Дело Номер обезличен -288/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2010 г. пос. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой Н.В.,
при секретаре Басалаевой Ю.А,
помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Рогожниковой Я.Н., ответчиков: администрации МО ... в лице представителя Казакова С.В., администрации МО ... в лице представителя Ботыгина М.Б., ОАО ... в лице представителя Гречановой Е.В., специалиста - главного инженера Котласского филиала ОАО ... Сенчукова П.Ю., специалиста – заместителя начальника Котласского территориального отдела Северного Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Цветинского А.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ..., администрации МО «Лихачевское», ОАО ... по устранению нарушений требований к эксплуатации электроустановок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО ..., администрации МО ..., ОАО ... по устранению нарушений требований по эксплуатации электроустановок.
Основанием иска является, что открытое акционерное общество ... является собственником распределительной сети 10/0,4 кВ, а именно КТП-160 кВа ... с наружными электролиниями ВЛ-0,4 кВ, КТП -160кВа ... с наружными электролиниями ВЛ-0,4 кВ, ВЛ-10кВ, находящихся в .... Неудовлетворительное состояние сетей создает угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала, нарушает права потребителей на качественное получение коммунальных услуг. Администрация МО ... и администрация МО ... не организуют в границах поселения энергоснабжение населения. ОАО ... не проводит работы по устранению нарушений требований к эксплуатации электроустановок.
В судебное заседание представлено заявление прокурора Устьянского района, в котором указано, что исковые требования поддерживает. В части требований к ОАО ... по устранению нарушений требований по эксплуатации электроустановок просит устранить допущенные нарушения, за исключением разработки план-схемы электроснабжения на напряжение 10 кВ и 0,4 кВ с указанием границ балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон. Помощник прокурора Устьянского района Рогожникова Я.Н. исковые требования поддержала.
Ответчик – администрация МО ... исковые требования не признал. Представитель Казаков С.В. суду пояснил, что администрация МО ... постоянно контролирует состояние электросетей в ..., составляет план мероприятий по устранению повреждений. Именно мероприятия по организации электроснабжения населения обеспечивают население ... указанными услугами. Администрация МО ... не может вмешиваться в хозяйственную деятельность ОАО ... по ремонту распределительной сети ....
Ответчик- администрация МО ... исковые требования по организации электроснабжения на территории поселения не признал. Представитель Ботыгин М.Б. суду пояснил, что администрация МО ... проводит все неотложные мероприятия по бесперебойной подаче электроэнергии. Необходимо провести капитальный ремонт распределительной сети ..., администрация МО ... при проведении ремонта будет оказывать помощь ОАО .... В настоящее время состояние распределительной сети представляет угрозу для обслуживающего персонала, угрозу населению поселения.
Ответчик ОАО ... исковые требования не признал. Представитель ОАО ... Гречанова Е.В. суду пояснила, что ОАО ... в 2006 году приняло в собственность электрические сети в .... Освидетельствование указанных сетей проводится 1 раз в 6 лет, поэтому срок освидетельствования с целью определения ресурса сетей не истек. Распределительную сеть в ... передали в неудовлетворительном состоянии, на уровне администрации Архангельской области разработана целевая программа по восстановлению коммунальных электрических сетей. Для реконструкции электрических сетей в ... необходимо ... тыс. рублей. Поскольку указанная программа приостановлена, реконструкция электрической сети в ... проводится за счет получаемых доходов ОАО ... по установленным тарифам. Отсутствие денежных средств у предприятия не позволяет провести в 2010 г. реконструкцию электрических сетей в ... в размере ... млн. рублей по графику, установленному на предприятии.
Заслушав истца, ответчиков, специалистов, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В прокуратуру Устьянского района Дата обезличена поступило заявление от жителей ..., где указывается, что в ... МО ... электролинии требуют капитального ремонта, создается угроза жизни людей, возникновения пожаров из-за падения опор электролиний.
Требования прокурора заявлены в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ, направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей ... МО ... Устьянского района на получение коммунальных услуг надлежащего качества, устранение опасности для жизни и здоровья жителей ....
Суд рассматривает исковые требования прокурора Устьянского района в пределах заявленных требований.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По распоряжению главы администрации МО ... от Дата обезличена Номер обезличен определен порядок эксплуатации электросетей ОАО ... ( в том числе и в ...) на период передачи в ГУП .... По указанному распоряжению комитету по управлению муниципальным имуществом МО ... определено в срок до Дата обезличена оформить свидетельства о государственной регистрации права собственности на электросетевые объекты для передачи их в ГУП ....
