2-1061 о взыскании транспортного налога



№2-1061/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 ноября 2011 г. г.Уварово

Уваровский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Враговой Н.В.,

при секретаре Кузнецове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Тамбовской области к Корневу Вячеславу Николаевичу о взыскании транспортного налога,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция ФНС России №5 по Тамбовской области обратилась в суд с иском к Корневу В.Н., просит суд взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за 2008 г. в сумме <данные изъяты> рублей, ссылаясь на следующее.

На ответчика в установленном законом порядке зарегистрированы транспортные средства согласно налоговому уведомлению. 12.07.2010 г. отделом камеральных проверок было установлено, что начисление транспортного налога на автомобиль <данные изъяты> ответчику в 2008 г. не производилось. Письмом Управления ФНС России по Тамбовской области №04-13/03545@ от 27.04.2010 г. «Об обработке сведений о транспортных средствах» направлено обновление программного обеспечения, используемого для обработки сведений о транспортных средствах, поступающих из УГИБДД УВД по Тамбовской области. Данным обновлением была предусмотрена возможность сравнения и выявления сведений, не поступивших в налоговые органы в течение 2007-2009 годов. В соответствии с указанным письмом в инспекцию, начиная со второго квартала 2010 г. стали поступать сведения в форматах, утвержденных совместным приказом МВД и ФНС России от 31.10.2008 г. №948/ММ-3-6/561. В соответствии с абз. 2,3 пункта 1 статьи 54 НК РФ 12.07.2010 г. ответчику произведено доначисление транспортного налога за 2008 г. в сумме <данные изъяты> руб. и направлено налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога. В связи с тем, что ответчик уклоняется от уплаты налога, ему 27.09.2010 г. было направлено требование об уплате налога в срок до 15.10.2010 года, которое оставлено без исполнения. В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ 03.12.2010 года истец обратился к мировому судье Уваровского района Тамбовской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании транспортного налога с ответчика. 02.03.2011 г. был вынесен судебный приказ, однако 09.03.2011 г. определением мирового судьи Уваровского района данный судебный приказ отменен. До настоящего времени сведений об уплате ответчиком транспортного налога в инспекцию не поступало.

Истец – Межрайонная ИФНС России №5 по Тамбовской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в него не явился.

Ответчик Корнев В.Н., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в него не явился.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Корнева Н.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать, поскольку ответчик, являясь ветераном боевых действий в Афганистане и имея право на льготы, задолженности по транспортному налогу не имеет, кроме того, пропущены сроки предъявления требований.

Выслушав объяснение представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Корнев В.Н. является собственником транспортного средства <данные изъяты>, которое зарегистрировано в ГИБДД <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и является налогоплательщиком транспортного налога.

Истец просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за объект налогообложения <данные изъяты> за 2008 г. - <данные изъяты> руб..

В силу п.3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно п.1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Из п.4 ст. 57 НК РФ следует, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с п.1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.9 Закона Тамбовской области от 28.11.2002 года №69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области» (в редакциях от 26 октября 2007 г., 2 июля 2008 г., 31 марта, 27 ноября 2009 г.) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Из п.2 ст. 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Таким образом, налоговое уведомление на уплату транспортного налога за 2008 год должно быть направлено ответчику в срок – не позднее 01.02.2009 года.

Истец в обоснование заявленных требований указывает, что начисление транспортного налога на автомобиль <данные изъяты> ответчику в 2008 г. не производилось, поскольку, в инспекции отсутствовала информация о данном автомобиле и что сведения в форматах, утвержденных совместным приказом МВД и ФНС России от 31.10.2008 г. №948/ММ-3-6/561, стали поступать в инспекцию, начиная со второго квартала 2010 г, а также на то, что согласно абз. 2,3 п.1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки; в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Исходя из положений пунктов 1,2 Приказа МНС РФ от 11 июня 2004года NСАЭ-3-09/363@ "О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10.11.2002 NБГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств", в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств", сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 НК РФ, направляются указанными органами в налоговые органы однократно и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации. Руководителям управлений МНС России по субъектам РФ в приоритетном порядке обеспечить организацию работы по вводу сведений, полученных на бумажных носителях, обработке сведений, полученных как на бумажных носителях, так и в электронном виде, направлению их по каналам связи с применением средств защиты информации в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств, а также по постановке на учет (снятию с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в течение пяти дней со дня поступления сведений по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10.11.2002 №БГ-3-04/641.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, а, согласно пункта 4 статьи 362 НК РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

