О возложении обязанности организовать хранение и утилизацию бытовых и промышленных отходов на лесном участке.



Дело № 2 – 366/2010РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

14 октября 2010 года пос.Октябрьский

                                                                                       

          Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Рогожниковой Я.Н., представителей ответчика администрации муниципального образования ... Заостровцевой Н.М. и Казакова С.В., представителей ответчика ООО ... Пунанова Н.С. и Скрипова А.В., представителя ответчика ОАО ... Бестужева Н.А., представителя третьего лица – Территориального органа Агентства лесного и охотничьего хозяйства ......, Рогозина Л.Н., с участием специалистов: главного специалиста отдела экологических программ и мероприятий ГУ АО «Центр природопользования и охраны окружающей среды» в МО ... ФИО1, заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора ... ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ... о понуждении организовать утилизацию бытовых и промышленных отходов в границах муниципального района, к обществу с ограниченной ответственностью ..., открытому акционерному обществу ... о понуждении организовать очистку земельных участков от бытовых и промышленных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования ... о возложении обязанности на главу администрации МО ...  ФИО3организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в лесных участках, расположенных в кварталах Номер обезличен и Номер обезличен ... сельского лесхоза (леса бывшего совхоза ..., кадастровый Номер обезличен), к обществу с ограниченной ответственностью ... в лице генерального директора Пунанова Н.С. о возложении обязанности организовать очистку лесных участков, расположенных в кварталах Номер обезличен и Номер обезличен ... сельского лесхоза (леса бывшего совхоза ..., кадастровый номер Номер обезличен), от захламления. В обоснование требований указал, что проверкой, проведенной прокуратурой Устьянского района по обращению главного специалиста отдела экологических программ и мероприятий ГУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» в МО ... ФИО1 о нарушении природоохранного законодательства в лесах установлено, что с правой стороны автодороги по направлению на свалку ОАО ... в Номер обезличен и Номер обезличен квартале Октябрьского участкового лесничества обнаружено место несанкционированного размещения отходов. Несанкционированное складирование отходов допущено вследствие ненадлежащего осуществления полномочий администрацией МО ... по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах муниципального района, предусмотренных п.14 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Арендатором лесных участков по договору Номер обезличен от Дата обезличена является ООО .... В нарушение договора аренды, Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельного кодекса РФ, ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ООО ... не выполняет на арендуемом участке лесов санитарно-оздоровительные мероприятия по очистке от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель.. Выявленные нарушения нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

            В ходе разбирательства гражданского дела прокурор уточнил заявленные требования. Просил обязать администрацию муниципального образования ... организовать утилизацию бытовых и  промышленных отходов в границах муниципального района. Обязать открытое акционерное общество ...  произвести очистку земельного участка (кадастровый номер Номер обезличен), расположенного в кварталах Номер обезличен и Номер обезличен Октябрьского участкового лесничества (участок совхоза ...) ... лесничества вдоль автодороги ..., из расчета нормы отвода земель для автомобильных дорог (полоса отвода)  по сельхозугодьям- 18 метров, землям лесного фонда- 30 метров. Обязать общество с ограниченной ответственностью ... произвести очистку лесного участка (кадастровый номер Номер обезличен), расположенного в кварталах Номер обезличен и Номер обезличен Октябрьского участкового лесничества (участок совхоза ...) ... лесничества за пределами полосы отвода земель для автомобильной дороги ..., из расчета нормы отвода земель для автомобильных дорог (полоса отвода) по землям лесного фонда- 30 метров.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Рогожникова Я.Н. поддержала уточненные прокурором исковые требования, привела доводы аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что администрацией МО ... ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации утилизации бытовых и промышленных отходов. Отсутствует принятое на уровне муниципального района Положение об обращении с бытовыми и промышленными отходами, обязательное для всех юридических и физических лиц. Правила благоустройства территории МО ..., утвержденные главой муниципального образования постановлением от Дата обезличена Номер обезличен, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не опубликованы в установленном порядке для всеобщего сведения. Не организована утилизация отходов по видам опасности, организация утилизации отходов 5 класса опасности в районе отсутствует. Отсутствие организации утилизации бытовых и промышленных отходов, в том числе отсутствие информирования населения, юридических лиц об обращении с отходами является причиной образования мест несанкционированного размещения отходов в том числе на земельных участках вдоль автодороги .... Место несанкционированного размещения отходов расположено в Номер обезличен и Номер обезличен кварталах ... участкового лесничества вдоль дороги на обочине, в границах примерно 10-15 метров от проезжей части дороги, в 362 метра от моста через реку ... и на протяжении до места расположения свалки ОАО .... Земельный участок из земель промышленности, энергетики,транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером Номер обезличен, расположенный по адресу ... предоставлен в аренду ОАО ... для эксплуатации автодороги. Полоса отвода при строительстве дороги была определена согласно «Норм отвода земель для автомобильных дорог СН 476-74», по сельхозугодьям до 18 метров, по лесу- до 30 метров. Лесные участки в кварталах Номер обезличен и Номер обезличен ... участкового лесничества находятся в аренде ООО .... Арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления.

