Дело 2-238/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Южноуральск 3 июня 2011 года
Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Леоновой Т.П.,
при секретаре Ческидовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Царевой Валентины Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отмене государственной регистрации права, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, признании права собственности на недвижимое имущество за умершим,
УСТАНОВИЛ:
Царева В.Н. обратилась в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отмене государственной регистрации права, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, признании права собственности на недвижимое имущество за умершим.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ между её сыном ФИО2 и ФИО4, ФИО5 заключен договор купли-продажи комнаты площадью 21,4 кв.метра в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>13. В этот же день стороны направили соответствующий пакет документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер. ДД.ММ.ГГГГ, то есть после смерти ФИО2, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> выдало на имя ФИО2 Свидетельство о государственной регистрации права № <адрес> на указанную комнату.
После уточнения исковых требований истица Царева В.Н. просит признать недействительными Свидетельство о государственной регистрации права собственности № <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2, а также записи от ДД.ММ.ГГГГ за номерами 74-74-371038/2010-427 и 74-74-37-371038/2010-428 о государственной регистрации соответственно договора и права на объект недвижимости; отменить государственную регистрацию права ФИО2 на комнату общей площадью 21,4 кв. м. в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенную по адресу: <адрес>13; признать право собственности на указанное недвижимое имущество за ФИО2, возникшее при его жизни, с включением указанного имущества в наследственную массу.
Истица Царева В.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания извещена надлежащим образом, в суд направила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в суд не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом.
Третьи лица ФИО4 и ФИО5 в суд не явились, о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Царевой В.Н. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Статья 35 Конституции РФ устанавливает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно статей 17, 18 ГК РФ правоспособность гражданина (способность иметь гражданские права и нести обязанности) прекращается смертью гражданина; граждане могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество.
В соответствии с ч.2 ст. 218, ч.2 ст. 223, 551 ГК РФ право собственности может быть приобретено на основании договора купли-продажи; в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации; переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 как покупателем и ФИО4, ФИО5 как продавцами заключен договор купли-продажи объекта недвижимости. Согласно указанного договора ФИО4 продали, а ФИО2 купил в собственность комнату площадью 21,4 кв. метра в трехкомнатной квартире общей площадью 83,5 кв. метра, расположенную по адресу: <адрес>13 (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ стороны направили соответствующий пакет документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для государственной регистрации указанной сделки.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ, то есть после смерти ФИО2, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> произвело государственную регистрацию договора купли-продажи, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № (л.д.8, оборот). Также, ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2 выдано Свидетельство о государственной регистрации права № <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № (л.д. 7).
В силу ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается смертью.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным признать недействительными Свидетельство о государственной регистрации права собственности № <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2, а также записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за номерами 74-74-371038/2010-427 и 74-74-37-371038/2010-428 о государственной регистрации соответственно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и права собственности ФИО2 на указанный выше объект недвижимости. В связи с чем, следует отменить государственную регистрацию права ФИО2 на комнату общей площадью 21,4 кв. м. в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенную по адресу: <адрес>13, произведенную ДД.ММ.ГГГГ за номером 74-74-37-371038/2010-428.
ФИО2 при жизни приобрел в собственность комнату общей площадью 21,4 кв. м, расположенную в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> - 13. Однако, при жизни свое право собственности на указанный объект недвижимости не зарегистрировал по независящим от него причинам, поскольку после передачи документов на регистрацию умер.
Истица Царева В.Н. является матерью умершего ФИО2 и после его смерти намерена реализовать свое право на наследство.
Таким образом, суд считает, что за ФИО2, умершим ДД.ММ.ГГГГ, следует признать право собственности на комнату площадью 21,4 кв.метра в трехкомнатной квартире общей площадью 83,5 кв. метра, расположенную по адресу: <адрес>13, возникшее при его жизни, с включением данного имущества в наследственную массу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Царевой Валентины Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Росреестру) об отмене государственной регистрации права, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, признании права собственности на недвижимое имущество за умершим удовлетворить.
Признать недействительными Свидетельство о государственной регистрации права собственности № <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2, а также записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за номерами 74-74-371038/2010-427 и 74-74-37-371038/2010-428 о государственной регистрации соответственно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и права собственности ФИО2, отменив государственную регистрацию права собственности ФИО2 на комнату общей площадью 21,4 кв. м в трехкомнатной квартире общей площадью 83,5 кв. метра, расположенную по адресу: <адрес>13, произведенную ДД.ММ.ГГГГ за номером 74-74-37-371038/2010-428.
Признать за ФИО2 право собственности на комнату общей площадью 21,4 кв. метра в трехкомнатной квартире общей площадью 83,5 кв. метра, расположенную по адресу: <адрес>13, возникшее при его жизни, с включением данного имущества в наследственную массу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Южноуральский городской суд.
Председательствующий подпись Т.П.Леонова
Копия верна
Судья: Т.П. Леонова
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.П.Леонова