О предоставлении жилого помещения.



Дело № 2- 529/ 2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2010 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Чесноковой Г.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Кузнецовой Е.В., истца Алышовой А.А., представителей 3 х лиц: органа опеки и попечительства – Кравчук Т.Н., администрации МО ... Корякиной Э.,, при секретаре Красновой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Алышевой А.А. к администрации МО ... о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Архангельской области,

установил:

Прокурор Устьянского района Архангельской области в интересах Алышовой А.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить Алышовой А.А. на состав семьи из двух человек жилое помещение по договору социального найма за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением детей-сирот и лиц из их числа. Требования мотивировал тем, что Алышова А.А. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители ФИО1 и ФИО2 решением Устьянского районного суда Архангельской области от ...г. были лишены родительских прав. Постановлением главы администрации МО ... ... от ...г. за Шаляпиной А.А. закреплено жилое помещение в п. .... В период нахождения Алышовой (Шаляпиной) А.А. детском доме и ГОУ НПО ... - закрепленное за Алышовой А.А. жилое помещение пришло в непригодное для проживания состояние. В 2007 году Шаляпина А.А. заключила брак с ФИО3, ...г. родила дочь ФИО4, которая в соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ зарегистрирована и проживает вместе с матерью Алышовой А.А. Заключением межведомственной комиссии ... от ...г. дом № ... по адресу ... ... признан аварийным и подлежащим сносу. ...г. Постановлением главы администрации МО ... ... Алышова А.А. была принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади в МО .... Полагает, что несвоевременное исполнение уполномоченными органами требований закона, привело к нарушению жилищных прав Алышовой (Шаляпиной) А.А. и ее несовершеннолетнего ребенка.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, приведя аналогичные доводы. Просил обязать администрацию МО ... предоставить Алышовой А.А. жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям МО ..., общей площадью не менее 30 кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта п. ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Истец Алышова А.А. иск поддержала и пояснила, что её родители были лишены родительских прав, в связи с чем, с ...г. по ...г. она находилась в ... детском доме, а затем училась в .... Закрепленное за ней жилое помещение по адресу ... признано аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации МО ... ... от ...г. она принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади в МО ..., также в 2005 году по ее заявлению администрация МО ... ставила ее на учет в связи с непригодностью для проживания данного дома, однако жилое помещение ей не предоставлено. В настоящее время она с мужем и малолетней дочерью проживает в жилом помещении для временного проживания. Просит предоставить ей и ее малолетней дочери благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. за счет средств бюджета ....

Представитель ответчика - администрации МО ... просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен.

Представитель третьего лица Органа опеки и попечительства администрации МО ...- Кравчук Т. иск поддержала в части возложения обязанности предоставления жилого помещения за счет средств областного бюджета не менее 15 кв.м., т.е. только в отношении самой Алышовой А.А.Пояснила, что сама Алышова А.А. включена в заявку на выделение денежных средств, на приобретение жилья за счет бюджета Архангельской области.

Представитель третьего лица администрации МО ... Корякина Э.А. поддерживает исковые требования в части предоставления жилого помещения за счет средств областного бюджета только в размере не менее 15 кв. м, т.е. лишь на саму Алышову А.А., полагает, что права на получение жилого помещения у ее дочери, не являющейся сиротой, за счет областного бюджета – нет.

Третье лицо Министерство образования науки и культуры Архангельской области в заявлении просят рассмотреть дело без участия представителя, с исковыми требованиями согласны частично, полагают, что администрация МО ... обязана предоставить жилое помещение по договору социального найма за счет средств бюджета Архангельской области Алышовой А.А. на семью из одного человека, так как у членов семей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма за счет бюджета Архангельской области не возникает.

Третье лицо Министерство финансов Архангельской области, будучи надлежаще извещены в судебное заседание не явились, отзыв на иск не предоставили.

Суд, заслушав стороны, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Иск в интересах Алышовой А.А. подан прокурором, исходя из положений ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из того, что лица, являющиеся детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, жилищные права которых нарушены, социально не защищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд. Алышова А.А. поддержала заявленные прокурором в ее интересах требования о защите ее жилищных прав.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 7 Областного Закона от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области.

