О возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2 – 243/2010РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

20 июля 2010 года пос.Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

при секретаре Красновой Т.Н.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Рудаковой А.Н.,

представителя ответчика МУП ... - Ипатова В.П., представителя третьего лица- администрации МО ... - Соколовой М.П., специалиста Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах- Андреевой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию ... о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному унитарному предприятию ... (далее по тексту - МУП ...) о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: получить заключение санитарно-эпидемиологического надзора на проект зоны санитарной охраны (ЗСО)для скважин Номер обезличен, Номер обезличен; установить у скважины Номер обезличен пояс строгого режима зоны санитарной охраны-50 метров; для скважины Номер обезличен установить ограждение; приобрести водоучётные приборы на скважину Номер обезличен, указать в платёжном документе номер банковского счёта, банковские реквизиты исполнителя, адрес (место нахождения) исполнителя, номера контактных телефонов; установить доски для объявлений; указать на досках объявлений: адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерских служб, информацию о тарифах, порядке и формах оплаты коммунальных услуг, информацию о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий; организовать производственный контроль за качеством питьевой воды на предприятии.

В судебном заседании прокурор Устьянского района уточнил исковые требования просит суд обязать устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: разработать проект зоны санитарной охраны (ЗСО)для скважин Номер обезличен, Номер обезличен, расположенных по адресу ...; получить заключение государственного санитарного санитарно-эпидемиологического надзора на проект ЗСО для скважин Номер обезличен,Номер обезличен; установить у скважины Номер обезличен пояс строгого режима зоны санитарной охраны не менее 30 метров; для скважины Номер обезличен установить ограждение; приобрести водоучётные приборы на скважину Номер обезличен;на доске объявлений указать информацию о параметрах качества предоставления коммунальных услуг; организовать производственный контроль за качеством питьевой воды.

Основанием иска является, что по результатам проверки в Дата обезличена сотрудниками ТО ТУ Роспотрнебнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах соблюдения в МУП ... требований законодательства, предъявляемых к питьевой воде и питьевому водоснабжению, были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, которые не устранены до настоящего времени.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Рудакова А.Н. поддержала уточненные исковые требования.

Ответчик МУП ... в лице заместителя директора Ипатова В.П. исковые требования признал. Считает, что установка водоучетных приборов на скважину Номер обезличен потребует дополнительные материальные затраты, имеется возможность рассчитать отпуск воды из скважины расчетным путем. Просит суд предоставить отсрочку исполнения решения суда по устранению санитарно-эпидемиологического законодательства до Дата обезличена.

Третье лицо – администрация МО ... в лице главы Соколовой М.П. исковые требовании поддержала и пояснила, что устранение нарушений правил санитарно-эпидемиологического законодательства потребует дополнительные средства, которые не предусмотрены в бюджете.

Суд, заслушав помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Рудакову А.Н., представителя ответчика МУП ... Ипатова В.П., представителя третьего лица администрации МО ... Соколову М.П., специалиста Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Андрееву Т.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Из федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено также, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст.2 ФЗ).

В соответствии со свидетельством серии Номер обезличен Муниципальное унитарное предприятие ... внесен в Единый реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером Номер обезличен. Согласно свидетельству серия Номер обезличен МУП ... поставлено на учет как юридическое лицо Дата обезличена ИНН Номер обезличен.

Согласно п. 2.1, п.2.2. Устава МУП ... предметом и целью деятельности предприятия является объединение экономических интересов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей организаций и населения МО ... в жилищно-коммунальных услугах. Одним из видов его деятельности является управление эксплуатацией жилищного фонда на территории МО ....

На основании акта приема передачи от Дата обезличена к договору передачи объектов муниципальной собственности в право хозяйственного ведения муниципального предприятия от Дата обезличена администрацией МО ... МУП ... переданы в уставный капитал объекты муниципальной собственности, в том числе 2 артезианские скважины (далее скважины Номер обезличен и Номер обезличен)с водопроводом балансовой стоимостью – 1 636 099 рублей и 699686 рублей. Договором от Дата обезличена предусмотрено, что предмет и цель его - закрепление муниципального имущества за муниципальным предприятием в соответствии с целями его деятельности, а указанное в акте приема-передачи имущество передается с правом владения, пользования и распоряжения им.

Судом установлено, что специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах на основании распоряжения о проведении мероприятий по контролю от Дата обезличена. по Дата обезличена были проведены плановые мероприятия по контролю в отношении юридического лица МУП ... за соблюдением санитарного законодательства РФ, что подтверждается актом по результатам мероприятий по надзору (контролю) от Дата обезличена.