Представители ответчика администрации МО «... Заостровцева Н.М. и Казаков С.В. иск к администрации МО ... не признали. Пояснили, что во исполнение полномочий по организации утилизации бытовых и промышленных отходов приняты и действуют Правила благоустройства, которые доведены до сведения всех поселений, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Права, свободы и обязанности граждан данные Правила не затрагивают, в связи с чем не подлежат опубликованию. На территории муниципального района четыре предприятия осуществляют лицензированную деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению бытовых и промышленных отходов 1-4 класса опасности. Во исполнение полномочий по организации утилизации бытовых и промышленных отходов изданы постановления от Дата обезличена Номер обезличен «Об организации утилизации и переработки промышленных отходов» и от Дата обезличена Номер обезличен «Об организации утилизации, размещения бытовых и промышленных отходов». Контроль за выполнением постановлений по вопросам организации утилизации, размещения бытовых и промышленных отходов возложен на заведующего отделом архитектуры, строительства и ЖКХ. Требования прокурора, заявленные к ОАО ... и ООО ..., как к арендаторам земельных участков поддержали.

Ответчик ООО ... в лице представителей Пунанова Н.С. и Скрипова А.В. иск к ООО ... не признали. Пояснили, что согласно договора аренды Обществу в целях осуществления заготовки древесины переданы в указанных кварталах участки занятые лесом, место несанкционированного размещения бытовых и промышленных отходов расположено на земельных участках, не относящихся к  лесным участкам, Захламление земельных участков допущено третьими лицами, за действия которых арендатор лесных участков ответственности не несет.

Ответчик ОАО ... в лице представителя Бестужева Н.А. иск к ОАО ... не признал, пояснив, что в Дата обезличена договор аренды земельного участка, занятого автодорогой ..., был заключен на 6 месяцев, пролонгирован не был. С  Дата обезличена и до Дата обезличена указанный земельный участок находился в пользовании ОАО ... периодически при необходимости эксплуатации дороги, за период пользования производили оплату за фактическое пользование, а не арендную плату. В настоящее время земельный участок в аренде ОАО ... не находиться, указанная дорога на балансовом учете и содержании предприятия не состоит.

Третье лицо, Территориальный орган агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области- ... лесничество, в лице представителя Рогозина Л.Н. исковые требования прокурора поддержал. Пояснил, что в кварталах Номер обезличен и Номер обезличен вдоль автодороги ... размещена несанкционированная свалка, бытовые и промышленные отходы располагаются на обочине и в канаве в границах примерно 10-15 метров от проезжей части дороги. Кварталы Номер обезличен и Номер обезличен ... участкового лесничества являются землями лесного фонда, переданы в аренду ООО .... К нелесным в указанных кварталах относиться земельный участок, занятый автодорогой .... В указанных кварталах в районе полосы отвода автодороги имеются сельхозугодья в ... ..., ранее принадлежащие СПК ... и в ... примерно на расстоянии 371 м от моста через реку «Устья», являющееся федеральной собственности, в никому ранее не передавалось. За захламление земельных участков лесного и нелесного фонда независимо от их целевого назначения, переданных в аренду, ответственность несет арендодатель.

