Дело № 2-47/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2011 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Васильевой Н.В.,
с участием заявителя- помощника прокурора Устьянского района Кузнецовой Е.В.,
заинтересованных лиц- администрации МО ... в лице главы Друганова С.И., финансового управления администрации МО ... в лице представителя Асамбаевой С.В.,
при секретаре Басалаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО ... в лице главы Друганова С.И. по неорганизации уличного освещения на территории МО ..., возложении обязанности организовать уличное освещение на территории МО ... в темное время суток,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО ... в лице главы Друганова С.И. по неорганизации уличного освещения в темное время суток, возложении обязанности организовать уличное освещение на территории МО ... в темное время суток.
Основанием заявления является обращение в прокуратуру Устьянского района жителей п.... по поводу отсутствия уличного освещения в темное время суток с ...г., в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что из-за отсутствия денежных средств в бюджете МО ... уличное освещение включается в 17 часов 30 минут и отключается в 23 часа, в ночное время освещение выключено. Администрации МО ... в лице главы не организовала освещение в темное время суток в границах поселения, чем нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, а также защищенность жизни, здоровья и имущества граждан. Отсутствие уличного освещения способствует возникновению криминогенной ситуации на территории МО ....
В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Кузнецова Е.В. заявленные требования поддержала по указанным основаниям.
Представитель заинтересованного лица глава администрации МО ... Друганов С.И. заявленные требования признал частично. Суду пояснил, что администрацией МО ... организовано энергоснабжение и уличное освещение: заключен договор, утверждены лимиты потребления, вносится оплата за поставленную электроэнергию. Отключение уличного освещения в темное время суток вызвано отсутствием денежных средств в бюджете МО .... Время включения-отключения освещения определено путем установки времени на таймере штатным электриком администрации МО ... по устному распоряжению главы администрации МО .... В с...., деревнях ... и ... отключение уличного освещения происходит в 24 часа, в остальных населенных пунктах МО ... в 23 часа.
Представитель заинтересованного лица - финансового управления администрации МО ... Асамбаева С.В. требования прокурора Устьянского района поддержала. Суду пояснила, что МО ... имеет собственный сбалансированный бюджет, организация уличного освещения относится к компетенции администрации МО ..., финансирование расходных обязательств по уличному освещению осуществляет администрация из бюджета МО .... Бюджет МО ... сбалансирован, администрация МО ... имеет необходимые средства по своим расходным обязательствам.
Суд, заслушав объяснения заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что в прокуратуру Устьянского района Архангельской области от жителей пос.... МО ... поступило заявление по поводу отсутствия уличного освещения в темное время суток с ...г..
В связи с поступившим заявлением от жителей МО «..., прокуратурой Устьянского района сделан запрос в администрацию МО ... о предоставлении информации по уличному освещению.
Из предоставленной главой администрации МО ... информации следует, что управление приборами включения-отключения уличного освещения производится автоматическими приборами таймера времени, освещение включается в 17 часов 30 минут, выключается в 23 часа, в ночное время освещение выключено.
В судебном заседании глава администрации МО ... Друганов С.И. подтвердил, что в поселениях МО ... уличное освещение отключается в 23 часа по причине отсутствия денежных средств в бюджете МО ..., установленный режим включения уличного освещения является щадящим для соответствующей статьи расходов бюджета МО ....
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Под вопросами местного значения вышеуказанный Закон понимает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 4, п.21 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; а также организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
Таким образом, организация уличного освещения является вопросом местного значения, исполнение которого возложено на органы местного самоуправления.
Пунктами 4,21 ст. 8 Устава МО ... закреплено, что организация освещения улиц в границах муниципального образования ... относится к вопросам местного значения муниципального образования ....
В соответствии со ст.ст. 6, 15 Бюджетного кодекса РФ, в целях решения вопросов местного значения муниципальных образований (в том числе по освещению улиц) используются доходы местных бюджетов, формируемые за счет налоговых поступлений от федеральных, региональных и местных налогов, а также финансовой помощи, предоставляемой субъектами РФ, на основании определения необходимых расходов (расходных обязательств) для решения указанных вопросов.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют "смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".
