Решение по делу № 2-260/2012 о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма вне очереди.



Дело № 2-260/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Уват Тюменской области              «28» сентября 2012 года

Уватский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Юдиной С.Н.,

при секретаре Айдановой А.Ф.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора Уватского района

Тюменской области Шумасовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах Козловского С.Ю. к Правительству Тюменской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма вне очереди, и к администрации Уватского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности принять решение о выделении обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах Козловского С.Ю. с иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что Козловский С.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот, закрепленного жилого помещения не имеет, с 2009 года включен в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем и состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, 18.06.2009 года Козловский С.Ю. окончил пребывание в образовательном учреждении, временно проживает в (Адрес обезличен). Другого жилья не имеет, что нарушает его права и социальные гарантии, предоставленные государством. В связи с чем, истец просит обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Козловскому С.Ю. вне очереди по договору социального найма благоустроенного применительно к условиям Уватского района жилого помещения на территории Уватского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям из государственного жилищного фонда Тюменской области, а также просит обязать администрацию Уватского муниципального района Тюменской области предоставить Козловскому С.Ю. обеспеченное Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенное (применительно к условиям Уватского района) жилое помещение на территории Уватского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Козловским С.Ю. договор социального найма на данное жилое помещение.

В судебном заседании представитель истца свои требования поддержал полностью по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что к доводу представителя ответчика – Правительства Тюменской области о том, что надлежащим ответчиком по делу должно быть главное управление строительства Тюменской области, а не Правительство Тюменской области, следует отнестись критически, поскольку Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года обязанность по обеспечению указанной категории лиц жильем возложена на субъект Российской Федерации, исполнительным органом которого является Правительство Тюменской области.

Козловский С.Ю., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика - администрации Уватского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду возражения, в которых просит в иске прокурора в интересах Козловского С.Ю. отказать, поскольку процедура предоставления жилого помещения на условиях социального найма детям-сиротам и лицам из числа детей сирот осуществляется в два этапа, а по времени занимает два-три месяца, в связи с чем одномоментное исполнение решения, невозможно, в случае выделения денежных средств на приобретение или строительство жилья администрацией Уватского муниципального района жилое помещение истцу будет предоставлено.

Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был надлежащим образом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В своих возражениях на иск указал, что надлежащим ответчиком по делу должно быть главное управление строительства (ГУС) Тюменской области, а не Правительство Тюменской области, поскольку ГУС для осуществления своих полномочий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан является получателем и главным распорядителем бюджетных средств.

Представитель третьего лица на стороне истца - в судебное заседание не явился, в заявлении поступившем в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Представитель истца на участии указанных лиц в судебном заседании не настаивал. В связи с изложенным, дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав представителя истца, принимая во внимание мнение ответчиков, третьего лица, изучив материалы дела, считаю необходимым требования истца удовлетворить полностью по следующим основаниям.

Козловский С.Ю. (Дата обезличена) обратился в прокуратуру Уватского района Тюменской области с заявлением, в котором просит оказать ему помощь в получении квартиры, так как является сиротой, стоит в очереди на жилье в администрации Уватского района Тюменской области. Козловский С.Ю. временно зарегистрирован по адресу: (Адрес обезличен) 01.02.2010 года по 30.06.2012 года.

Согласно свидетельству о рождении Козловский С.Ю. родился (Дата обезличена) в д.Солянка Уватского района Тюменской области, его родителями указаны: отец – ФИО1, мать – ФИО2

Вступившим в законную силу решением Уватского народного суда Тюменской области от 18 июня 1996 года, ФИО1, ФИО2 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Козловского С.Ю.

Постановлением Главы Уватского района от 04 марта 2003 года несовершеннолетний Козловский С.Ю. устроен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное гособеспечение, поставлен на учет по внеочередному обеспечению жильем по окончании срока пребывания в госучреждении.

Согласно сообщения администрации Юровского сельского поселения Уватского муниципального района от 05.02.2008 года Козловский С.Ю. проживал ранее по адресу: (Адрес обезличен). Данный дом в настоящее время балансодержателя не имеет, относится к бесхозному жилью. Данное жильё непригодно для проживания.

Распоряжением администрации Юровского сельского поселения Уватского муниципального района от 13 июня 2009 года Козловский С.Ю., (Дата обезличена) поставлен на учет с 04 июня 2009 года в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей согласно приложению.