Представитель третьего лица, администрации МО ..., в письменном отзыве исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в  его отсутствие.

Заслушав помощника прокурора Устьянского района Рогожникову Я.Н.., представителей ответчика администрации муниципального образования ..., представителей ответчика ООО ..., представителя ответчика ОАО ..., представителя третьего лица – Территориального органа агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области – ... лесничество, специалистов, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено также в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с взаимодействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.

Судом установлено, что на территории ... муниципального района в нарушение требований СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" и СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий" на земельных участках, расположенных в Номер обезличен и Номер обезличен кварталах ... участкового лесничества Территориального органа агентства лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области- ... лесничество, в 362 метрах от моста через реку ... вдоль автодороги ... до местоположения свалки ОАО ..., на обочине и в границах примерно 10- 15 метров от проезжей части автодороги, размещена несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов, не имеющая санитарно-эпидемиологического заключения, не организована утилизация и  контроль за утилизацией бытовых и промышленных отходов на свалках, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе, объяснениями представителей сторон, третьего лица, пояснениями специалистов, а также письменными доказательствами, в том числе, абрисом расположения незаконной свалки бытовых, строительных и промышленных отходов в кварталах Номер обезличен и Номер обезличен ... участкового лесничества (участок совхоза ...) ... лесничества л.д.100-101,т.1), актом осмотра территории от Дата обезличена, проведенного главным специалистом отдела экологических программ и мероприятий ГУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» в МО ... ФИО1 л.д.8, т.1), копиями фотографических снимков л.д. 9-23,т.1) и другими письменными доказательствами и иными материалами дела.

Как следует из акта от Дата обезличена, в ходе осмотра места размещения несанкционированной свалки установлено размещение крупногабаритных отходов от разборки зданий и сооружений, отходы от деятельности предпринимателей (контейнеры от зарядки картриджей, отходы оргтехники, бытовой мусор, отходы от ремонта автотранспорта, производственные отходы, подобные коммунальным, древесные отходы.),отходы от строительства, старая детская одежда, куртки, шлепанцы и пр. отходы от детского учреждения. При визуальном осмотре территории по сравнению с последним обследованием Дата обезличена объем отходов, размещенных на данной несанкционированной свалке, увеличился.

Специалист ФИО1 суду пояснила, что указанная несанкционированная свалка стала возникать в Дата обезличена, о чем был проинформирован глава администрации МО ... ФИО3 в целях своевременного принятия мер, соответствующих полномочиям муниципальных органов по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и контролю за обращением промышленных и бытовых отходов. По видам отходов не представляло труда определить их владельцев, на момент обнаружения свалки в Дата обезличена ее объемы были незначительны. Вследствие непринятия соответствующих и своевременных мер в настоящее время объем отходов и площадь несанкционированной свалки значительно увеличились. На уровне района отсутствует Положение об обращении с отходами производства и потребления, принятое в установленном порядке и обязательное для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, не принимаются иные необходимые меры по вопросам обращения с отходами производства и потребления.

Специалист ТО Управления Роспотребнадзора ФИО2 суду пояснила, что указанная свалка не является санкционированной. При проверке в текущем году индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ряд организаций и индивидуальных предпринимателей были привлечены к ответственности за нарушение законодательства по обращению с отходами, в том числе за отсутствие договоров со специализированными организациями на вывоз и утилизацию отходов.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

В соответствие п.п. 2.1 и 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16) установлено, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Согласно сведений Территориального отдела Управления Роспотребнадзора земельные участки под размещение вышеуказанных полигонов ТБО не отводились, разрешительные документы на данную свалку отсутствуют.

Размещение бытовых и промышленных отходов, мусора вне мест, специально отведенных для этого органами муниципального образования, не являются объектами государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

 Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 14 ч. 1 ст. 15) и Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Указанные обязанности также продублированы в п.12 ст.10 Устава МО .... Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" также устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относятся:  организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;  организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Часть 5 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статья 3 ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу ст.30 Устава муниципального образования ..., администрация ... муниципального района в пределах своей компетенции орга­низует и обеспечивает решение вопросов местного значения ... муниципального района, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ... муниципального района федеральными законами и законами Архан­гельской области.