В соответствии со ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями, указанными в статье 46 данного областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

Статьей 6.1. вышеупомянутого закона установлен порядок ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, согласно которому на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа:

1) не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения;

2) имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях);

Судом установлено, что Алышова А.А.( до замужества Шаляпина А.А.) относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией решения суда от ...г. о лишении родительских прав ее родителей ФИО1 и ФИО2 Как видно, из Постановления главы администрации МО ... ...г. за Шаляпиной А.А. закреплена жилплощадь в п..... Согласно справке от ...г. Шаляпина А.А. с ...г. по ...г. находилась на воспитании в ... детском доме ... на полном государственном обеспечении. По сообщению ... от ...г., и как следует из приказов, Шаляпина А.А. с ...г. по ...г. обучалась в училище на полном государственном обучении, имея при этом статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Как видно из учетного дела Алышовой (Шаляпиной) А.А. ...г. она обратилась с заявлением на имя главы Октябрьской поселковой администрации МО ... с просьбой предоставить ей жилье, т.к. дом находится в аварийном состоянии; из справки ... поселковой администрации МО ... ... от ...г., следует, что заявление Алышовой А.А. рассмотрено и принято решение о принятии ее на учет, как нуждающейся в получении (улучшении) жилищных условий. Постановка на учет Шаляпиной А.А. также подтверждается копией протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от ...г. о принятии на учет на получение жилья в составе семьи – 1 человек. Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 6.1. областного закона №79-5- ОЗ от 20.09.2005г. истица была принята на учет постановлением главы администрации МО ... ...г. Постановлением ....

...г. между МУП ... и Алышовой А.А. был заключен договор социального найма на помещение в п.....

Заключением межведомственной комиссии от ...г. ... многоквартирный дом № ..., в котором проживает Алышова А.А. по адресу п. ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

В связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания по договору найма жилого помещения маневренного фонда ...г. администрацией МО ... истице предоставлено временное жилье.

Таким образом, суд приходит к выводу, что за истицей, являющейся с 1999г. ребенком, оставшимся без попечения родителей, было закреплено жилое помещение в п..... Однако, еще в 2005г., т.е. до окончания Алышовой училища, где, она находилась на полном государственном обеспечении дом был признан аварийным и истица была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и жилое помещение ей должно было быть предоставлено после окончания пребывания в образовательном учреждении.

Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Часть 2 статьи 50 ЖК РФ устанавливает, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями.

Решением Совета депутатов МО ... ... от ...г. на территории МО ... установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Проанализировав федеральное законодательство и законодательство Архангельской области, регулирующее предоставление жилых помещений детям –сиротам, детям, оставшимся без попечения и лицам из их числа; суд приходит к выводу, что право на обеспечения вне очереди жилым помещением имеют только непосредственно лица из числа детей -сирот, дети, оставшиеся без попечения и лица из их числа, такое право за членами семьи указанных лиц законом не закреплено. Средства бюджета субъекта РФ направляются именно на защиту прав непосредственно лиц из числа детей -сирот.

Органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 47 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ определен расчет общего объема финансовых средств для осуществления государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. При этом объем субвенции местному бюджету муниципального образования на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа рассчитывается по разработанной формуле, исходя из ряда показателей, в т.ч. количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществления государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа определен постановлением Правительства Архангельской области от 12.01.2010г. Согласно утвержденному Порядку Министерство финансов Архангельской области доводит предельные объемы финансирования до министерства образования, науки и культуры Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденного кассового плана областного бюджета.

Перечисление бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета осуществляется министерством образования, науки и культуры Архангельской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, зачисленных на лицевой счет.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что право на предоставление именно за счет средств бюджета Архангельской области изолированного жилого помещения по договору социального найма имеет только сама Алышова А.А. Предоставление за счет бюджета субъекта жилого помещения не ниже социальной нормы и на малолетнюю дочь истицы ФИО4, ...г.р., имеющую обоих родителей, законом и иными нормативными актами не предусмотрено. Удовлетворение требований прокурора в этой части приведет к нарушению прав других детей-сирот.

В связи с изложенным судом удовлетворяются требования прокурора в части возложения обязанности предоставить за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, Алышевой А.А. жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее 15 кв.метров. В остальной части требования прокурора, как не основанные на законе, удовлетворению не подлежат

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области Алышевой А.А. к администрации МО ... о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования ... предоставить за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, Алышевой А.А. жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее 15 кв.метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта п. ....

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Устьянский районный суд, в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения

Председательствующий: Г.А. Чеснокова

Мотивированное решение изготовлено 20.12.2010г.