

В остальной части решение оставить без изменения.

Решение вступило в законную силу 18.06.2012г.