В этих целях администрация ... муниципального района исполняет на территории ... муниципального района Конституцию Российской Федерации, международные дого­воры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации и акты иных судов, Устав, законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области, а также исполняет Устав ... муниципального района, решения, принятые на местном референдуме ... муниципального района, договоры и соглашения, заключенные ... муниципальным рай­оном, решения и постановления Собрания депутатов ... муниципального района, поста­новления и распоряжения главы ... муниципального района.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что действующим законодательством именно на органы местного самоуправления возложена обязанность организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных районов с целью их утилизации и переработки.

Таким образом, требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Устьянского района на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

На основании вышеизложенного доводы представителей ответчика Заостровцевой Н.М. и Казакова С.В. об отсутствии бездействия со стороны администрации МО ... не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, установленных судом.

На основании совокупности изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о возложении на администрацию МО ... обязанности организовать утилизацию бытовых и промышленных отходов в границах муниципального района.

В соответствии со ст. 39 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Частью 1 статьи 615 ГК РФ определено, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Согласно ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Судом установлено, что находящийся в федеральной собственности земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером Номер обезличен, расположенный по адресу ... ( в том числе в квартале Номер обезличен и Номер обезличен ... участкового лесничества)  ... ... предоставлен ОАО ... в аренду на шесть месяцев для эксплуатации автодороги, в границах, указанных в кадастровом плане, что объективно подтверждается исследованными судом доказательствами, в том числе, Распоряжением от Дата обезличена Номер обезличен Федерального агентства по управлению федеральным имуществом- территориального управления по Архангельской области, Распоряжением правительства РФ от 04 марта 2004 года № 315-р, перечнем № 11:451 земельных участков, расположенных в Архангельской области в границах ..., на которые у РФ возникает право собственности л.д.211-221, т.1), кадастровым планом земельного участка л.д.230-231,т.1) договором аренды от Дата обезличена Номер обезличен л.д.248-249, т.1).

Согласно сведениям, предоставленным Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области письмом от Дата обезличена за Номер обезличен, договор аренды от Дата обезличена Номер обезличен на основании п.2 ст. 621 ГК РФ Гражданского кодекса РФ считается возобновленным на неопределенный срок. ОАО ... в соответствии с разделом 3 договора произвело оплату арендных платежей по Дата обезличена включительно. На Дата обезличена у ОАО ... по договору Номер обезличен имеется задолженность перед федеральным бюджетом по арендной плате.

В соответствии с п. 5.2.8 договора аренды от Дата обезличена Номер обезличен Арендатор обязан о намерении освободить земельный участок, как в связи с окончанием срока действия договора, так и при досрочном его расторжении, сообщить Арендодателю не позднее, чем за три месяца. Согласно п. 7.1, договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон в соответствии с действующим законодательством. При прекращении договора или его досрочном расторжении Арендатор обязан вернуть Арендодателю участок в надлежащем состоянии по акту приема-передачи в десятидневный срок.

На основании совокупности выше изложенного, совокупности исследованных доказательств суд не принимает доводы представителя ответчика ОАО ... Бестужева Н.А., об отсутствии арендных правоотношений относительно указанного земельного участка, переданного для эксплуатации автодороги ..., как не основанные на законе и фактических обстоятельствах дела.

Согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Представителем ответчика ОАО ... не предоставлено суду доказательств в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ о прекращении (расторжении) договора аренды земельного участка в установленном законом и договором порядке.

Таким образом, указанный договор аренды от Дата обезличена Номер обезличен является возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В соответствии с п.п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.11 договора Арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;  соблюдать при использовании, как арендуемого земельного участка, так и прилегающих территорий, требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных и иных правил и нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные законодательством РФ и настоящим договором.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Судом установлено, что арендатор ОАО ... указанные требования закона и условия договора аренды не исполняет, в связи с чем приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении обязанности на ответчика ОАО ... по очистке указанного земельного участка, занятого автодорогой, и прилегающей к автодороге территории от бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с заключением государственного районного инспектора по использованию и охране земель по вопросу изъятия и предоставления в пользование земельных участков под строительство лесовозной автомобильной дороги ... при определении ширины полосы отвода трассы дороги за основу были взяты «Нормы отвода земель для автомобильных дорог СН 467-74» : по сельхозугодьям 12-18 метров, по лесу 30 метров л.д.46,т.2).

