О предоставлении жилого помещения гражданину из числа детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств субъекта РФ.



Дело № 2-509/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 ноября 2010 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Рудаковой А.Н., истца Аспедниковой М.А., представителя третьего лица - администрации МО ... по доверенности – Корякиной Э.А., представителя третьего лица- отдела опеки и попечительства администрации МО ... по доверенности Беднягиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Аспедниковой (Николаевой) М.А. к администрации МО ... о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района обратился в суд в интересах Аспедниковой М.А. к администрации муниципального образования ... о возложении обязанности предоставить Аспедниковой М.А. вне очереди жилого помещения по договору социального найма на основании п.2 ст. 57 ЖК РФ, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах МО ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Мотивировал свои требования тем, что Аспедникова М.А. ... относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Аспедниковой (Николаевой) М.А.: мать – ФИО3 умерла ...г., отец – ФИО8 на основании решения Устьянского районного суда от ...г. ... лишен родительских прав. Постановлением главы администрации МО ... ... от ...г. за Аспедниковой (Николаевой) М.А закреплено право на внеочередное получения жилья по ... поселковой администрации .... До настоящего времени жилым помещением, отвечающим установленным требованиям в границах муниципального образования ... истец не обеспечена.

Прокурор Устьянского района в ходе подготовки дела к судебному разбирательству уточнил исковые требования, просил обязать ответчика предоставить истцу Аспедниковой М.Аза счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, вне очереди жилое помещение по договору социального найма на основании п.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, в виде отдельной квартиры, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в МО ... в размере ... кв.метров на одного человека, расположенное в черте населенного пункта ..., отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Рудакова А.Н. требования и доводы прокурора, изложенные в иске, поддержала. Дополнительно пояснила, что Аспедникова М.А.(до регистрации брака Николаева) относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации МО ... ... от ...г. за Аспедниковой М.А. закреплено право на получение жилья по ... поселковой администрации ... в связи с невозможностью совместно проживания с родителем, лишенным родительских прав.

Истец Аспедникова М.А поддержала исковые требования, пояснила, что проживает и имеет регистрацию по месту жительства по адресу ...А, ..., где зарегистрировано по месту жительства в настоящее время ... человек. Условий для проживания, отвечающих санитарным и техническим нормам не имеется, отношения с бывшим родителем не складываются. По настоящее время в установленном законом порядке жилым помещением не обеспечена.

Ответчик в лице представителя - и.о. главы МО ... Харлашиной Н.Г., возражений на иск не представил, просил рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителя.

Представитель третьего лица- органа опеки и попечительства администрации МО ... Беднягина Н.В., а также представитель третьего лица- администрации МО ... Корякина Э.А., иск поддержали, пояснили, что истец Аспедникова М.А. (до регистрации брака Николаева) на основании постановления главы администрации МО ... от ...г. ..., как лицо из числе детей, оставшихся без попечения родителей, была поставлена на внеочередное получение жилого помещения по муниципальному образованию ... по заключению органа опеки и попечительства в связи с невозможностью совместного проживания с родителем, лишенным родительских прав, и отсутствием возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывшего родителя.

Третьи лица - Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, а также Министерство финансов Архангельской области о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, возражений по иску не предоставили.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц- Министерства образования, науки и культуры Архангельской области и Министерства финансов Архангельской области.

Суд, заслушав прокурора, истца, мнение третьих лиц, показания свидетелей, изучив письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, полагает иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст. 40 п. 1 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище.

На основании п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилое помещение по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ

Судом установлено, что Николаева М.А. ( в браке Аспедникова, свидетельство о заключении брака серии ..., актовая запись о заключении брака ... от ...г.) родилась ...г.. Ее родители : мать, ФИО3, умерла ...г., что подтверждается копией свидетельства о смерти, отец, ФИО8, по решению Устьянского районного суда Архангельской области от ...г. лишен родительских прав в связи с уклонением от исполнения родительских обязанностей.

Таким образом, судом установлено, что истец Аспедникова М.А. ( Николаева до заключения брака), в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 17.12.2009 N 315-ФЗ), является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения родителей, в связи с чем имеет в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с ч.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз.3 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ)

В соответствии со ст. 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 г. № 49-7-ОЗ ( в ред. от 08.12.2005 г.) «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ ( в ред. ФЗ от 03.06.2006г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Как следует из ст. 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 84-5-ОЗ (в ред. от 06.02.2008 г.) «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области», органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, областным законом «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Архангельской области ( ст. 49 указанного закона № 84-5-ОЗ).

В соответствии с ч.2 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ (в ред. от 19.04.2007 г.) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения; имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но в последствие утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях); имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения. Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области ( ч.4 ст. 6.1 вышеуказанного Закона).

Согласно диплому серии ... Аспедникова М.А. ( Николаева до заключения брака), окончила в ...г. ГОУ НПО ....

Судом установлено, что постановлением Главы администрации ... ... от ...г. ФИО7 (Аспедникова в браке), ее брат, ФИО6, ..., сестра, ФИО5, ..., были направлены в закрытое детское учреждение и за ними было закреплено жилое помещение по адресу: ..., в котором она ранее проживала с семьей.

Указанное жилое помещение- двухкомнатная квартира, расположенная в брусовом деревянном ... года постройки, неблагоустроенная, с печным отоплением, общая площадь ... кв. м., в том числе жилая ... кв.м, что подтверждается актами обследования данного жилого помещения.

Решением Устьянского районного суда от ...г. по гражданскому делу по иску Комиссии по делам несовершеннолетних администрации Устьянского района к ФИО8 о лишении его родительских прав в отношении детей: Николаевой М.А.(Аспедниковой в браке),ее сестры и брата, установлено, что занимаемое семьей Николаевых жилое помещение в ..., не пригодно для проживания.

Свидетели ФИО4, ФИО9, ФИО1, ФИО2 в судебном заседании подтвердили, что жилое помещение ... в ..., на момент утраты ФИО7 (Аспедниковой в браке) родительского попечения не соответствовало установленным санитарным и техническим нормам, предъявляемым для жилого помещения, после лишения родительских прав отец продолжал употреблять спиртные напитки, жилое помещение было приведено в еще более непригодное для проживания состояние; совместное проживание с отцом, лишенным родительских прав, было невозможно.

Судом установлено, что по состоянию на ...г. в указанной квартире зарегистрировано по месту жительства ... человек, в том числе истец Аспедникова М.А. (до брака Николаева).

Судом установлено, что по заключению органа опеки и попечительства администрации МО ... и на основании постановления главы администрации МО ... от ...г. ... за ФИО7 (Аспедникова в браке), а также ее братом и сестрой было закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с невозможностью совместного проживания с бывшим родителем, и отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывшего родителя, что подтверждается доводами представителя органа опеки и попечительства Беднягиной Н.В., материалами личного дела ФИО7 и показаниями свидетелей.

Согласно решению Совета депутатов МО ... от ...г. ... «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» учетная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в МО ... установлена в размере ... кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований в интересах истца Аспедниковой М.А., подлежащих удовлетворению в полном объеме.

На основании п.19 ч.1 ст. 33.19 НК РФ ответчик- администрация МО ..., как орган местного самоуправления, от уплаты госпошлина освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Аспедниковой М.А. - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования ... предоставить Аспедниковой М.А., ... года рождения, жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее ... кв.метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы (представления) через Устьянский районный суд.

Председательствующий А.М. Рогачева