Согласно уставу ОАО ..., общество создано путем преобразования государственного унитарного предприятия Архангельской области ... и является правоприемником этого унитарного предприятия по всем его правам и обязательствам. ( п.1.3 Устава). В силу п.5ст.58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Право собственности на КТП -160 кВа ... с наружными электролиниями ВЛ-04 кВ, назначением: КТП-160 кВа, общей протяженностью 5,137 км, с инвентарным номером 08-0051; на КТП 160 кВа ... с наружными электролиниями ВЛ-0,4 кВ, назначением: КТП-160 кВа, общей протяженностью 3, 266 км., с инвентарным номером 08-0055; на ВЛ-10 кВ, общей протяженностью 0,89 км, с инвентарным номером 08-0054, с адресом объектов: ... зарегистрировано за ОАО ... Дата обезличена, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права л.д.25-27).
В соответствии с п. 3.4 Устава ОАО ..., общество осуществляет производство, передачу и распределение электроэнергии. ОАО ... подает электроэнергию жителям ... МО ... -абонентам (потребителям)- через присоединенную сеть.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
На основании п.2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п.6 ст.1 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Услуги по передаче электрической энергии, из ст.3 федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В нарушение указанных норм закона, из письма ОАО ... Котласский филиал от Дата обезличена следует, что на распределительных сетях ... имели место аварийные отключения электроэнергии: за 2008 год одно отключение продолжительностью 6-10 часов; за 2009 года (с начала года по сентябрь) – 4 отключения, общей продолжительностью 36-55 часов.
Акт проверки готовности электросетевого хозяйства по Устьянскому району филиала ... ОАО ... к работе в осенне-зимний период 2009/2010 г. от Дата обезличена не подписан представителем северного управления Ростехнадзора по Архангельской области из-за аварийного технического состояния электрических сетей ....
Согласно п. 6.6.1 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства энергетики РФ 19.06.2003 г. № 229 все энергообъекты, осуществляющие производство, преобразование, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, подлежат ведомственному техническому и технологическому надзору со стороны специально уполномоченных органов.
По распоряжению Северного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от Дата обезличена Номер обезличен проведена внеплановая проверка распределительной сети ОАО ... на территории .... Основанием проведения проверки явилось письмо Номер обезличен от Дата обезличена главы МО ... с прилагаемым письмом жителей ..., в котором содержится информация об аварийном техническом состоянии электрических сетей ..., создающем угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В соответствии с актом-предписанием Северного управления Котласского территориального отдела от Дата обезличена за Номер обезличен, составленному при проведении внепланового обследования технического состояния электрических сетей в ..., выявлено, что ВЛ-10кВ, ВЛ-04 кВ в ... находится в неудовлетворительном состоянии, работа электротехнического персонала на опорах недопустима и является угрозой причинения вреда здоровью персонала, необходимо выполнить капитальный ремонт ВЛ-10-0,4 кВ по протяженности 0,89 км+ 8,41 км.
Согласно указанному акту-предписанию установлено, что по электросетевому хозяйству ... МО ...:
- не проведено техническое освидетельствование комиссией всех ВЛ-10-0,4 кВ, подстанций с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий безопасной эксплуатации (п.1.6.7 ПЭЭП)
- не разработаны и не утверждены руководителем однолинейные схемы энергоснабжения, план-схемы электроснабжения на напряжении 10кВ, 0,4 кВ, с указанием границ балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (п.1.8.3 ПТЭЭП)
-не определены сроки испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок (п.3.6.2 ПТЭЭП)
-отсутствуют протокола испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок электросетевого хозяйства: заземляющих устройств КТП, приводов разъединителей, повторных заземлений ВЛ-04 кВ, разрядников 10 и 0,4 кВ, опорной изоляции КТП, трансформаторного масла силовых трансформаторов (п.1.2.2,п.3.6.13 ПТЭЭП), выполненные специализированной организацией (п.5.1.1. ПОТРМ-016-2001,
-не предоставлены паспорта заземляющих устройств КТП, приводов разъединителей (п.2.7.15 ПТЭЭП).
