О признании решения администрации МО об исключении с учета нуждающихся в жилом помещении незаконным.



Дело 2-79/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2011 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

при секретаре Басалаевой Ю.А.,

с участием истца - Чалабиевой А.Р. кызы, представителя истца- адвоката Пуляевой И.Ю. удостоверение № 285 и ордер № 0003708,, ответчика администрации МО ... в лице представителя Лютова М.Д.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чалабиевой А.Р. кызы о признании решения администрации МО ... о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении незаконным, возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Истец Чалабиева А.Р. кызы обратилась в суд к ответчику администрации МО ... о признании решения (постановления) администрации МО ... от ...г. ... об исключении с учета нуждающихся в жилом помещении незаконным, восстановлении её на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании Чалабиева А.Р. кызы поддержала свое заявление и пояснила, что ее семья (она и четверо несовершеннолетних детей) поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением администрации МО ... ... от ...г. она снята с учета на основании п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в связи с выявлением факта совершения неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет. Считает, что не утратила право на получение жилого помещения, так как занимает квартиру по адресу: ..., которая признана непригодной для проживания. На заседание комиссии ее не приглашали, дополнительных документов не запросили.

Ответчик – администрация МО ... исковые требования не признала. Представитель администрации ... Лютов М.Д. суду пояснил, что семья Чалабиевой А.Р. кызы в составе 5 человек незаконно поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку при приеме заявления ...г. должностное лицо администрации МО ... не проверила документы о доходах Чалабиевой А.Р. кызы и об имуществе на праве собственности, а именно о получаемом пособии на детей за 12 месяцев, об алиментах, о стоимости недвижимого имущества. Ненадлежащее выполнение должностным лицом своих полномочий при принятии заявления привело к принятию на учет Чалабиевой А.Р. кызы в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Заслушав истца Чалабиеву А.Р. кызы, представителя адвоката Пуляеву И.Ю., ответчика администрацию МО ... в лице представителя Лютова М.Д., свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3, ч.4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Главе администрации МО ... ...г. поступило заявление от Чалабиевой А.Р.кызы о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. К заявлению приложены документы о составе семьи, доходах семьи, стоимости имущества на праве собственности.

Решением Устьянского районного суда от ...г. по заявлению Чалабиевой А.Р. кызы признано незаконным бездействие администрации МО ..., выразившееся в непринятии решения по заявлению Чалабиевой А.Р. кызы от ...г. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на администрацию МО ... возложена обязанность принять решение по заявлению Чалабиевой А.Р. кызы от ...г. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с составом семьи: ФИО1, ФИО2,ФИО6, ФИО3 в соответствии с жилищным законодательством.

По постановлению главы администрации МО ... от ...г. ... Чалабиева А.Р. кызы в составе семьи из 5 человек, зарегистрированная по адресу: ..., принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в результате неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ст.56 ЖК РФ. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений

В соответствии с протоколом общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ... от ...г. ... при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Чалабиевой А.Р. кызы не предоставлены документы о её доходах и имуществе; орган, осуществляющий постановку на учет, проявил бездействие при решении вопроса о проверке сведений; ответственные лица не сделали необходимые запросы, проявили халатность, комиссией принято решение исключить Чалабиеву А.Р. с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением администрации МО ... от ...г. ... утверждено решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ... от ...г., протокол ..., Чалабиева А.Р. кызы исключена с учета нуждающихся в жилом помещении.

Часть 3 статьи 40 Конституции РФ устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда найма предоставляются в определенном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно пункту 3 статьи 13 ЖК РФ установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений. Согласно пунктам 2, 3 и 5 статьи 14 ЖК РФ установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Закон Архангельской области от 20.09.2005 N 79-5-ОЗ (ред. от 19.11.2010) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" определяет перечень документов, который должен предоставить гражданин при постановке на учет.

В заявлении от ...г. Чалабиевой А.Р. кызы указан перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Из учетного дела о постановке на учет Чалабиевой А.Р. кызы в качестве нуждающейся в жилом помещении следует, что Чалабиева А.Р. кызы в период брака со своим супругом приобрела жилой дом и земельный участок по адресу:..., квартиру, расположенную по адресу: ..., Чалабиева А.Р. кызы получает пособие на детей. Указанные сведения находятся в учетном деле.

Из показаний свидетеля ФИО4 следует, что Чалабиева А.Р. кызы проживает в с семьей в доме ....

Свидетель ФИО5 суду пояснила, что Чалабиева А.Р. кызы в квартиру пос.... не вселялась, в данной квартире проживают временные жильцы.

