О признании незаконным бездействия главы МО



Дело 2-441 /2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пос.Октябрьский 24 сентября 2010 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А., с участием прокурора Устьянского района Архангельской области Пономарева Р.В., представителя заинтересованного лица главы МО «...» по доверенности Заостровцевой Н.М., при секретаре Бова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы МО «...», выразившееся в неопубликовании Устава МО «...», принятого решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года № 107 и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 12 мая 2010 года в газете «Устьянский край» и обязании главы МО «...» опубликовать Устав МО «...», принятый решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года № 107 и зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 12 мая 2010 года, в газете «Устьянский край»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы МО «...», выразившееся в неопубликовании Устава МО «...», принятого решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 г. № 107 и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 12 мая 2010 года в газете «Устьянский край» и обязании главы МО «...» опубликовать данный Устав в газете «Устьянский край». Требования прокурора мотивированы тем, что согласно ч. 1 п. 9 Устава МО «...», утвержденного решением Собрания депутатов МО «...» 25.09.2007 г., официальным считается опубликование муниципального правового акта в газете «Устьянский край». Решением 13 сессии Собрания депутатов МО «Дата обезличена» от 23.04.2010 г. № 107 утвержден Устав МО «...» в новой редакции, который зарегистрирован в Министерстве юстиции 12.05.2010 г., однако в нарушение части 1 статьи 9 Устава от 25.09.2007 г., Устав в новой редакции в газете «Устьянский край», не опубликован. Согласно Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию после государственной регистрации и вступает в силу после его опубликования. Бездействие главы МО «...» в неопубликовании в установленном порядке Устава МО «...», принятого решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 г. № 107 и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 12.05.2010 г., нарушает права жителей района на получение информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

В судебном заседании прокурор Устьянского района Архангельской области Пономарев Р.В. настаивает на заявленных требованиях, поддержал доводы, изложенные в заявлении, дополнив, что указанный Устав муниципального образования «...» утвержденный 23.04.2010 года, на день рассмотрения дела в газете «Устьянский край» не опубликован, несмотря на это данный нормативно-правовой акт применяется на территории МО «...» как вступивший в законную силу нормативно-правовой акт, в том числе в части опубликования решений Собрания депутатов МО «...» в первом выпуске муниципального вестника «Устьяны» от 09.06.2010 г. и втором выпуске указанного вестника от 01.07.2010 г., который в связи с не вступлением в законную силу данного Устава, не может являться официальным источником для опубликования. Проверка по данному факту была проведена на основании обращения главного редактора газеты «Устьянский край» от 30.08.2010 года.

Представитель заинтересованного лица - главы МО «...» Заостровцева Н.М. с заявленными требованиями не согласна, заявила ходатайство о прекращении производства по делу в связи с пропуском прокурором трехмесячного срока на обращение в суд. Кроме того, суду пояснила, что уставом МО «...», на граждан не возлагаются какие-либо обязанности, им лишь предоставляются право участвовать в решении вопросов местного самоуправления. Не опубликованием Устава в газете «Устьянский край» нельзя говорить о нарушении прав и свобод гражданина, так как до официального опубликования новой редакции Устава, продолжает действовать старая редакция от 25.09.2007 г. (с изменения и дополнениями), т.е. граждане могут осуществлять свои права и обязанности, предусмотренные Уставом от 25.09.2007 г. Считает, что не представлено доказательств, в чем конкретно выразилось нарушение прав и свобод граждан, в заявлении не указано какие именно права и свободы граждан ущемлены, в чем заключаются интересы неопределенного круга лиц, в связи с не опубликованием Устава в средстве массовой информации «Устьянский край». Законодательством не определен порядок и сроки публикации Устава муниципального образования после его государственной регистрации. В связи с финансовыми затруднениями, заявка на публикацию Устава в газете «Устьянский край» направлена только 20-21 сентября 2010 года в электронной форме. Данный Устав в новой редакции был опубликован в первом выпуске муниципального вестника «Устьяны» от 09.06.2010 года, тираж которого составил 200 экземпляров.

Суд, заслушав прокурора Устьянского района, представителя заинтересованного лица – главы МО «...», исследовав материалы дела, находит требования, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Согласно ст. 254 ГПК РФ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в рамках предоставленных ему законом полномочий.

Судом установлено, что решением Собрания депутатов МО «...» от 25.09.2007 года утвержден Устав муниципального образования «...». Данный Устав в установленном порядке зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 03 декабря 2007 года и официально опубликован. В дальнейшем в данный Устав, решениями Собрания депутатов № 296 от 26.03.2008 года, № 325 от 27.06.2008 года, № 351 от 24.12.2008 года, № 49 от 07.10.2009 года, № 63 от 23.12.2009 года, вносились изменения.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон РФ № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят в том числе: - устав муниципального образования; - нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Как следует из п. 8 ст. 44 Закона РФ № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии со ст. 47 Закона РФ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Как видно из содержания части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «...», утвержденного решением Собрания депутатов МО «...» от 25.09.2007 года муниципальный правовой акт, подлежащий опубликованию, должен быть передан в средства массовой информации в течении 10 дней после его подписания. Официальным считается опубликование муниципального правового акта в газете «Устьянский край».

