О возложении обязанности организовать электоснабжение населения



Дело № 2 -426/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 октября 2010 года пос. Октябрьский

            Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Рогожниковой Я.Н., ответчиков: администрации МО ... Архангельской области в лице представителя Корякиной Э.А., администрации МО ... Устьянского района Архангельской области в лице представителей Илатовского С.Е. и Хватаева В.А., ОАО ... в лице представителей Гречановой Е.В., Шемякиной Э.Т., Рычковой В.Л., специалистов: главного инженера ... филиала ОАО ... ФИО1, заместителя начальника ... территориального отдела Северного Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... о возложении обязанности организовать в границах муниципального района Архангельской области электроснабжение поселения- ..., к администрации МО ... ... о возложении обязанности организовать электроснабжение населения ..., к открытому акционерному обществу ... о возложении обязанности обеспечить надлежащее электроснабжение ...,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО ..., администрации МО ... о возложении обязанности организовать электроснабжение населения в границах ..., к ОАО ... о возложении обязанности устранить нарушения требований к эксплуатации электроустановок, а именно:  провести техническое освидетельствование комиссией всех электрообьектов в ... с целью оценки состояния, выполнить замену деревянного настила площадки обслуживания на КПП-100 в ..., провести капитальный ремонт электрических сетей ВЛ-10 в .... В обоснование заявленных требований указано, что ОАО ... является собственником распределительной сети с наружными электролиниями КТП -100кВа и ВЛ-10 протяженностью ... км. инвентарный номер Номер обезличен, находящимися в ... МО ... В ходе проверки установлено неудовлетворительное состояние указанных электрических сетей, что неоднократно приводило к нарушению прав потребителей коммунальных услуг, выразившееся в отключении электричества на длительный период времени. Дальнейшая эксплуатация линии в технически неисправном состоянии угрожает здоровью и жизни электротехнического персонала, создает опасность жизни и здоровья жителей поселка. Для приведения линии в надлежащее состояние требуется проведение капитального ремонта, ОАО ... до настоящего времени электрические сети в надлежащее состояние не привели. Администрация МО ... и администрация МО ... не организовали в границах ... электроснабжение.

В ходе разбирательства гражданского дела прокурор уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию МО ... организовать в границах муниципального района Архангельской области электроснабжение поселения- ..., обязать администрацию МО ... организовать электроснабжение населения ...; обязать ОАО ... обеспечить надлежащее энергоснабжение в ... в срок до Дата обезличена.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Рогожникова Я.Н. исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала. Пояснила, что до настоящего времени жители ... не обеспечены электроэнергией, чем нарушается право потребителей на бесперебойное обеспечение электроэнергией, на благоприятную окружающую среду, неисправностью электросетей создается угроза жизни и здоровья граждан.

 Представитель администрация МО ... Корякина Э.А. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что администрацией МО ... принимались все зависящие от муниципального органа меры по организации электроснабжения, в Дата обезличена бесхозные электросети ОАО ... до передачи в областную собственность были приняты на баланс муниципального района, в переходный период администрация не допустила сбоев и перерывов в электроснабжении .... Электроснабжение в дальнейшем находилось под постоянным контролем. В настоящее время ... является неперспективным, объекты социального назначения ликвидированы, производственной сферы нет. Основанная часть населения переселена. В ... в настоящее время проживает три семьи, две из которых приобрели генераторы. 

Представители администрации МО ...  Илатовский С.Е. и Хватаев В.А. исковые требования не признали. Пояснили, что со стороны муниципального образования ... принимались необходимые меры по электроснабжению жителей .... После того как прекратилось электроснабжение, был поставлен в известность глава МО ..., служба МЧС ..., неоднократно выходили на связь и разговаривали с директором ... филиала ОАО ... ФИО5 об устранении аварии, на главного инженера Гречанову Е.В., на начальника ... участка ФИО2, которые объясняли невозможность устранения причины аварии в связи с изношенностью ВЛ. Принимаются меры подключения поселка к КТП железнодорожной линии. Администрация МО ... не имеет возможности организовать в границах поселка электроснабжение в отсутствие подачи электроэнергии через распределительные сети ОАО .... Поселок является неперспективным, объекты социальной сферы ликвидированы, работающих предприятий, учреждений нет. Приняты меры по переселению жителей ... в ..., и другую часть ..., которая обеспечивается электроэнергией от электросетей железной дороги. В настоящее время в ... проживает три семьи, две семьи приобрели генераторы, не обеспечена электроэнергией одна семья.

