О предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета субъекта РФ.



Дело № 2-31/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Октябрьский 11 февраля 2011 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А.,

с участием: помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Перфильевой Ю.А., представителя ответчика МО ... по доверенности Пуляевой Г.В., представителя третьего лица - администрации МО ... по доверенности Корякиной Э.А., представителя третьего лица - органа опеки и попечительства администрации МО ... Кравчук Т.Н.,

при секретаре Бова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Антуфьевой А.В. к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма за счет средств бюджета Архангельской области,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах Антуфьевой А.В. к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить Антуфьевой А.В. по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта с. ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Требования мотивированы тем, что Антуфьева А.В. является лицом из числа детей-сирот. Постановлением главы администрации МО ... ... от ...г. за Антуфьевой А.В. закреплено жилое помещение в с. .... Антуфьева А.В. в период с ...г. по ...г. являлась воспитанницей ... детского дома, затем в период с ...г. по ...г. и в период с ...г. по ...г. учащейся ГОУ НПО .... Актом межведомственной комиссии от ...г. жилой дом № ... расположенный по ул. ... в ... признан аварийным. Постановлением главы администрации МО ... ... от ...г. Антуфьева А.В. принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади в МО ... по договору социального найма. До настоящего времени жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма Антуфьевой А.В. не предоставлено.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Перфильева Ю.А. требования и доводы прокурора, изложенные в иске, поддержала.

Истец Антуфьева А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении прокурора, поддерживает. Жилое помещение ей не предоставлено до настоящего времени.

Ответчик - МО ... в лице представителя Пуляевой Г.В. исковые требования прокурора о представлении Антуфьевой А.В. жилого помещения в виде отдельной квартиры по договору социального найма признала в полном объеме, полагая их законными и обоснованными. Жилье Антуфьевой А.В. в настоящее время не предоставлено. Свободный жилой фонд, пригодный для проживания, в МО ... отсутствует. Заявка на выделение денежных средств для приобретения жилья Антуфьевой А.В., имеющей статус сироты, направлена в отдел опеки и попечительства администрации МО ... в феврале 2011 г.

Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации МО ... Кравчук Т.Н., а также представитель третьего лица - администрации МО ... Корякина Э.А., иск прокурора в интересах Антуфьевой А.В. поддержали. Суду пояснили, что Антуфьева А.В., является лицом из числа детей-сирот, ее родители умерли. В связи с утратой ранее закрепленного жилого помещения вследствие признания его в установленном законом порядке в 2004 году непригодным для проживания, аварийным, Антуфьева А.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Архангельской области. Жилое помещение истице не предоставлено до настоящего времени.

Третье лицо - Министерство образования, науки и культуры Архангельской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия их представителя. Представили отзыв на иск, согласно которому указывают, что государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа наделены органы местного самоуправления. На исполнение указанных полномочий ежегодно предусматривается субвенция, размер которой и распределение по муниципальным образованиям области утверждается областным законом «Об областном бюджете» на очередной финансовый год. Областным законом от 21.12.2010 г. № 243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год утверждено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на 2011 год. Муниципальному образованию ... на 2011 год предусмотрена субвенция в размере ... тыс. рублей. Постановлением главы администрации МО ... Антуфьева А.В. поставлена на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Вопросы постановки и ведения внеочередного учета, а также вопросы распределения указанных средств конкретным лицам находятся в ведении органов местного самоуправления.

Третье лицо - Министерство финансов Архангельской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, возражений по иску не представили.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца Антуфьевой А.В., представителей третьих лиц- Министерства образования, науки и культуры Архангельской области и Министерства финансов Архангельской области на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В судебном заседании установлено, что Антуфьева А.В., ..., уроженка ..., относится к категории лиц из числа детей-сирот.

Мать истицы – ФИО1 умерла ...г., что подтверждается копией свидетельства о смерти серии ..., о чем в книге регистрации актов о смерти ...г. произведена запись ....

Отец истицы – ФИО2 лишен родительских прав в отношении дочерей, в том числе и в отношении истицы Антуфьевой А.В., по решению Устьянского районного суда Архангельской области от ...г.. Дети переданы на попечение органам опеки и попечительства. Согласно свидетельству о смерти серии ... от ...г. ФИО2 умер ...г., о чем ...г. составлена запись акта о смерти ....

В соответствии с постановлением главы администрации МО ... от ...г. ... несовершеннолетняя Антуфьева А.В. направлена в закрытое детское учреждение, за ней закреплена жилплощадь по адресу: ....

Как видно из справки от ...г. Антуфьева А.В. воспитывалась в ГОУ ... с ...г. по ...г. и находилась на полном государственном обеспечении. Отчислена в связи с поступлением на учебу в ... (приказ ... от ...г.).

Из акта межведомственной комиссии об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания от ...г., следует, что жилой дом по адресу: ..., ... год постройки, двухэтажный, является аварийным, восстановлению не подлежит.