Как следует из п. 3 статьи 38 Устава муниципального образования «...», утвержденного решением Собрания депутатов МО «...» от 25.09.2007 года решение Собрание депутатов ... о внесении изменений и (или) дополнений в Устав ... подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом. Решение Собрания депутатов ... о внесении изменений и (или) дополнений в Устав ... после государственной регистрации данного решения подлежит официальному опубликованию и вступает в силу в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что решением 13 сессии Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года № 107 утвержден Устав муниципального образования «...» в новой редакции.

Согласно части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «...», утвержденного решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года официальным считается опубликование муниципального правового акта в газете «Устьянский край» и (или) в муниципальном вестнике «Устьяны».

Также на этой сессии, решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года № 111 учреждено печатное средство массовой информации – муниципальный вестник «Устьяны».

Данный Устав муниципального образования «...», утвержденный решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 12 мая 2010 года.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, для вступления в законную силу Устава муниципального образования «...», утвержденного решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года и зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 12.05.2010 года, необходимо было его официальное опубликование в газете «Устьянский край».

До вступления в силу Устава МО «...», утвержденного 23.04.2010 года, действует Устав МО «...», утвержденный 25.09.2007 года с последующими изменениями.

Как установлено в судебном заседании указанный Устав муниципального образования «...» утвержденный 23.04.2010 года опубликован в муниципальном вестнике «Устьяны» № 1 от 09 июня 2010 года. В газете «Устьянский край», данный Устав муниципального образования «...» утвержденный 23.04.2010 года не публиковался, заявка на его опубликование в газету «Устьянский край» отправлена администрацией МО «...» только 20-21 сентября 2010 года, то есть после обращения прокурора в суд с указанным заявлением. Несмотря на это указанный Устав муниципального образования «...» утвержденный 23.04.2010 года, применяется на территории МО «...» как вступивший в законную силу нормативно-правовой акт, в том числе в части опубликования муниципальных правовых актов в первом и последующих выпусках муниципального вестника «Устьяны», который в связи с не вступлением в законную силу данного Устава, не может являться официальным источником для опубликования.

В соответствии с частью 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно части 4 ст. 36 Закона РФ № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, в том числе подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Устав МО «...» устанавливает правовой статус муниципального образования, территориальное устройство, систему муниципальных правовых, нормативно-правовых и индивидуальных правовых актов, вступление в законную силу, опубликование данных правовых актов, вопросы местного значения МО «...», и т.д.; определяет участие жителей ... муниципального района в осуществлении местного самоуправления, формы участия жителей в решении вопросов местного значения; регламентирует структуру, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, порядок внесения изменения и дополнений в устав.

На основании изложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что бездействием главы муниципального образования «...» в виде неопубликования в установленном порядке Устава муниципального образования «...», принятого решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года № 107 и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 12.05.2010 года, нарушены права жителей ... района на получение информации, непосредственного затрагивающей их права и свободы, в том числе право участия в решении вопросов местного самоуправления.

Суд не принимает доводы представителя заинтересованного лица о том, что не опубликованием Устава в газете «Устьянский край» не были нарушены права и свободы гражданина, а также, что данным нормативно-правовым актом на граждан не возлагаются какие-либо обязанности, а им лишь предоставляется право участвовать в решении вопросов местного самоуправления, как не основанные на законе, поскольку Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Кроме того, суд не принимает доводы заинтересованного лица о том, что Устав муниципального образования «...» не содержит информации о сроках опубликования указанного нормативно-правового акта, а также, что неопубликование Устава вызвано финансовыми затруднениями, поскольку исходя из смыла вышеприведенных правовых норм, Устав муниципального образования, после внесения изменений и (или) дополнений, должен быть опубликован непосредственно после регистрации в Управлении Министерства юстиции РФ. Не выделение бюджетных средств, не является основанием для не опубликования Устава в официальном источнике средства массовой информации «Устьянский край».

Также суд не принимает доводы заявителя о том, что прокурором пропущен трехмесячный срок на обращение в суд по делам указанной категории, поскольку в данном случае прокурором оспаривается бездействие главы муниципального образования «...», что само по себе является длящимся событием и к нему не применим трехмесячный срок для обращения в суд по данной категории дел. Кроме того, как пояснил прокурор, о данных нарушениях стало известно из обращения в прокуратуру главного редактора газеты «Устьянский край» от 30.08.2010 года, соответственно срок, установленный ст. 256 ГПК РФ не пропущен.

Суд удовлетворяет требования прокурора Устьянского района Архангельской области и признает бездействие главы муниципального образования «...» незаконным, поскольку Устав муниципального образования «...», принятый решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года № 107 и зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 12.05.2010 года на день рассмотрения дела, не опубликован в установленном законом порядке, соответственно не вступил в законную силу.

Суд полагает необходимым обязать главу муниципального образования «...» опубликовать Устав муниципального образования «...», принятый решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года № 107 и зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 12.05.2010 года, в газете «Устьянский край».

Заинтересованными лицами не представлено суду доказательств необоснованности заявленных прокурором требований.

На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что заявленные прокурором требования основаны на требованиях действующего законодательства, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Заявление прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконными бездействие главы МО «...» выразившееся в неопубликовании Устава МО «...», принятого решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года № 107 и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 12 мая 2010 года в газете «Устьянский край».

Обязать главу МО «...» опубликовать Устав МО «...», принятый решением Собрания депутатов МО «...» от 23.04.2010 года № 107 и зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО 12 мая 2010 года, в газете «Устьянский край».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельский областной суд в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы на решение суда, через суд его постановивший.

Судья - Заостровцева И.А.

Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2010 года