Согласно аттестата об основном общем образовании Козловский С.Ю. обучался в АОУ «Уватская СОШ» и окончил её в 2009 году.

Согласно справки ГАОУ НПО ТО «ПУ № 58» от 28.08.2012 года Козловский С.Ю. обучается в данном учебном заведении с 01.09.2009 года, на момент выдачи справки находится в академическом отпуске. Предполагаемый срок окончания обучения 30.06.2012 года.

Согласно ответа на запрос Козловский С.Ю. своего жилья и имущества не имеет, поставлен на учет по льготному обеспечению жильем на территории Юровского сельского поселения с 04.06.2009 года.

Согласно информационной карте Козловский С.Ю. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 04.06.2009 года, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мать и отец - лишены родительских прав), регистрации не имеет, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

Согласно сообщению начальника Уватского районного отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», сведений о зарегистрированных правах Козловского С.Ю. на недвижимое имущество предоставить не может, в связи с тем, что государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не производили.

Сведениями, представленными сектором по опеке, попечительству и охране прав детства Уватского района Департамента социального развития Тюменской области также подтверждается, что Козловский С.Ю. действительно является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения у Козловского С.Ю. не было, за ним не закреплялось.

Согласно Уставу Уватский район является муниципальным районом, наделенным законом Тюменской области статусом муниципального района, администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, районная администрация обладает правами юридического лица, возглавляет и руководит районной администрацией глава района; органы местного самоуправления муниципального района вправе осуществлять отдельные государственные полномочия в порядке и на условиях, определяемых федеральным законодательством и законами Тюменской области, с одновременной передачей им материальных ресурсов и финансовых средств. Администрация Уватского муниципального района зарегистрирована в качестве юридического лица.

Согласно Положению, сектор по опеке, попечительству и охране прав детства Уватского района является структурным подразделением департамента социального развития Тюменской области, его функциями, в том числе, являются защита личных неимущественных и имущественных, в том числе жилищных прав и интересов подопечных, осуществление представительства интересов департамента и отдела (сектора) в судебных органах.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В силу ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.23, ч.3 ст.24 указанного Закона Тюменской области, предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, жилые помещения государственного жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) либо с согласия гражданина в одном из населенных пунктов, входящих в состав муниципального района, на территории которого проживает гражданин. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области установлена в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Совокупностью изученных в судебном заседании доказательств подтверждаются доводы истца о том, что Козловский С.Ю. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, окончил пребывание в образовательном учреждении, зарегистрирован на территории Уватского района Тюменской области, а поэтому имеет право на получение вне очереди по договору социального найма жилого помещения на территории Уватского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Поскольку дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, Правительство Тюменской области было обязано обеспечить Козловского С.Ю. жилым помещением.

В этой связи, суд соглашается с представителем истца и считает довод представителя ответчика – Правительства Тюменской области о том, что надлежащим ответчиком по делу должно быть главное управление строительства Тюменской области, а не Правительство Тюменской области, несостоятельным, поскольку действующим законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на субъект Российской Федерации, исполнительным органом которого является Правительство Тюменской области.

Таким образом, требование истца, о возложении на Правительство Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления истцу Козловскому С.Ю. благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма вне очереди является законным и обоснованным, в силу чего, подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.27 Закона Тюменской области от 09 ноября 2011 года № 71 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и Приложением 19 к указанному закону, органы местного самоуправления Уватского муниципального района, наделяются государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами.

Следовательно, обязанность по предоставлению Козловскому С.Ю. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области, должна быть возложена на администрацию Уватского муниципального района Тюменской области. Таким образом, требования истца являются законными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Уватского района Тюменской области удовлетворить полностью.

Возложить на Правительство Тюменской области обязанность предоставить Козловскому С.Ю. на условиях социального найма вне очереди благоустроенное (применительно к условиям Уватского района Тюменской области) жилое помещение на территории Уватского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, из государственного жилищного фонда Тюменской области.

Возложить на администрацию Уватского муниципального района Тюменской области обязанность принять решение о выделении Козловскому С.Ю. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Уватского района Тюменской области) жилого помещения на территории Уватского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям, на условиях социального найма вне очереди.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы или представления в течение месяца со дня его провозглашения через Уватский районный суд Тюменской области.

Председательствующий судья                     С.Н.Юдина

Решение вступило в законную силу 30.10.2012г.