Дело № 2-454 именем Российской Федерации 16 октября 2012 года п.г.т.Уруссу Ютазинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Шагвалиевой Э.Т., при секретаре Кузнецовой З.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Татарского природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Юлчы» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта, установил: Татарский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с заявлением к ООО «Юлчы» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта. В обоснование заявления указал, что в ходе проведенной в ООО «Юлчы» проверки было выявлено, что ответчик осуществляет хозяйственную деятельность с нарушениями требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в отсутствие разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, а также санитарно-эпидемиологического заключения по нему, что является нарушением действующего законодательства. ООО «Юлчы» относится к I-III классу опасности по классификации СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», которому необходимо иметь проект санитарно-защитной зоны. В соответствии с официальной информации Управления Роспотребнадзора по РТ асфальтобетонный завод (АБЗ) ООО «Юлчы», расположенный в <адрес> входит в перечень предприятий, относящихся к III классу опасности – т.е. наличие проекта санитарно-защитной зоны для него является обязательным. Однако ООО «Юлчы» не имеет разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны на асфальтобетонный завод. Ссылаясь на Федеральные законы «Об охране окружающей среды» и и «Об охране атмосферного воздуха» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» прокурор просит присудить ответчику в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда к исполнению в натуре обязанности разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны. В судебном заседании заместитель прокурора Ютазинского района РТ Галиева Г.Ф. иск поддержала. Представитель ответчика ООО «Юлчы», будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени рассмотрения гражданского дела, в суд не явился, об отложении либо о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Суд, посчитав причину неявки представителя ответчика неуважительной, рассмотрел дело в его отсутствие. Представитель третьего лица - Территориального Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Татарстан (Роспотребнадзор по РТ) в судебное заседание также не явился, хотя и был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие. Выслушав доводы прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о обоснованности заявления. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. Статьей 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Согласно ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Пунктом 3 ст. 44 данного Федерального закона предусмотрено создание в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений санитарно-защитных зон. Статьей 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" предусматривает установление санитарно-защитных зон в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения. Размеры санитарно-защитных зон определяются на основе рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций. В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. В соответствии с п. 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Пунктом 2.3 данного СанПиН установлено, что критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства, размеры, границы санитарно-защитной зоны и их обоснование определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1). Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производства устанавливаются на основании классификации, расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.) по разработанным в установленном порядке методикам с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств 1 и II классов опасности (п. 3.12). По проекту расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий 1 и II класса опасности выдается заключение заместителя Главного Государственного санитарного врача РФ с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем (п. 4.2). Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) (п. 4.3). Установление размеров санитарно-защитных зон проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. При рассмотрении дела установлено, что ООО «Юлчы» относится к I-III классу опасности по классификации СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция». Следовательно, обществу необходимо иметь проект санитарно-защитной зоны. Однако ответчик ООО «Юлчы» не имеет разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны на асфальтобетонный завод. При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в пользу государства. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Заявление Татарского природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Юлчы» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объекта удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Юлчы» в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать и согласовать в уполномоченном органе проект организации санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода, расположенного в <адрес> Республики Татарстан. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Юлчы» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Ютазинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме. Судья: Шагвалиева Э.Т.