 Представители АО ... Гречанова Е.В., Шемякина Э.Т., Рычкова В.Л., иск не признали. Суду пояснили, что ОАО ... является самостоятельным хозяйствующим субъектом и в рамках договорных отношений с ОАО ... передает энергию через принадлежащие Обществу распределительные сети с наружными электролиниями. ОАО ... является поставщиком электроэнергии потребителям. Указанные распределительные сети с наружными электролиниями ... ВЛ-10 кв капитальному ремонту не подлежат в связи со 100 % износом, объект списан с баланса предприятия, осуществляется его демонтаж. В  ... межрайонный отдел ОАО ... направлено письмо о внесении изменений в договор на оказание услуг по передаче электроэнергии от Дата обезличена Номер обезличен, а именно в Приложение Номер обезличен «Перечень точек приема электроэнергии» и Приложение Номер обезличен «Перечень точек поставки электроэнергии», в связи со списанием недвижимого имущества ВЛ-10 .... Проводится работа по подключению к сетям ... электроснабжения. Достигнута договоренность на подключение в срок до Дата обезличена, однако до настоящего времени технические условия на подключение письменно не согласованы. Муниципальные органы в рамках полномочий имеют возможность организовать обеспечение населения электроэнергией через распределительные сети иных субъектов. Также полагают, что обращение прокурора в суд не основано на полномочиях, установленных законом, поскольку круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, является определенным.

Заслушав прокурора, ответчиков, специалистов, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что население п. ... не обеспечивается электрической энергией вследствие аварийного отключения ЛЭП, снабжающей электроэнергией ... МО ... с Дата обезличена и по настоящее время, что подтверждается письмом жителей ... от Дата обезличена, направленным в прокуратуру Устьянского район; иными письменными доказательствами, представленными в материалах дела, и не оспаривается ответчиками.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, охраны здоровья, обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в защиту интересов граждан в рамках предоставленных ему законом полномочий, поскольку требования прокурора, направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей ... МО ... на получение коммунальных услуг надлежащего качества, устранение опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Доводы представителей ответчика ОАО ... об отсутствии полномочий прокурора на обращение по данным обстоятельствам в суд в связи с тем, что круг лиц, в интересах которых прокурор обратился, ограничен, несостоятельны, поскольку не основаны на фактических обстоятельствах дела. Поселок не является закрытой территориальной единицей, доступ граждан на территорию поселка не ограничен, в том числе и для проживания, протяженность ВЛ-10 кВ ... не ограничена территорией населенного пункта- ..., куда имеется доступ неограниченного количества граждан.

Согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как следует из иска прокурора, требования к ОАО ... о возложении обязанности обеспечить надлежащее электроснабжение ... в срок до Дата обезличена основаны на праве собственности ответчика на объекты :КТП-100 кВа, ВЛ -10 кВ  ..., протяженностью ... км, отсутствии обеспечения населения ... электроэнергией вследствие технической неисправности указанных объектов, что создает опасность для жизни и здоровья граждан и нарушает право потребителей на качественное получение коммунальных услуг, на благоприятные окружающие условия жизни.

На основании п.2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно п.6 ст.1 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Согласно Уставу ОАО ... является юридическим лицом, имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Общество создано путем преобразования государственного унитарного предприятия Архангельской области ...  и является правопреемником унитарного предприятия по всем его правам и обязательствам. ( п.1.3 Устава). Единственным учредителем общества является Архангельская область в лице агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (1.5).

В силу п.5ст.58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Как следует из п. 3.4 Устава ОАО ... вправе осуществлять производство, передачу и распределение электроэнергии.

Услуги по передаче электрической энергии, как следует из ст.3 федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права Номер обезличен от Дата обезличена следует, что на основании распоряжения департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области Номер обезличен от Дата обезличена, передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия Архангельской области ... от Дата обезличена, ОАО ... передано в собственность сооружение КТП-100 кВа и ВЛ-10 ..., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Дата обезличена сделана запись о регистрации Номер обезличен.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 6.6.1 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства энергетики РФ 19.06.2003 г. № 229 все энергообъекты, осуществляющие производство, преобразование, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, подлежат ведомственному техническому и технологическому надзору со стороны специально уполномоченных органов.

