Дело № 2-11/12 26 января 2012 года п.г.т.Уруссу Ютазинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Шагвалиевой Э.Т., при секретаре Кузнецовой З.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лучинского Р.Н. к Исполнительному комитету Ютазинского муниципального района РТ и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Лучинского Р.Н. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Ютазинского муниципального района РТ о предоставлении жилья, указав, что он является ветераном боевых действий и с 01 февраля 2005 года состоит на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на Федеральный закон №5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» просит суд обязать ответчика предоставить ему на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение по нормам, установленным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования «Ютазинский муниципальный район» от 13 июля 2006 года № 119 и взыскать сумму убытков в размере <данные изъяты> руб. В судебном заседании истец Лучинского Р.Н. и его представитель Лучинский Н.М. на иске настаивали. Представитель ответчика Исполнительного комитета Ютазинского муниципального района РТ Аделгареев Р.З. в судебном заседании от 21 декабря 2011 года иск не признал, пояснив суду, что в соответствии с п.п.3 п.1 ст.16 Федерального Закона «О ветеранах» установлен порядок предоставления средств, выделяемых из федерального бюджета, а именно обеспечение за счет средств федерального бюджета жилье ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2. Закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством. Согласно п.1 ст.23.2. Закона Российской Федерацией полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, по оплате жилищно-коммунальных услуг, по обеспечению и улучшению жилищных условий граждан установленных ст.ст.14,15, 16, 17, 19 и 21 Закона при условии постановки на учет до 1 января 2005 года. Согласно ст.49 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма предусмотрено только малоимущим гражданам. Согласно приватизационному листу истец имеет 1/4 доли квартиры его отца Лучинский Н.М., что опровергает факт нуждаемости истца. Считает, что истцом при постановке на учет для получения социальной поддержки не соблюдены требования Федерального закона «О ветеранах» и соответственно отсутствует нарушения прав истца. Представитель ответчика Исполнительного комитета Ютазинского муниципального района РТ Зайдуллина И.Х. иск не признала, пояснив суду, что заявление Лучинского Р.Н. было подано 01 февраля 2005 года. Оно было направлено в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ в общую республиканскую базу, однако от них пришел отказ в постановке на учет. Истец с 01 февраля 2005 года состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Истец в соответствии со ст.49 ЖК РФ малоимущим не признан. Считает, что иск предъявлен необоснованно. По ходатайству представителя ответчика Аделгареев Р.З. к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. От представителя ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ФИО6 поступил письменный отзыв, откуда следует, что министерство не согласно с заявленным Лучинского Р.Н. требованием о предоставлении жилого помещения. В рамках исполнения переданных Российской Федерацией полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей – учет до 01 января 2005 года, в Республике Татарстан реализуется постановление Кабинета Министров РТ от 07 июня 2006 года №275 «Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета отдельным категориям граждан», согласно которому форма улучшения жилищных условий установлена в виде субсидий на приобретение жилья. Согласно порядку, утвержденному постановлением, субсидией на приобретение жилья обеспечиваются ветераны боевых действий, вставшие на учет в местных органах государственной власти, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года. Порядком предусмотрено, что исполнительные комитеты формируют список граждан указанной категории, на основании которого министерством формируется сводный республиканский реестр граждан-получателей субсидий в той же хронологической последовательности, в какой граждане-получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в исполнительных комитетах. В указанном реестре Лучинский Р.Н. как ветеран боевых действий, вставший на учет на улучшение жилищных условий до 01 января 2005 года, не состоит, поэтому министерство не имеет перед ним обязательств по обеспечению субсидией на приобретение жилья в рамках исполнения постановления. Министерство считает, что спор о предоставлении жилого помещения затрагивает интересы непосредственно Лучинского Р.Н.,Н. и Исполнительного комитета Ютазинского муниципального района РТ, в компетенцию которого, согласно нормам жилищного законодательства, входит постановка и учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и предоставление по договору социального найма гражданам жилых помещений. Этим же заявлением представитель ответчика просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При рассмотрении дела установлено, что Лучинского Р.Н., будучи участников боевых действий на Северном Кавказе, является ветераном боевых действий. С 01 февраля 2005 года истец Лучинского Р.Н. принят на учет в Исполнительный комитет Ютазинского муниципального района РТ в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ), в соответствии с которым с 1 января 2004 года в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, принимавших участие в боевых действиях и контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации начали действовать дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов боевых действий, в том числе первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий. В силу п. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 ЖК РСФСР. В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 ЖК РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", относились ветераны боевых действий. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ, т.е. до 1 марта 2005 года, применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В силу ст. 6 вышеуказанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи. Истец был поставлен в список на первоочередное получение бесплатного жилья до 1 марта 2005 года, что подтверждается заявлением Лучинского Р.Н. в адрес Главы администрации Ютазинского района РТ от 01 февраля 2005 года, из представленной представителем ответчика Зайдуллина И.Х. переписки между Исполнительным комитетом Ютазинского муниципального района РТ и Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ, и не отрицается представителями ответчиков. Следовательно, истец имел право на предоставление жилой площади в первоочередном порядке еще до внесения изменений в действующее законодательство. При таких обстоятельствах суд считает, что отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, в данном случае ветерана боевых действий, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. К тому же в силу ст.35 (п.5 ч.10) Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся вопросы определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Ответчиком – Исполнительным комитетом Ютазинского муниципального района РТ не представлено доказательств того, что в муниципальной собственности не имеется жилых помещений. Поэтому суд считает, что на органе местного самоуправления – на Исполнительном комитете Ютазинского муниципального района РТ лежит обязанность обеспечить Лучинского Р.Н. жилым помещением. В связи с изложенным, суд в иске к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения отказывает. Понесенные истцом расходы по оплате услуг по составлению искового заявления в размере 1000 руб., в соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежат возмещению с ответчика Исполнительного комитета Ютазинского муниципального района РТ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Иск Лучинского Р.Н. к Исполнительному комитету Ютазинского муниципального района РТ о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Исполнительный комитет Ютазинского муниципального района РТ предоставить Лучинского Р.Н. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям по нормам, установленным законодательством. В иске Лучинского Р.Н. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: Шагвалиева Э.Т.