улучшение жилищных условий



Дело № 2-527/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Леоновой Т.П.,

с участием прокурора Головановой А.В.,

при секретаре Ческидовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Мурзиной Марии Степановны к администрации Южноуральского городского округа о признании неправомерным отказа в признании нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Мурзиной М.С. с иском к администрации Южноуральского городского округа о признании неправомерным отказа в признании нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование иска прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Южноуральского городского округа поступило заявление Мурзиной М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, инвалида 1 группы, о постановке на учет граждан нуждающихся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии администрации Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Мурзиной М.С. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении в связи с превышением учетной нормы жилого помещения. Прокурор полагает, что данное решение является незаконным, противоречит действующим нормам федерального жилищного законодательства, поскольку из представленных в жилищную комиссию документов следует, что Мурзина М.С. зарегистрирована и проживает по адресу: г.ЮЖноуральск, <адрес> – 114, принадлежащей на праве собственности её сыну – ФИО5 Для отнесения Мурзиной М.С. к членам семьи собственников жилого помещения требуется признание данного факта при условии вселения собственником её в качестве члена семьи. Жилищная комиссия не наделена полномочиями по установлению фактов, имеющих юридическое значение, а следовательно, у неё не имелось оснований для признания Мурзиной М.С. членом семьи собственника жилого помещения и применения положений ст. 51 ЖК РФ. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. В связи с этим, прокурор просит суд признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Мурзиной М.С. нуждающейся в жилом помещении, обязать жилищную комиссию администрации Южноуральского городского округа принять Мурзину М.С. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Истица Мурзина М.С. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в полном объеме. Пояснила, что после смерти мужа она стала единоличным собственником квартиры по <адрес> – <адрес> которую в последствие подарила своему сыну ФИО5 В квартире вместе с ней проживают и зарегистрированы сын ФИО5 и внук ФИО6, которые помогают ей по дому, так как сама она уже в преклонном возрасте и самостоятельно не справляется по дому. Она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на получение собственного жилья. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Южноуральского городского округа ФИО7, действующая по доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ Мурзина М.С. является членом семьи ФИО5, который приходится ей родным сыном и является собственником однокомнатной квартиры по <адрес> – 114. В указанной квартире общей площадью 34,8 кв. метров зарегистрированы Мурзина М.С., её сын ФИО5 и внук ФИО6 ФИО5 и его жена являются также собственниками двухкомнатной квартиры общей площадью 50,9 кв. метров по <адрес> – 115, в которой зарегистрированы жена ФИО5 – ФИО8 и сын ФИО9 В соответствии с положениями ст. 51 ЖК РФ при признании гражданина нуждающимся в жилом помещении учитывается суммарная общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи гражданина. Общая суммарная площадь жилых помещений, принадлежащих и занимаемых семьей ФИО1 составила 85,7 кв. м, то есть по 17,1 кв. м на каждого члена семьи. Так как учетная норма жилого помещения на одного человека в <адрес> определена в размере не более 15 кв. м общей площади жилого помещения, то ФИО1 было отказано в признании её нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, было установлено, что не смотря на то, что в квартире по <адрес> – 114, зарегистрированы трое человек, начисления на оплату жилья и коммунальные услуги производятся только на Мурзину М.С., а начисления на ФИО5 и ФИО6 производятся по <адрес> – 115. Просила в иске прокурору отказать.

Третьи лица ФИО5 и ФИО6 полагали требования прокурора законными и обоснованными. При этом ФИО5 пояснил, что он является собственником квартиры по <адрес>, 114, которую ему подарила его мать – Мурзина М.С. В этой квартире он проживает вместе с матерью и сыном – ФИО6 Мать – Мурзина М.С. – является членом его семьи, он и ФИО6 заботятся о ней, помогают ей по хозяйству, поскольку она престарелая, он оплачивает коммунальные расходы. Он и сын ФИО6 проживают и зарегистрированы по <адрес> – 114, но плата за содержание жилья и коммунальные услуги начисляется на них по адресу: <адрес>, - 12 – 115. Он также является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру по <адрес> – 115, собственником которой также является его жена – ФИО8 В квартире по <адрес> – 115 проживают его жена ФИО8 и их сын ФИО9, который в настоящее время подарил свою долю в праве собственности на квартиру матери – ФИО8 Не смотря на то, что он состоит в зарегистрированном браке с ФИО8, однако, фактически они вместе не проживают, «разошлись», но расторжение брака не оформили. Считает, что иск прокурора следует удовлетворить, чтобы его мать могла получить отдельное жилье и жить в нем одна.

Представители Министерства финансов РФ в лице территориального Управления федерального казначейства по <адрес> и Министерства социальных отношений <адрес> – третьих лиц по делу - в судебном заседании не участвовали, о рассмотрении дела надлежаще извещены.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с п.п. 3 п. 1. ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В силу положений частей 1 и 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В судебном заседании установлено, что Мурзина М.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалида 1 группы – ФИО1, что подтверждается справкой начальника УСЗН Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10, 11, 22).

