Гражданское дело № 2-87/2012



Дело № 2-87/12

Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации

19 июня 2012 года п.г.т.Уруссу

Ютазинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Хуснуллиной Л.А.,

при секретаре Гареевой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоренко С.М. в интересах Мутыгуллиной Р.Р., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО 1 к Исполнительному комитету Ютазинского муниципального района РТ о предоставлении жилого помещения

у с т а н о в и л :

Сидоренко С.М. в интересах Мутыгуллиной Р.Р., которая также представляет интересы несовершеннолетнего ФИО 1, обратился в суд с иском, о предоставлении им по договору социального найма жилого помещения площадью не менее 36 кв. метров с учетом дополнительной жилой площади, в пределах п.г.т.Уруссу, указывая в обоснование заявленных требований, что несовершеннолетний ФИО 1 является инвалидом с детства и состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в льготном списке, страдает стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок. Мутыгуллиной Р.Р. неоднократно обращалась к ответчику с просьбами о предоставлении жилья, однако все требования были проигнорированы и какие- либо субвенции на приобретение вторичного жилья не представлены, хотя с момента постановки на учет прошло более 10 лет. Ссылаясь на Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» просит суд обязать ответчика предоставить им на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам не менее 36кв.м. и взыскать сумму убытков в размере 200 руб.

В судебном заседании истица настаивает на удовлетворении заявленных требований, указывая, что решением исполкома от ДД.ММ.ГГГГ её семья признана малоимущим, что сын в силу состояния здоровья проживать один не может, за ним необходим присмотр и контроль, специальные приспособления для движения, поскольку могут образоваться пролежни. В связи с чем, им необходима своя квартира для оборудования специальными механизмами, чтобы сын мог немножко двигаться, так как в настоящее время они проживают в квартире предоставленный по социальной ипотеке, который она не в силах оплатить. При предоставлении квартиры представители Администрации её уверяли, что квартира предоставляется по социальному найму и она в дальнейшем сможет квартиру приватизировать. Однако Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» ей в этом отказала (л.д.21).

Доводы истицы поддержал ее представитель.

Представитель ответчика Исполкома с иском не согласен по тем основаниям, что действующим законодательством не установлено право лиц, страдающих заболеванием со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, нуждающихся в улучшений жилищных условий на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке на основании решения органа местного самоуправления. Обеспечение жилой площадью граждан указанной категории осуществляется в форме предоставления им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность. Для приобретения жилья истице у них отсутствуют финансы. Семьи истицы предоставлено жилое помещение по социальной ипотеке, поэтому она может выкупить эту квартиру. В очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, семья истицы состоит по<адрес>, при обеспечении их жильем, нарушаются права других очередников.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представив письменный отзыв, указав, что истица значится в реестре получателей субсидий как семья, имеющая ребенка – инвалида, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, под номером (л.д.86-87).

Третье лицо – Некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» просит дело рассмотреть в отсутствие их представителя и принять решение на усмотрение суда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Мутыгуллиной Р.Р. и Фондом заключен договор социальной ипотеки общей площадью 54,5кв.м. Указанная квартира к государственному или муниципальному жилищному фонду не относится, а относится к частному жилищному фонду специализированной Некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» и подлежит реализации исключительно за плату в рассрочку по социальной ипотеке (л.д.103-104).

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 10 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обязанность органов местного самоуправления предоставлять инвалидам жилого помещения не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления.

Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ

рождения, является инвалидом 1 группы, нуждается в постоянным

постороннем уходе. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>, выданной

ФИО 1 Бюро медико-социальной экспертизы, инвалидность ему

установлена до ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 страдает заболеванием

опорно-двигательной системы со стойким нарушением функции нижних

конечностей, требующие применения инвалидной кресла-коляски.

В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817, ФИО 1 также имеет право на дополнительную жилую площадь, что фактически не отрицалось ответчиком.

Установлено также, что ФИО 1 и его мать Мутыгуллиной Р.Р. включены в списки граждан, имеющих право на льготное получение жилых помещений по договорам социального найма. Решением Исполкома от ДД.ММ.ГГГГ семья Мутыгуллиной Р.Р. признана малоимущими.

На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Мутыгуллиной Р.Р. состоит с 28 января 2002 г., хотя обращалась с соответствующем заявлением 8 ноября 2001г., в льготном списке по заболеванию ребенка - под номером 21. До настоящего времени жилое помещение им не предоставлено, проживают в однокомнатной квартире по <адрес> по договору социальной ипотеки.

Доводы представителя ответчика- Исполкома о том, что действующим законодательством инвалиды, вставшие на учет до 1 января 2005 г., на получение жилого помещения по договорам социального найма, обеспечиваются жильем в форме предоставления им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность, не могут быть основанием для отказа в иске.

Так, частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обязанность органов местного самоуправления предоставлять инвалидам жилого помещения не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления.

Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая изложенное, истица и ФИО 1, являющийся инвалидам с детства, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, так как также признаны малоимущими и нуждающимся в жилом помещении.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).

До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о том, что семья ФИО 1, являющегося инвалидом, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Понесенные истцом расходы по оплате услуг по составлению искового заявления в размере 200 руб., в соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежат возмещению с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск Мутыгуллиной Р.Р. к Исполнительному комитету Ютазинского муниципального района РТ о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Исполнительный комитет Ютазинского муниципального района РТ предоставить Мутыгуллиной Р.Р. и несовершеннолетнему ФИО 1 на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам не менее 36 кв.м., с учетом права ФИО 1 на дополнительную жилую площадь на территории п.г.т. Уруссу.

Взыскать с Исполнительного комитета Ютазинского муниципального района РТ в пользу Мутыгуллиной Р.Р. судебные расходы в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Ютазинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Хуснуллина Л.А.