Проверка технического состояния электросетей в ... МО ... показала:
- на ВЛ-10 кВ стойки опор на железобетонных приставках имеют загнивание, подлежат срочному устранению; опоры № 14,16,25 имеют отклонения от вертикальной оси поперек линии выше допустимого на 20-30 см (таблица 12 приложения п. 3.1 ПТЭЭП); нарушены стрелы провеса между опорами № 17 и №18; на опорах отсутствует порядковый номер, номер ВЛ, ее условное обозначение, предупреждающие плакаты (п.2.5.15 ПУЭ);
- на ВЛ -0,4 кВ: деревянные опоры имеют загнивание, в дефектной ведомости отсутствует информация по стрелам провеса и сечениям проводов; на опорах не указан порядковый номер, год установки опоры; стрелы провесов проводов на 20-30% протяженности ВЛ выше нормы; сечение проводов не нормативные сечения поводов по протяженности ВЛ;
По КТП: на приводах разъединителей 10кВ, дверях РУ-0,4кВ отсутствуют запоры ( п.2.2.4,п.2.2.15 ПТЭЭП, п.4.2.126 ПУЭ); отсутствует глухое заземление нейтрали трансформаторов (п.1.7.38, п.1.7.60 ПУЭ); требуется очистка опорной изоляции (п.2.2.17 ПТЭЭП); заземляющие проводники на корпус КТП недостаточного сечения (п.1.7.60 ПУЭ); в РУ-0,4 кВ отсутствуют заводские ограждения, что исключает случайных прикосновений (п.2.2.4 ПТЭЭП);
Согласно п. 1.5.1 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства энергетики РФ 19.06.2003 г. № 229 на каждом энергообъекте должен быть организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния энергоустановок (оборудования, зданий и сооружений), определены уполномоченные за их состояние и безопасную эксплуатацию лица, а также назначен персонал по техническому и технологическому надзору и утверждены его должностные функции.
По распоряжению от Дата обезличена Номер обезличен Северного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, назначена проверка в отношении ОАО ... с целью проверки требований законодательства РФ и нормативных актов в области энергетической безопасности, промышленной безопасности, обеспечения безопасности электрических установок и сетей, оценки готовности предприятия к функционированию в отопительный период 2009/2010 года.
В период с Дата обезличена по Дата обезличена проведена комплексная проверка требований безопасной эксплуатации электроустановок, промышленной безопасности, безопасности при эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей открытого акционерного общества .... При проверке ... установлено, что ВЛ-10 кВ, ВЛ-0,4 кВ, КТП эксплуатируются в среднем по 35 лет без капитального ремонта, опоры ВЛ гнилые, сечение проводов ВЛ не соответствует потребляемой мощности, стрелы провесов проводов выше нормы. Со стороны ОАО ... нарушаются обязательные требования, установленные ФЗ от 21.07.1997 г. № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами устройства электроустановок от 09.04.2003 г. № 150, Правилами технической эксплуатации электростанций и сетей РФ от 19.06.2003 г. № 229, нарушаются требования по техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей и оборудования, установленные Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6; Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00, утвержденными Постановлением Минтруда России от 05.01.2001 N 3 и Приказом Минэнерго России от 27.12.2000 N 163. Невыполнение указанных требований явилось основанием выдачи предписания.
Представитель ответчика ОАО ... Гречанова Е.В. подтвердила, что распределительные сети на территории МО ... находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют капитального ремонта.
Специалист ОАО ... Сенчуков П.Ю., специалист Ростехнадзора Цветинский А.Н. подтвердили, что выявленные при проверке нарушения по электросетевому хозяйству и по техническому состоянию электросетей МО ... создают угрозу здоровью и жизни обслуживающего персонала.
Во исполнении предписания по устранению выявленных нарушений, ОАО ... издается приказ Номер обезличен Дата обезличена о создании комиссии по техническому освидетельствованию электрооборудования электрических станций и сетей на объектах филиала. Составлен график проведения освидетельствования по сетевым объектам ОАО ..., в котором предусмотрены мероприятия освидетельствования объектов энергетических сетей ... на сентябрь 2010 года.
Суд не принимает доводы ответчика ОАО ..., что освидетельствование проводится 1 раз в 6 лет, а с момента принятия распределительной сети в собственность, не прошло 6 лет. Как следует из акта обследования от Номер обезличен Северного управления Ростехнадзора, ВЛ -10,ВЛ-0,4, КТП эксплуатируются в среднем 35 лет без капитального ремонта, эксплуатация распределительной сети требует ремонта. Из указанного следует, что на ОАО ... лежит обязанность провести освидетельствование по электросетевому хозяйству, составить паспорта, провести обследование. По результатам освидетельствования определить техническое состояние электросетей, провести ремонтные работы.
Суд не принимает доводы представителя ответчика ОАО ... Гречановой Е.В. о том, что ремонтные работы не могут быть проведены ввиду отсутствия финансирования из субъекта, и недостаточности собственных средств из-за государственного регулирования тарифов. Согласно ст. 3 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", определяющую цели государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию определено, что государственное регулирование тарифов осуществляется в целях формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов; создания экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности),а в соответствии со ст.4 к долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в области тепло- и электроснабжения относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам регулируемых организаций.
Из показаний свидетеля Гайдукова П.Н. следует, что с момента принятия электросетей на территории МО ... в собственность ОАО ..., освидетельствование сетей не проводилось. Электрические линии находятся в неудовлетворительном состоянии, что вызывает обоснованные обращения жителей ... в различные инстанции. ВЛ-10,ВЛ-0,4,КТП находятся в аварийном состоянии и опасны для персонала и населения Собственник электрических сетей ОАО «АрхоблЭнерго» не проводит мероприятия в области энергоснабжения, определенных в качестве обязательных федеральными законами и правовыми актами РФ.