С ДД.ММ.ГГГГ Мурзина М.С. зарегистрирована и проживает по настоящее время адресу: <адрес> – 114 (л.д.28).

ДД.ММ.ГГГГ Мурзина М.С. подарила принадлежавшую ей на праве собственности указанную выше однокомнатную квартиру общей площадью 34,8 кв. м, в том числе жилой – 17,07 кв. м своему сыну – ФИО5, который в настоящее время является собственником данной квартиры (л.д.12,25,46).

В настоящее время в квартире по адресу: <адрес> <адрес>, зарегистрированы по месту жительства Мурзина М.С., ФИО5 и ФИО6, который приходится Мурзиной М.С. внуком, а ФИО5 – сыном. (л.д.18).

В обоснование исковых требований прокурор ссылался на то, что для отнесения Мурзиной М.С. к членам семьи собственников жилого помещения требуется признание данного факта при условии вселения собственником её в качестве члена семьи, жилищная комиссия не наделена полномочиями по установлению фактов, имеющих юридическое значение.

Однако, суд полагает, что такая позиция прокурора основана на неправильном толковании положений ст. 31 ЖК РФ, которая прямо относит к членам семьи собственника жилого помещения его родителей, то есть отца и мать. Отдельного признания данного факта не требуется, поскольку это прямо установлено законом.

Семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

В судебном заседании третье лицо ФИО5 пояснял, что Мурзина М.С., проживающая в принадлежащей ему на праве собственности квартире по <адрес> – 114, является его матерью, он заботится о ней, помогает по хозяйству, оплачивает коммунальные услуги за квартиру, она является членом его семьи. Аналогичные пояснения дал в судебном заседании третье лицо ФИО6 Подтвердила указанные обстоятельства и истица Мурзина М.С.

Таким образом, судом бесспорно установлено, что Мурзина М.С. является членом семьи ФИО5, являющегося собственником однокомнатной квартиры по <адрес> – 114.

На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, его жене ФИО8, и сыновьям ФИО9 и ФИО6 в равных долях каждому передана в долевую собственность двухкомнатная квартира общей площадью 51,8 кв. м по <адрес> – 115, в <адрес> (л.д.19). На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 подарил свою долю в праве собственности на указанную квартиру своей матери – ФИО8, что подтверждается пояснениями в суде третьих лиц ФИО1, а также справкой Южноуральского филиала ОГУП «Обл БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17 оборот).

Согласно Решения Собрания депутатов Южноуральского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма обеспеченности площадью жилого помещения для предоставления жилья по социальному найму – не более 15 кв. м на одного человека общей жилой площади, как для квартир, так и для коммунальных квартир (л.д.35 оборот).

ДД.ММ.ГГГГ Мурзина М.С. обратилась к Главе Южноуральского городского округа с заявлением о включении её в список на получение жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с Положением о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОв, нуждающимся в улучшении жилищных условий. (л.д.36).

Решением жилищной комиссии администрации Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Мурзиной М.С. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с превышением учетной нормы жилого помещения. При вынесении данного решения комиссия учитывала общую площадь двух жилых помещений, занимаемых членами семьи Мурзиной М.С. – однокомнатную квартиру по <адрес> – <адрес>, общей площадью 34,8 кв. м, собственником которой является ФИО5, и двухкомнатную квартиру по <адрес> <адрес>, общей площадью 51,8 кв. м (л.д.37).

Суд полагает, что указанное решение является законным, при его вынесении обоснованно, в соответствии с требованиями ч.2 ст.51 ЖК РФ учтена суммарная общая площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности ФИО5 как члену семьи ФИО2 <адрес> указанных выше двух квартир составила 86,6 кв. м (34,8 кв м + 51,8 кв. м).

Таким образом, на каждого члена семьи ФИО1, проживающих и зарегистрированных в указанных жилых помещениях, приходится по 17,32 кв. м общей площадью, то есть более учетной нормы, составляющей не более 15 кв. м на одного человека. В связи с этим, ФИО2 обоснованно отказано в признании её нуждающейся в жилом помещении.

Ссылки третьего лица ФИО5 на то, что он фактически не проживает со своей женой ФИО8, а также ссылка прокурора на то, что в случае продажи квартиры по <адрес> <адрес> Мурзина М.С. утратит право пользования указанным жилым помещением, не являются юридически значимыми при рассмотрении судом данного гражданского дела.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что требования прокурора о признании незаконным решение жилищной комиссии администрации Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ФИО2 нуждающейся в жилом помещении и обязании жилищной комиссии администрации Южноуральского городского округа принять ФИО2 на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не основаны на положениях закона. В иске следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска прокурора <адрес> в интересах Мурзиной Марии Степановны к администрации Южноуральского городского округа о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Мурзиной Марии Степановны нуждающейся в жилом помещении и возложении на жилищную комиссию администрации Южноуральского городского округа обязанности принять Мурзину Марию Степановну на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Южноуральский городской суд.

ПредседательствующийподписьТ.П.Леонова

Копия верна:

СудьяТ.П.Леонова

Решение в окончательной форме составлено 29 октября 2010 года.

СудьяТ.П.Леонова