Положения, зафиксированные в ст. 2,ст.18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Местное самоуправление посредством реализации социально-экономических полномочий должно создавать условия (гарантии) осуществления прав и свобод граждан.
На основании представленного суду договора энергоснабжения ... от ...г., действующего в настоящее время, ОАО ... продает и передает электроэнергию в точки поставки абонента согласно приложению ... к договору, администрация МО ... принимает поставленную электроэнергию в точки поставки, оплачивает количество потребленной электроэнергии. Техническое обслуживание световых электроустановок уличного освещения принимает на себя ОАО ... В приложении ... к договору энергоснабжения ... от ...г. указано наименование объектов уличного освещения МО ..., присоединенных к сетям ОАО ....
Глава администрации МО ... Друганов С.И. подтвердил, что в ночное время на указанных объектах уличного освещения нет, включение -отключение уличного освещения производятся приборами таймера времени, время устанавливается электриком, находящимся в штате администрации МО ..., по устному указанию главы администрации.
Освещенность улиц должна соответствовать Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6) и СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
Как следует из п. 2.12.19 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей включение и отключение установок наружного (уличного) и рекламного освещения, как правило, должно осуществляться автоматически в соответствии с графиком, составленным с учетом времени года, особенностей местных условий и утвержденным местными органами власти.
Как следует из п. 5.6 Правил благоустройства и озеленения на территории МО ..., утвержденных решением Совета депутатов МО ... ...г., администрация МО ... организует на территории населенных пунктов поселения освещение внутрипоселенческих дорог и мостов, места подъезда к муниципальным противопожарным водоемам из расчета не менее 0,9 кВт/ч на 1 км электролиний уличного освещения.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. (п.4.6.1). Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 ч/час и транспортных средств в обоих направлениях – менее 50 ед/ч (п.4.6.4 ГОСТ Р 50597-93).
Судом установлено, что режим включения - отключения уличного освещения установлен с 17 часов 30 минут до 23 часов в границах МО ..., после 23 часов независимо от интенсивности движения и снижения естественной освещенности отключается все наружное освещение.
Суд не принимает доводы представителя администрации МО ... о том, что отключение уличного освещения на территории МО ... в ночное время с 23 часа произведено в связи с недостатком денежных средств.
Федеральным законом (ст. 14 ФЗ №131), а также Уставом МО ... прямо возложена обязанность по организации уличного освещения на территории МО ... на орган местного самоуправления - администрацию МО ..., которая состоит не только в заключении соответствующих договоров, определении времени включения и отключения освещения в зависимости от времени года, но и в соответствующем финансировании необходимых мероприятий.
Согласно ст.9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. Уставом МО ... предусмотрено, что к вопросам местного значения МО ... относится формирование, утверждение, исполнение бюджета.
Таким образом, отключение уличного освещения по причине отсутствия финансирования не основано на законе. Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
Невыполнение данных полномочий администрацией МО ... нарушает права граждан на безопасность жизни, здоровья и имущества, а также безопасность организаций и граждан в области дорожного движения.
Поскольку согласно ст. 36 ФЗ № 131 именно глава муниципального образования, являясь высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, и согласно ст. 22 Устава МО ... глава муниципального образования организует работу администрации МО ..., то обязанность по организации возобновления уличного освещения суд считает необходимым возложить на администрацию МО ... в лице его главы. Главой МО ... по результатам выборов ...г. является Друганов С.И. (постановление Устьянской территориальной избирательной комиссии от ...г. ...).
В силу п.19 ст.333. 36 НК РФ администрация МО ..., как орган местного самоуправления выступающий в качестве ответчика, освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО ... в лице главы Друганова С.И., выразившееся в неорганизации уличного освещения на территории МО ... в темное время суток.
Обязать администрацию муниципального образования ... в лице главы Друганова С.И. организовать уличного освещения на территории МО ... в темное время суток.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней с момента его вынесения, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.
.
Председательствующий Н.В.Васильева.