Судом установлено, что в квартале Номер обезличен ... участкового лесничества имеется участок земель сельскохозяйственного назначения (сельхозугодья), обозначенное на абрисе как урочище ...; в квартале Номер обезличен имеется участок земель сельскохозяйственного назначения, расположенный примерно на расстоянии 371 м от моста через ... что подтверждается объяснениями представителя третьего лица Рогозина Л.Н., абрисом  л.д. 100 т.1), а также таксационным описанием л.д. 232-235 т.1).

Остальная часть участка в кварталах Номер обезличен и Номер обезличен ... участкового лесничества является лесными землями, что подтверждается объяснения представителя третьего лица Рогозина Л.Н., таксационным описанием л.д.232-235 т.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу п.2 ч.1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Судом установлено, что департаментом лесного комплекса Архангельской области по договору аренды лесного участка Номер обезличен от Дата обезличена предоставлен в аренду ООО ... лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, местоположение: ..., кадастровый номер Номер обезличен, общая площадь 5989 га, в том числе кварталы Номер обезличен и Номер обезличен. Данные лесные участки переданы арендатору для использования леса с целью заготовки древесины.

Из п.п. 3.4.1, 3.4.11 договора от Дата обезличена Номер обезличен следует, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим Договором, соблюдать Правила санитарной безопасности в лесах.

На основании п.2, п.6 ст. 1 Лесного кодекса РФ одним из принципов, на которых основывается лесное хозяйство, является обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Пунктом 4 частью 1 статьи 55 Лесного кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно- оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков.

В соответствии с подпунктом « е» пункта 39 постановления Правительства РФ  «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» от 29.06.2007 года № 414 при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Таким образом, ООО ..., являющееся в соответствии с федеральным законодательством и договорными обязательствами ответственным за проведение санитарно - оздоровительных мероприятий по очистке лесных участков от захламления, такие меры не принимает.

На основании совокупности выше изложенного доводы представителя ответчика ООО ... в том, что общество не несет ответственность за захламление лесных участков бытовыми и промышленными отходами, не являющимися отходами от осуществляемой обществом деятельности, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области о возложении на общество с ограниченной ответственностью ... обязанности организовать очистку находящихся в их пользовании по договору аренды лесных участков от бытовых и промышленных отходов расположенных в кварталах Номер обезличен ... лесхоза вдоль дороги ... за пределами полосы отвода автодороги, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ч.1 ст. 91 ГПК РФ в размере по 200 рублей с каждого ответчика по иску, состоящему из нескольких самостоятельных требований. На основании п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                          РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц  - удовлетворить.

            Обязать администрацию муниципального образования ... организовать утилизацию бытовых и промышленных отходов в границах муниципального района.

            Обязать открытое акционерное общество ...  произвести очистку земельного участка (кадастровый номер Номер обезличен), расположенного в кварталах Номер обезличен и Номер обезличен ... участкового лесничества (участок совхоза ...) ... лесничества вдоль автодороги ..., из расчета нормы отвода земель для автомобильных дорог (полоса отвода)  по сельхозугодьям  - 18 метров, по землям лесного фонда- 30 метров.

                        Обязать общество с ограниченной ответственностью ... произвести очистку лесного участка (кадастровый номер Номер обезличен), расположенного в кварталах Номер обезличен и Номер обезличен ... участкового лесничества ( (участок совхоза ...) ... лесничества за пределами полосы отвода земель для автомобильной дороги ..., из расчета нормы отвода земель для автомобильных дорог (полоса отвода) по землям лесного фонда- 30 метров.

            Взыскать с ОАО ... госпошлину в доход бюджета МО ... 200 рублей. Взыскать с ООО ... в пользу бюджета МО ... 200 рублей.

            Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья А.М. Рогачева

В окончательной форме решение принято судом 19 октября 2010 года.

Председательствующий судья -                                                                А.М.Рогачева.