В судебном заседании установлено, что Антуфьева А.В. выбыла из ... детского дома в ГОУ НПО ..., и в периоды с ...г. по ...г., и с ...г. по ...г. являлась учащейся ГОУ НПО ..., что подтверждается выписками из приказа ... от ...г., приказа ... от ...г., приказа ... от ...г., приказа ... от ...г., дипломом № ... от ...г., дипломом № ... от ...г.. Антуфьева А.В. обучалась в ... с ...г. по ...г. по профессии ..., с ...г. по ...г. по профессии ....

Согласно пояснениям представителя отдела опеки и попечительства, данным в судебном заседании, установлено, что жилое помещение по адресу ..., закрепленное за Антуфьевой А.В. является аварийным, восстановлению не подлежит. Иное жилое помещение за истицей не закреплялось и ей не предоставлялось.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Закона 159-ФЗ), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с ч.1 ст.8 указанного Закона № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 г. № 49-7-ОЗ ( в ред. от 08.12.2005 г.) «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Согласно областному Закона от 23.09.2004 г. № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований Архангельской области» территория села ... входит в границы муниципального образования ... (ст. 48). Согласно ст. 21 указанного Закона МО ... наделено статусом муниципального образования - сельского поселения.

Как установлено в судебном заседании, фактически истица выбыла в детское учреждение из жилого помещения, расположенного по адресу ..., жилой дом межведомственной комиссией в 2004 году признан аварийным, восстановлению не подлежит. Другое жилое помещение по окончании пребывания в образовательном учреждении за истицей не закреплялось

В соответствии с ч.2 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ (в ред. от 19.11.2010 N 223-17-ОЗ) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, но в последствие утратившие его (по причине сноса, переоборудования, признания в установленном порядке непригодным для проживания, передачи в собственность другим лицам и в других случаях).

Согласно п.3 ст. 6.1 выше указанного Закона учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему известному месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.

Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

В соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ регистрационный учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно ст. 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области», органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в ст. 45 настоящего областного закона (органы местного самоуправления городских и сельских поседений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений Ненецкого автономного округа), наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, областным законом «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма», иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Архангельской области (ст. 49 указанного закона № 84-5-ОЗ)

В соответствии с ч. 4 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ (в ред. от 19.11.2010 N 223-17-ОЗ) жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

В соответствии с постановлением главы администрации МО ... от ...г. ... Антуфьева А.В., ..., принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади в МО ..., в связи с тем, что относится к категории лиц из числа детей-сирот. Жилое помещение по адресу ..., право пользования которым было закреплено за Антуфьевой А.В., постановлением главы администрации ... ... от ...г., признано непригодным для проживания согласно заключению межведомственной комиссии от ...г..

Согласно решению Совета депутатов МО ... от ...г. ... «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» учетная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в МО ... установлена в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно ст. 48 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 84-5-ОЗ - органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области, муниципальных районов Ненецкого автономного округа наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05.04.2006 года. Департамент финансов администрации Архангельской области осуществляет финансирование департамента образования и науки администрации Архангельской области в пределах сводной бюджетной росписи областного бюджета и утвержденных лимитов бюджетных обязательств согласно сводной заявке, представленной департаментом образования и науки администрации области. Перечисление бюджетам муниципальных образований (городских округов) субвенций из областного бюджета осуществляется департаментом образования и науки администрации области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и распределения по муниципальным образованиям.

Структура исполнительных органов государственной власти Архангельской области утверждена Указом Губернатора Архангельской области от 19.10.2009 года № 32-у, департамент финансов администрации Архангельской области и департамент образования и науки администрации Архангельской области преобразованы в министерство финансов Архангельской области и министерство образования, науки и культуры Архангельской области.

Анализируя исследованные по делу доказательства, и принимая во внимание, что со стороны органов местного самоуправления не было предпринято должных мер по обеспечению истицы Антуфьевой А.В., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот, жилым помещением, в период после окончания последней учебного заведения и до ее 23-х летия, что привело к нарушению жилищных прав истицы, суд считает, что обязанность по обеспечению Антуфьевой А.В. жилым помещением, должна быть возложена на МО ..., как на орган, ведающий учетом и распределением жилых помещений на территории муниципального образования .... При этом жилое помещение Антуфьевой А.В. в соответствии с действующим законодательством, должно быть предоставлено за счет денежных средств, выделяемых областным бюджетом на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа. В связи с этим требования прокурора о предоставлении Антуфьевой А.В. жилого помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению. Также суд принимает признание иска ответчиком, как не противоречащее закону, не нарушающее права и законные интересы других лиц, в соответствии со ст. 39,173 ГПК РФ.

Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Антуфьевой А.В. к администрации МО ... о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Архангельской области – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования ... предоставить Антуфьевой А.В., ..., жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте населенного пункта с. ... области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней со дня его принятия, путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Судья И.А. Заостровцева