В результате проверки выявлены факты нарушения МУП ... законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно: проект ЗСО скважин Номер обезличен и Номер обезличен не имеет заключения государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, не утвержден в установленном законом порядке, что является нарушением п.п.1.3, 1.4, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1110-02) в соответствии с которыми зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В судебное заседание ответчиком предоставлен проект ЗСО на скважины Номер обезличен и Номер обезличен. Из пояснения специалиста Андреевой Т.В. в судебном заседании следует, что проект ЗСО не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, проект ЗСО должен быть разработан в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02.

Пунктами 2.2.1.1, 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. На территории первого пояса не допускаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий.

В нарушении указанных норм у скважины Номер обезличен зона санитарной охраны не менее - 30 метров не выдержана, ограждение требует частичной замены.

Согласно п.3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

На скважине Номер обезличен, водоучетные приборы отсутствуют, водозабор определяется расчетным путем. Суд не принимает доводы ответчика, что фактический дебит при эксплуатации скважины возможно получить расчетным путем и это исключит установку водоучетных приборов. На ответчике лежит обязанность по соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, которое обязывает ответчика оборудовать водозаборы аппаратурой ( п.3.2.1.5 СанПин 2.1.4 1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения).

В соответствии с ч.2 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, согласно п 2.4., п. 3.1,п.3.2. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам. Из п.2.4. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 г. № 18, следует, что производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

На основании п.87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и организацией водопроводно- канализационного хозяйства, проводить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды.

Производственный контроль МУП ... за качеством питьевой воды на предприятии не организован и не проводится (протоколы лабораторного исследования и инструментальных замеров отсутствуют, подготовлена только программа), что привело к несоответствиям проб воды, взятых из водопроводных сетей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Указанные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от Дата обезличена за Номер обезличен и вынесению постановления о наложении административного взыскания от Дата обезличена в отношении должностного лица-директора МУП ... Власова Е.Г., который признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.3. КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.

Кроме того, из акта по результатам мероприятий по надзору (контролю) от Дата обезличена, следует, что специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах были выявлены также нарушения ФЗ «О защите прав потребителей», «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановление Правительства Российской Федерации № 307 (далее по тексту - Правил), в результате чего был составлен протокол об административном правонарушении от Дата обезличена за Номер обезличен и вынесено постановление о наложении административного взыскания от Дата обезличена на основании ст.14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей).В нарушение подп. «п» п. 49 Правил В МУП «Строевское» отсутствует информация о параметрах качества предоставления коммунальных услуг.

Специалист Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в Вельском, Виноградовском, Коношском, Устьянском и Шенкурском районах Андреева Т.В. пояснила, что проект ЗСО в МУП ... не разработан в соответствии с требованием санитарно-эпидемиологического законодательства, не получено заключение государственного санитарно-эпидемиологического надзора на проект ЗСО по скажинам Номер обезличен и Номер обезличен, у скважины Номер обезличен не установлен пояс строгого режима, нет ограждения, не организован производственный контроль за качеством питьевой воды, отпускаемого населению от скважины и водоразводящей сети. На доске объявлений нет информации о параметрах качества предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, судом установлено, что МУП ... осуществляет свою деятельность с нарушениями требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и оказания жилищно–коммунальных услуг населению. Допущенные нарушения до настоящего времени не устранены, наличие указанных нарушений ответчиком не оспаривается.

Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

В судебном заседании ответчик просит суд предоставить отсрочку исполнения решения по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства до Дата обезличена. Участники процесса не возражают в предоставлении отсрочки исполнения решения суда по сроку Дата обезличена. В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, исходя из имущественного положения юридического лица, сроков согласования с заинтересованными лицами проекта ЗСО, обязывает ответчика устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до 1 декабря 2010 года.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, подлежит взысканию в бюджет муниципального района госпошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований, которая по данному делу в соответствии с ч. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию ... - удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие ... устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: разработать проект зоны санитарной охраны скважины Номер обезличен и скважины Номер обезличен, расположенных в ...; получить заключение санитарно-эпидемиологического надзора на проект зоны санитарной охраны (ЗСО) для скважин Номер обезличен, Номер обезличен; установить у скважины Номер обезличен пояс строгого режима зоны санитарной охраны не менее 30 метров; для скважины Номер обезличен установить ограждение; приобрести водоучётные приборы на скважину Номер обезличен, на предприятии организовать производственный контроль за качеством питьевой воды, указать на доске объявлений информацию о параметрах качества предоставления коммунальных услуг - в срок до 1 декабря 2010 года.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия ... государственную пошлину 200 рублей в доход МО ....

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья Н.В.Васильева