о предоставлении жилого помещения



Дело 2-391/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Южноуральск 02 августа 2012 года

Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Реутовой И.М.,

при секретаре Меньшиковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Когут Натальи Геннадьевны к администрации Южноуральского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

Когут Н.Г. обратилась в суд к администрации Южноуральского городского округа о предоставлении жилого помещения вне очереди. В обосновании иска указала, что решением Троицкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ её мать - ФИО5 была лишена родительских прав. Решением исполнительного комитета Троицкого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 184 истица определена в детский дом на полное государственное обеспечение как ребенок-сирота. С 1988 года по 1995 год она находилась на воспитании и полном государственном обеспечении в Южноуральском детском доме, была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении Администрацией <адрес>. Однако по окончании пребывания в детском доме и до настоящего времени жилье ей не предоставлялось. Истица Когут Н.Г. просит обязать Администрацию Южноуральского городского округа предоставить ей во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилья, находящееся в черте <адрес>.

В судебном заседании истица Когут Н.Г. поддержала заявленные ею требования, дополнительно пояснив, что она состояла в браке с ФИО7 В настоящее время брак расторгнут. Она и её ребенок зарегистрированы по <адрес>6 в <адрес>, в комнате, которая была предоставлена её супругу ФИО7, на семью. Однако, после расторжения брака фактически она проживает в <адрес>, жилье снимает.

Представитель ответчика Администрации Южноуральского городского округа ФИО6 исковые требования Когут Н.Г. не признала, пояснив, что на основании распоряжения Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Когут Н.Г. признано право на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета. В соответствии с Распоряжением Главы <адрес> № 21-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 была выделена комната в общежитии в <адрес>6, жилой площадью 8 кв.м. на семью, состоящую из трех человек, включая Когут Н.Г. Распоряжением главы Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 56-р Когут Н.Г. была переведена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жилом помещении в список предоставления жилья по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переводом общежитий в разряд жилых домов. Следовательно, Когут Н.Г. фактически было реализовано право на жилище, комната была предоставлена ей в пользование с января 1998 года. Кроме того, истицей пропущен исковой срок обращения с требованием о предоставлении жилья (до 23 лет) как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а также срок обжалования действий (бездействия) ответчика. Кроме того, считает, что требования к Администрации ЮГО не верно заявлены, поскольку в данном случае, ответчик может, лишь принять меры по включению Когут Н.Г. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании судебного акта, так как другие законные основания на сегодняшний день отсутствуют. Министерство социальных отношений Челябинской после получения сведений о включении Когут Н.Г. в льготный список вправе будет выделить средства на реализацию нарушенного права истца.

Определением суда к участию в качестве соответчика привлечено Министерства социальных отношений <адрес>.

Представитель ответчика Министерства социальных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, представил суду отзыв по иску, просит дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель отдела опеки и попечительства Администрации Южноуральского городского округа ФИО8пояснила, что в 2006 году в Администрации <адрес> был сформирован Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, и ФИО10 (Декина) Н.Г. в нем состояла, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. На момент определения в государственное учреждение ФИО9 была зарегистрирована в <адрес> вместе с сестрами и матерью. Какого-либо жилья после лишения родительских прав родителей за ней закреплено не было. Она нуждалась в предоставлении жилья, и это было подтверждено документально.     В соответствии с Распоряжением Главы <адрес> № 21-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 была выделена комната в общежитии по <адрес>6, жилой площадью 8 кв.м. на семью, состоящую из трех человек. На основании     Постановления Главы <адрес> № 982 от ДД.ММ.ГГГГ Когут Н.Г. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и состояла в Списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 2007 года. Распоряжением Главы ЮГО № 56-р от ДД.ММ.ГГГГ Когут Н.Г. переведена из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На каком основании она была переведена в общий список, она пояснить не может. Считает, что Когут Н.Г. не реализовала своего права на предоставление жилья, в связи с чем, считает, что истицей заявлены обоснованные требования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Когут Н.Г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Учет граждан из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в жилом помещении, должен был осуществляться городской администрацией по месту их рождения, выявления, проживания до направления в учебно-воспитательное учреждение или по месту временного пребывания.