В соответствии с пунктом 4 Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утвержденных Приказом МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 31 октября 2008года N948/ММ-3-6/561, сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, передаются подразделениями Госавтоинспекции в соответствующие Управления ФНС России в виде файлов передачи данных: ежегодно до 1 февраля текущего календарного года о всех транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года; в течение 10 дней после регистрации или снятия с регистрации транспортных средств, а также лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Как следует из информации за № 18/7882 от 18.10.2011 г., представленной суду УГИБДД УМВД России по Тамбовской области, не имеющего какой-либо субъективной заинтересованности в исходе настоящего гражданского дела, указанным органом регулярно и своевременно передавались в УФНС России по Тамбовской области сведения о транспортных средствах, зарегистрированных за ответчиком.

Так, сведения об автомобиле <данные изъяты> зарегистрированном за ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, передавались в УФНС России по Тамбовской области 22.07.2008 г. (исх. 18/6708 зап. 360883); 31.01.2009 г. (исх. 18/893 зап. 157118); 29.01.2010 г. (исх. №18/501 зап. 2087503) (л.д. 74).

При этом истец не предоставил суду какого-либо подтверждения получения им сведений об указанном выше автомобиле, лишь, начиная со второго квартала 2010 г., а не в установленные законом сроки, в то время как, в соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Учитывая вышеизложенное, следует признать, что доводы инспекции об отсутствии у нее сведений об указанном в иске автомобиле в срок до второго квартала 2010 г. несостоятельны и не могут являться основанием для ненадлежащего выполнения истцом своих прямых функций по обеспечению соблюдения налоговых обязанностей налогоплательщиков. В соответствии с налоговым законодательством, вышеуказанными ведомственными приказами обязанность исчислять сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, а также проводить сверку, полученных сведений о совершенных регистрационных действиях с транспортными средствами, возложена на налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, но, ни коим образом на налогоплательщика Корнева В.Н., у которого, в силу п.4 ст. 57 НК РФ, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, направленного налоговым органом в установленные законом сроки.

Между тем, направление ответчику налогового уведомления на уплату транспортного налога за 2008 г. №85440 от 12.07.2010 г. в 2010 году, т.е. по истечении установленного законом срока, противоречит действующему, вышеуказанному законодательству, что недопустимо.

Доказательств направления налогового уведомления ответчику в установленные законом сроки и уважительных причин не направления ответчику указанного налогового уведомления истцом суду не представлено.

Как следует из п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа за 2008 г. по состоянию на 27.09.2010 г. было направлено ответчику 15.10.2010 года и получено последним, также 15.10.2010 года (л.д.4,5), то есть по истечении установленного законом срока, что также недопустимо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Данное заявление, исходя из пункта 2 статьи 48 НК РФ, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Предельный срок взыскания недоимок по налогам следует определять, исходя из совокупности указанных сроков. Данный срок является пресекательным, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Суд находит несостоятельной и ссылку истца в обоснование иска, на абз. 2,3 п.1 ст. 54 НК РФ которой предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки; в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), поскольку данная норма неприменима к налогоплательщикам – физическим лица, а распространяется лишь на налогоплательщиков – организации, а также на налоговых агентов.

Следует признать, что истцом не представлено доказательств фактически подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свое заявление.

При таких обстоятельствах, подводя итог всему вышесказанному, исходя из положений приведенных выше норм законодательства, суд считает исковые требования, не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Тамбовской области к Корневу В.Н. о взыскании транспортного налога за 2008 г. в размере 1000 руб. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через данный районный суд в течение 10 дней со дня составления его в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Н.В.Врагова

Мотивированное решение составлено 18 ноября 2011 года.

Судья Н.В.Врагова