Суд удовлетворяет исковые требования прокурора Устьянского района о возложении обязанности на ОАО ... устранить нарушения требований к эксплуатации электроустановок.
На основании п. 4 ст. 8 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г. к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
Орган местного самоуправления – администрация МО ... в пределах ее компетенции должна координировать мероприятия по безопасному и эффективному энергоснабжению населения ....
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные данной статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
Судом установлено, что электрические линии в ... МО ... находятся в неудовлетворительном состоянии, представляют угрозу жизни, здоровью и имуществу жителей поселка. В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах поселения электроснабжения относится к вопросам местного значения поселения. Из указанного следует, что на администрация МО ... лежит обязанность организовать безопасное энергоснабжение в поселении. Указанная обязанность органом местного самоуправления не выполнена. Суд удовлетворяет требования по возложении обязанности на администрацию МО ... по организации электроснабжения в границах ....
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения муниципального района относится и организация в границах муниципального района электроснабжения поселений.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен. Представитель Казаков С.В. суду пояснил, что администрация МО «... проводит планомерную работу по организации энергоснабжения на территории .... В то же время, материалами дела подтверждается, что распределительная энергетическая система МО ... предоставляет единый энергетический комплекс, куда входят и распределительные сети в МО .... Из материалов проверки Ростехнадзора следует, что распределительные сети в ... МО ..., а также других населенных пунктах находятся в неудовлетворительном состоянии. Согласно Приложению N 1 к долгосрочной целевой программе Архангельской области "Восстановление коммунальных электрических сетей в Архангельской области на 2010 - 2012 годы" по Устьянскому муниципальному району не определена стоимость восстановительного ремонта электрических сетей. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за устойчивой работой объектов энергоснабжения. На момент рассмотрения дела работа распределительной энергетической сети в ... не организована, для устойчивой работы необходимо проведение капитального ремонта.
Суд удовлетворяет исковые требования по возложению обязанности на администрацию МО ... организовать энергоснабжение в границах ..., отвечающее требованиям безопасности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество ... устранить нарушения требований по электросетевому хозяйству в ...: провести техническое освидетельствование комиссией всех ВЛ-10-0,4 кВ, подстанций с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий безопасной эксплуатации; разработать однолинейные схемы электроснабжения на напряжение 10 кВ,0,4 кВ с указанием границ балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон; определить конкретные сроки испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок; организовать проведение испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок электросетевого хозяйства: заземляющих устройств КТП, приводов разъединителей, повторных заземлений ВЛ-0,4 кВ, разрядников 10 и 0,4 кВ, опорной изоляции КТП, трансформаторного масла силовых трансформаторов специализированной организацией, оформить паспорта заземляющих устройств КТП, приводов разъединителей;
Обязать открытое акционерное общество ... устранить нарушения требований по техническому состоянию электросетей в ... МО ...:
- на ВЛ-10 Кв заменить стойки опор на железобетонных приставках, устранить отклонения от вертикальной оси поперек линии выше допустимого на 20-30 см опор №14, № 16, № 25; устранить нарушения стрел провеса между опорами № 17 и № 18; на опорах указать порядковый номер, номер ВЛ, ее условное обозначение, предупреждающие плакаты;
- на ВЛ -0,4 кВ заменить опоры полностью деревянные, имеющие загнивание, согласно дефектной ведомости, внести в дефектные ведомости информацию по стрелам провеса и сечениям проводов; на опорах указать порядковый номер, год установки опоры; устранить нарушения, связанные со стрелами провесов проводов на 20-30% протяженности ВЛ выше нормы; устранить не нормативные сечения поводов по протяженности ВЛ;
- на КТП-160 на приводах разъединителей 10кВ, дверях РУ-0,4кВ установить запоры; восстановить глухое заземление нейтрали трансформаторов; выполнить очистку опорной изоляции; установить проводники на корпус КТП достаточного сечения; в РУ-04 кВ установить штатные (заводские) ограждения, провести капитальный ремонт по протяженности 0,89 км + 8,41.
Возложить на администрацию МО ... Архангельской области обязанность организовать электроснабжение населения в границах ....
Возложить на администрацию МО ... обязанность организовать электроснабжение населения в границах ....
Взыскать с открытого акционерного общества ... в доход бюджета МО ... государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в 10 -дневный срок, с подачей жалобы через Устьянский районный суд с момента вынесения мотивированного решения, которое будет изготовлено в течение 5 дней со дня окончания разбирательства по делу.
Судья Н.В. Васильева.
Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2010 года.