Дело № 2-08/2011
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
18 января 2011 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Васильевой Н.В.,
при секретаре Красновой Т.Ф.,
с участием: помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Перфильевой Ю.А., истца Сухих А.В.,
ответчика - администрации МО ... в лице представителя Корелина Н.Ф.,
третьих лиц: органа опеки и попечительства администрации МО ... в лице представителя Кравчук Т.Н., администрации МО ... в лице представителя Корякиной Э.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах Сухих А.В. к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма за счет средств бюджета Архангельской области,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в интересах Сухих А.В. с исковым заявлением к администрации МО «... о возложении обязанности предоставить Сухих А. В. по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее ... кв.метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Требования мотивированы тем, что Сухих А.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации МО ... ... от ...г. за Сухих А.В. закреплено жилое помещение в .... Жилой дом по указанному адресу уничтожен огнем. ...г. Постановлением главы администрации МО ... ... за Сухих А.В., ...г.р., закреплено право на внеочередное получение жилья в п..... ...г. по договору социального найма с МУП ЖКХ ... Сухих А.В. было предоставлено жилое помещение по адресу: ..., которое ...г. признано непригодным для проживания, право Сухих А.В. на внеочередное получение жилого помещения на территории МО ... в настоящее время закреплено постановлением главы МО ... от ...г. ... и постановлением главы МО ... от ...г. за ....
В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Перфильева Ю.А. требования и доводы прокурора, изложенные в иске, поддержала. Дополнительно пояснила, что Сухих А.В. по ...г. являлся учащимся, находился на полном государственном обеспечение. После окончания учебного заведения Сухих А.В., оставшийся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением, закрепленное за ним жилое помещение непригодно для проживания.
Истец Сухих А.В. требования и доводы прокурора поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что в занимаемом им жилом помещении печь требует капитального ремонта, температурный режим из-за технического состояния стен, полов, печи не соблюдается, жилое помещении не соответствует санитарным нормам.
Ответчик- администрация МО ... в лице представителя Корелина Н.Ф. иск признал в полном объеме, пояснив, что Сухих А.В. относится к категории лиц из числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей. После окончания учебного заведения Сухих А.В. не имеет жилого помещения пригодного для проживания.
Представитель третьего лица -органа опеки и попечительства администрации МО ... Кравчук Т.Н., представитель третьего лица- администрации МО ... Корякина Э.А., иск поддержали, пояснили, что Сухих А.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Архангельской области, так как относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ранее закрепленное за ним жилое помещение утрачено (в связи с пожаром), предоставленное в 2007 году жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилого фонда признано в 2009 году в установленном законом порядке непригодным для проживания, по окончании ПУ... Сухих А.В. жилое помещение за счет средств бюджета Архангельской области не предоставлялось.
Третье лицо - Министерство образования, науки и культуры Архангельской области иск поддержало, просит исковые требования рассмотреть без участия представителя. В отзыве указали, что на 2011 год выделена субвенция на приобретение жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, вопросы распределения указанных средств находится в ведении органов местного самоуправления.
Третье лицо - Министерство финансов Архангельской области о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, возражений по иску не предоставили.
По определению суда гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц- Министерства образования, науки и культуры Архангельской области и Министерства финансов Архангельской области на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Иск в интересах Сухих А.В. предъявлен в суд прокурором, исходя из положений ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также на основании того, что лица, относящиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилищные права которых нарушены, социально не защищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд. Сухих А.В. поддержал заявленные прокурором в его интересах требования о защите его жилищных прав.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 7 Областного Закона от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области.
В соответствии со ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.
Статьей 6.1. ... от ...г. N 79-5-ОЗ(ред. от ...г.) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" установлен порядок ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, согласно которому, на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа:
1) не имевшие закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения;
2) имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но впоследствии утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях);
Судом установлено, что Сухих А.В. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением суда от ...г. о лишении родительских прав его родителей ФИО1 и ФИО2
Постановлением главы администрации ... от ...г. за ... за Сухих А.В. в связи с направлением ... детский дом ... закреплена жилплощадь по адресу: .... На основании Постановления главы администрации МО ... от ...г. ... за Сухих А.В. закреплена жилплощадь по адресу: ..., так как ранее закрепленное жилье утрачено. Из учетного дела Сухих А.В. следует, что указанное жилое помещение уничтожено пожаром. Из материалов дела установлено, что Сухих А.В. с ...г. по ...г. находился на воспитании в ... детском доме ..., с ...г. по ...г. в специальной (коррекционной) школе-интернате ... по адресу: ..., с ...г. по ...г. обучался в ПУ№ ... ..., с ...г. по ...г. в ПУ№... ... на полном государственном обучении, имея при этом статус лица, оставшегося без попечения родителей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что за истцом, являющимся лицом, из категории лиц, оставшихся без попечения родителей, было закреплено жилое помещение в п..... В то время, как он находился на полном государственном обеспечении в 2004 году, закрепленное за ним жилое помещение было уничтожено пожаром и истец приобрел право на внеочередное предоставление жилого помещения, которое ему должно быть предоставлено после окончания пребывания в образовательном учреждении.
...г. Сухих А.В. окончил в ПУ№... ..., право на получение жилого помещения за счет областного бюджета не реализовал до настоящего времени. Сухих А.В. проживает по адресу: ... помещении муниципального жилого фонда на основании договора социального найма от ...г.. Дом ... по улице ..., в котором проживает истец, заключением межведомственной комиссии ...г. ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Статьей 47 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ определен расчет общего объема финансовых средств для осуществления государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Согласно утвержденному Порядку Министерство финансов Архангельской области доводит предельные объемы финансирования до министерства образования, науки и культуры Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденного кассового плана областного бюджета.
Перечисление бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета осуществляется министерством образования, науки и культуры Архангельской области в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, зачисленных на лицевой счет.
Из показаний сторон установлено, что жилое помещение за счет средств субвенций Сухих А.В. не предоставлялось.
Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Часть 2 статьи 50 ЖК РФ устанавливает, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями.
Решением Совета депутатов МО ... ... от ...г. на территории МО ... установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
На основании вышеизложенного суд принимает признание иска ответчиком, как не противоречащее закону и не нарушающее права и законные интересы других лиц. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ иск признан ответчиком, признание иска принято судом, суд удовлетворяет заявленные требования.
Ответчик просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до ...г. в связи с отсутствием финансирования. В отзыве Министерства образования, науки и культуры указано, что на 2011 год областным бюджетом предусмотрены субвенции на приобретение жилья детям, оставшихся без попечения родителям. Исходя из состояния жилого помещения, при котором создается угроза здоровью Сухих А.В., истец, ответчик, третьи лица не поддержали требования по отсрочке исполнения решения суда до ...г.. Суд приходит к выводу, что обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения, не усматривается, решение суда должно выполняться в обусловленные ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Сухих А.В. к администрации МО ... о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Архангельской области – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования ... предоставить Сухих А.В., ..., жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее 15 кв.метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта п. ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней со дня его принятия, путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий Н.В.Васильева