Из указанного следует, что должностные лица имели возможность запросить необходимые сведения о стоимости имущества и доходах истца. Бездействие должностных лиц не может ущемлять права истца.

Согласно ч.1 ст. 5 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 79-5-ОЗ (ред. от 19.11.2010)"О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" уполномоченный орган местного самоуправления ежегодно проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из показаний ответчика в судебном заседании установлено, что ежегодная перерегистрация не проводилась. Из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам следует, что ...г. администрации МО ... стало известно о нарушениях, выявленных в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних. Чалабиева А.Р. кызы с несовершеннолетними детьми снялась с регистрационного учета по адресу: ..., и зарегистрировалась в квартире по адресу: .... Учетное дело о постановке на учет Чалабиевой А.Р. кызы было пересмотрено на общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «....

Законом Архангельской области от 20.09.2005 N 79-5-ОЗ (ред. от 19.11.2010) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" предусмотрено: в случае, если в составе сведений о гражданине или членах его семьи произошли изменения, гражданин обязан представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в жилых помещениях с учетом новых представленных документов.

Согласно п.3.10 Положения об общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ... на заседание комиссии могут быть приглашены граждане, чьи материалы вынесены на рассмотрение комиссии. Суд принимает доводы истца, что на заседание комиссии Чалабиева А.Р. кызы была не приглашена, поэтому не имела возможности предоставить документы о стоимости имущества и о получаемых доходах. Также суд учитывает, что по решению Устьянского районного суда от ...г. суд признал незаконным бездействие администрации МО ... по заявлению Чалабиевой А.Р. кызы. В учетном деле о постановке на учет Чалабиевой А.Р. кызы предоставлены сведения о недвижимости, получаемых доходах. Общественная комиссия по жилищным вопросам установила, что по заявлению Чалабиевой А.Р. кызы орган, осуществляющий прием на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении проявил небрежность при приеме и проверке документов, проявил бездействие при решении вопроса о проверке сведений, представленных к заявлению. В то же время, общественная комиссия приняла решение об исключении Чалабиевой А.Р. кызы с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении без проверки сведений о ежемесячных пособиях на детей, получаемых доходах, алиментах, о стоимости недвижимого имущества. При рассмотрении вопроса о снятии с учета Чалабиевой А.Р. кызы администрация МО ... имела право самостоятельно проверить предоставленные сведения, предложить Чалабиевой А.Р. кызы предоставить необходимые документы, что не было сделано. Постановление об исключении Чалабиевой А.Р. кызы с учета нуждающихся в жилом помещении принято без проверки сведений о доходах.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что постановление администрации МО ... от ...г. ... об исключение Чалабиевой А.Р. кызы с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении противоречит ч.1 ст. 5 закона Архангельской области от 20.09.2005 N 79-5-ОЗ (ред. от 19.11.2010)"О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма", ст.13, ст. 56 ЖК РФ, поэтому признает его незаконным.

На момент рассмотрения гражданского дела постановление администрации МО ... ... от ...г. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Чалабиевой А.Р.кызы не отменено, ...г. принято решение ... о признании за Чалабиевой А.Р. кызы право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом признано незаконным постановление администрации МО ... от ...г. ... об исключении Чалабиевой с учета нуждающихся в жилом помещении. В то же время в отношении Чалабиевой А.Р. кызы имеется постановление администрации МО ... от ...г. о принятии на учет Чалабиевой А.Р. кызы в качестве нуждающейся в жилом помещении, постановление администрации МО ... от ...г. ... о признании за Чалабиевой А.Р. кызы права на внеочередное предоставление жилого помещения, которые не отменялись, не признаны утратившими силу. С учетом изложенного права Чалабиевой А.Р. кызы и её детей не нарушены. Суд отказывает в удовлетворении заявления об обязании ответчика устранить допущенное нарушение прав Чалабиевой А.Р. кызы и ее несовершеннолетних детей путем восстановления Чалабиевой А.Р. кызы с составом семьи из 5 человек на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Руководствуясь ст. 194- 198, ст.253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чалобиевой А.Р. кызы удовлетворить частично.

Признать постановление администрации МО ... от ...г. ... об исключении Чалобиевой А.Р. кызы с учета нуждающихся в жилом помещении незаконным.

Отказать Чалобиевой А.Р. кызы в удовлетворении исковых требований по устранению допущенного нарушения прав Чалобиевой А.Р. кызы и ее несовершеннолетних детей путем восстановления на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи: ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО3.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья Н.В. Васильева.