 Государственным инспектором ... территориального отдела Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому, и атомному надзору ФИО4 в соответствии с «Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому, и атомному надзору», утвержденным постановлением Правительства РФ №401 от 30 июля 2004 года, и на основании распоряжения Северного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от Дата обезличена Номер обезличен в присутствии начальника Устьянского участка ФИО2 ... филиала ОАО ... Дата обезличена проведено обследование электрических сетей ОАО ... на территории Устьянского района с целю проверки соблюдения требований законодательства РФ и нормативных актов в области энергетической безопасности, обеспечении безопасности электрических установок и сетей, оценки готовности к функционированию в отопительный период 2009-2010 годы.

В соответствии с актом обследования от Дата обезличена и дефектных ведомостей от Дата обезличена распределительные сети с наружными электролиниями ...  ВЛ-10 кВ -168 промежуточных и 34 анкерные опоры имеют недопустимое загнивание, провод потерял механическую прочность, в результате износ линии 100 %. ВЛ-10 кВ о основном проходит по болотам; на ВЛ-0.4 кВ - опоры имеют недопустимое загнивание; на КТП - деревянный настил площадки обслуживания на 50-70 % сгнил, РУ-0.4 кВ требует капремонта. По ВЛ-10 кВ и ВЛ-0,4 кВ капитальный ремонт при норме не реже 1 раз в 6 лет при эксплуатации 40 лет, не проводился (п. 5.7.18 ПТЭ электрических станций и сетей). Работа электротехнического персонала на опорах не допустима и является угрозой причинения вреда жизни персонала (п.1.5.2 ПТЭ электрических станций и сетей).

Как следует из указанного акта, при обследовании подготовки объектов ООО ... в присутствии инженера по инвестициям ... филиала ОАО ..., акт-предписание Номер обезличен от Дата обезличена, было установлено, что капитальный ремонт ВЛ - 10 -236-02 протяженностью ... км от ПС ..., КТП 100 кВА с ВЛ - 0,4 кВ протяженностью ... км или строительство в ... отпайки ВЛ-10 кВ протяженностью ... км от ВЛ-10-236-18 Сольвычегодской дистанции электроснабжения и ВЛ- 0,4 кВ протяженностью ... км экономически не выгодны. В Дата обезличена было 4 отключения каждое с длительностью больше суток, общая продолжительность перерыва электроснабжения составила ... часов 20 минут.

Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля государственный инспектор Котласского территориального отдела Северного Управления Федеральной службы по экологичскому, технологическому и атомному надзору ФИО4 показал, что капитальный ремонт распределительных сетей ... ВЛ-10 кВ с момента постройка в Дата обезличена году ни разу не производился, сети имеют полный износ, проходит линия в основном по болотам, капитальный ремонт данного объекта экономически нецелесообразен. В п. ... имеется возможность присоединения к электролинии железной дороги.

Специалист Котласского территориального отдела Северного Управления Федеральной службы по экологичскому, технологическому и атомному надзору ФИО3 пояснил, что линия ... ВЛ-10 кВ имеет износ 100 %, поэтому нельзя говорить о капитальном ремонте, который осуществляется, когда объект имеет неполный износ. Также нельзя говорить о реконструкции данного объекта, которая может осуществляется с целью улучшения технического состояния существующего объекта. В данном случае объекта, как такового, нет, речь может идти только о строительстве нового объекта. Данный объект необходимо демонтировать, так как он представляет опасность, создает угрозу для здоровья и жизни людей.

Специалист ОАО ... ФИО1в судебном заседании также пояснил, что капитальный ремонт линии ... ВЛ-10 кВ, имеющей 100 % износ, невозможен, объект подлежит демонтажу, что в настоящее время осуществляется Обществом.

Согласно акту технического освидетельствования ВЛ-10 кВ ... от Дата обезличена судом установлено, что эксплуатация данного объекта ... ВЛ-10 кВ протяженностью ... км является невозможной и недопустимой вследствие угрозы жизни и здоровья обслуживающего персонала и иных лиц. Приказом ОАО ... от Дата обезличена Номер обезличен разрешено списание недвижимого имущества ВЛ-10 кВ ... протяженностью ... км в связи полным износом и невозможностью дальнейшей эксплуатации. Актом от Дата обезличена указанный объект списан в связи с полным износом.

На основании совокупности изложенного судом установлено, что техническое устройство электросетей ВЛ-10 кВ ..., обеспечивавшее передачу электрической энергии потребителям ..., как объект перестал существовать.

В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, если действия не нарушают права других лиц. Собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не нарушающие права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст.10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены статьей 5 Закона РСФСР «О конкуренции об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», которая запрещает им отказываться от заключения договора с отдельными покупателями при наличии для этого технической возможности.