Выпускникам образовательных учреждений из числа детей-сирот, находящихся на территории Российской Федерации, не имеющих закрепленного жилого помещения, оно должно было предоставляться вне очереди органами местного самоуправления однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение по месту последнего проживания на территориях городов.Законодательство Российской Федерации предоставляет детям-сиротам особые жилищные права. В частности, п. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ устанавливают, что лица из данной категории, не имеющие закрепленного жилья, вне очереди обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма.

Из смысла действующего законодательства дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.

Судом установлено, что решением Троицкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 была лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе Декиной (после заключения брака ФИО10) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.17-18).

Решением исполнительного комитета Троицкого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 184 истица определена в детский дом на полное государственное обеспечение как ребенок-сирота (л.д. 19).

Распоряжением Главы <адрес> № 21-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 была выделена комната в общежитии в <адрес>6, жилой площадью 8 кв.м. на семью, состоящую из трех человек (л.д. 21,22).

На основании     Постановления Главы <адрес> № 982 от ДД.ММ.ГГГГ Когут Н.Г. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23) и состояла в Списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 2007 года.

Распоряжением Главы ЮГО № 56-р от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе граждан в список получения жилья, предоставляемого по договору социального найма» Когут Н.Г. переведена из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на общий основаниях (л.д. 24).

В возражение заявленных истицей требований представитель ответчика Администрации Южноуральского городского округа ссылается на то, что Когут Н.Г. реализовала свое право на получение жилья, поскольку с января 1998 года в ее пользование была предоставлена комната в общежитии по <адрес>6, жилой площадью 8 кв.м.. В последствии статус общежития данное жилье утратило.

С данным доводом ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.

Предоставленная Когут Н.Г. Распоряжением Главы <адрес> № 21-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 комната в общежитии по <адрес>6, жилой площадью 8 кв.м. была выделена ФИО7 на семью, состоящую из трех человек.

Указанная комната не могла быть закреплена за ребенком-сиротой, так как относилась к специализированному жилищному фонду – общежитию.

Довод ответчика о том, что впоследствии общежитие утратило свой статус, и Когут Н.Г. занимает комнату на условиях договора социального найма суд отвергает, поскольку для данного дела имеют значение обстоятельства, существовавшие на момент возникновения правоотношений - дата закрепления жилья и период пребывания ребенка-сироты в образовательном учреждении.

Жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 40) предписывает органам государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилище.

Конституционное право граждан на жилище заключается, в том числе, и в предоставлении жилища из государственного и муниципального жилищных фондов тем лицам, которые в силу ограниченных возможностей не могут самостоятельно обеспечить себя жилищем.

Как следует из преамбулы и ст.1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", его положения распространяются на детей-сирот и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Достижение истцом 23-летнего возраста, своевременно обратившегося за предоставлением жилья и необоснованно исключенного из соответствующего списка в результате незаконных действий городской администрации, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Ввиду изложенного суд отвергает довод ответчиков об отсутствии обязательств в предоставлении истцу жилого помещения вне очереди по договору социального найма ввиду достижения им возраста 23 лет.

Обеспечение вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от установленных региональным законом – предоставление жилья согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Внеочередное предоставление жилья не предполагает включение лица в какую-либо очередь, в том числе очередь по списку внеочередников.

Суд также не принимает, как не основанные на законе, доводы ответчика о том, свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда отсутствуют, денежных средств на приобретение жилья нет.

Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ЗО « Об областном бюджете на 2012 год и на плановой перио<адрес> 2014 годов» Южноуральскому городскому округу предусмотрена субвенция на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью на 2012 год в размере 775, 50 тыс. руб и как в судебном заседании установлено полностью денежные средства не израсходованы. Суд считает, что нарушенное право ФИО10, о котором она узнала в апреле 2012 года, получив разъяснение из Министерства социальных отношений <адрес>, должно быть восстановлено в ограниченный судом для ответчика срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Когут Натальи Геннадьевны к администрации Южноуральского городского округа, Министерству социальных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Южноуральского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Когут Наталье Геннадьевне за счет средств бюджета <адрес> по договору социального найма жилое благоустроенное помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 12 кв.м.нормы предоставления жилья в черте <адрес>.

Взыскать с администрации Южноуральского городского округа в пользу Когут Натальи Геннадьевны расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий И.М. Реутова