Как следует из доводов представителей ответчиков ОАО ... и письма директора ... филиала ОАО ... ФИО5 от Дата обезличена, ОАО  ... находиться в договорных отношениях с ОАО ... по оказанию услуг по передаче электроэнергии, в том числе через распределительные сети ВЛ-10 кВ .... Как следует из указанного письма, ОАО ... направлено предложение ОАО ... о внесении изменений в указанный договор Номер обезличен от Дата обезличена в приложение Номер обезличен «Перечень точек приема электроэнергии» и приложение Номер обезличен «Перечень точек поставки электроэнергии», в связи со списанием указанного недвижимого имущества.

 Как следует из смысла ст. 3 ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике», Устава ОАО ..., указанного выше договора, ОАО ... является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии- комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электросетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Таким образом, суд установил, что ОАО ... находиться в договорных отношениях с ОАО ... по оказанию услуг по передаче электроэнергии, в том числе потребителям ... через распределительную сеть ВЛ-10 кВ ..., которая в настоящее время демонтируется вследствие износа и как объект недвижимости списана с баланса.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на ОАО ... обязанности обеспечить электроснабжение п. ... в срок до Дата обезличена, поскольку электроснабжение потребителей п. ... обеспечивалось в рамках указанных выше договорных отношений, урегулирование которых осуществляется в ином порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об электроэнергетике» и иными нормативно-правовыми актами об энергоснабжении.

   На основании п. 4 ст. 8 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 г. к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

Орган местного самоуправления – администрация МО ... в пределах ее компетенции должна координировать мероприятия по безопасному и эффективному энергоснабжению населения ....

В соответствии с ч. 3  ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные данной статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Судом установлено, что электрические линии в  МО ..., а именно ВЛ-10 кв ..., через которые осуществлялось электроснабжение потребителей (граждан) п. ..., находятся в неудовлетворительном состоянии, представляют угрозу жизни и  здоровью жителей поселка. В настоящее время указанный объект списан собственником ОАО ... с баланса и демонтируется. Вследствие отсутствия электроснабжения жителей поселка нарушено право граждан на качественное получение коммунальных услуг.

Доводы представителей ответчиков администрации МО ... и администрации МО ... о надлежащем выполнении органами местного самоуправления полномочий в области электроснабжения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Доводы указанных ответчиков о принятых мерах по переселению жителей п. ... в другие населенные пункты не являются основанием для освобождения от выполнения предусмотренных законом полномочий по электроснабжению, поскольку в настоящее время граждане продолжают проживать в  ..., что не оспаривается ответчиками.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»   организация в границах поселения электроснабжения относится к вопросам местного значения поселения.

 Из указанного следует, что на администрации МО ...  лежит обязанность организовать безопасное и бесперебойное электроснабжение в поселении. Указанная обязанность органом местного самоуправления не выполнена.

 В связи с чем суд удовлетворяет требования прокурора о возложении обязанности на администрацию МО ...  по организации электроснабжения населения в границах поселения ....

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 15 ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электроснабжения поселений.

            Материалами дела подтверждается, что распределительная энергетическая система МО ... представляет собой единый энергетический комплекс, куда входят распределительные сети МО .... Из материалов проверки Ростехнадзора следует, что распределительные сети в МО ..., а именно ВЛ-10 кв ..., находятся в неудовлетворительном состоянии, капитальному ремонту не подлежат и, как установлено в судебном заседании, в настоящее время собственником ОАО ... данный объект списан с баланса и демонтируется. 

            Таким образом, администрация МО ... обязана организовать в границах муниципального района электроснабжение поселения. Указанная обязанность органом местного самоуправления не исполнена.

 Суд удовлетворяет исковые требования по возложению обязанности на администрацию МО ... организовать в границах муниципального района Архангельской области электроснабжение поселения -..., отвечающее требованиям безопасности.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании п.19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, участвующие в деле в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                  РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области к администрации МО ... и к администрации МО ...  - удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования ... обязанность организовать в границах Устьянского муниципального района Архангельской области электроснабжение поселения- ....

Возложить на администрацию муниципального образования ... обязанность организовать электроснабжение населения п. ....

В удовлетворении исковых требований прокурора Устьянского района Архангельской области к открытому акционерному обществу ... о возложении обязанности обеспечить надлежащее электроснабжение ... в срок до Дата обезличена – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в  течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Устьянский районный суд.  

Председательствующий судья-                                                                                 А.М.Рогачева 

В окончательной форме решение изготовлено 20 октября 2010 года.

Председательствующий судья -                                                                     А.М.Рогачева