О признании постановления администрации МО незаконным и обязании ответчика устранить нарушение прав истца.



Дело № 2-123/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Октябрьский 28 апреля 2011 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А.,

с участием истца Третьяковой З.И., представителя истца адвоката Пуляевой И.Ю., представителя ответчика администрации МО ... Корелина Н.Ф.,

при секретаре Бова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску Третьяковой З.И. к администрации МО ... о признании незаконным постановления администрации МО ... ... от ...г. и возложении обязанности на администрацию МО ... устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

Третьякова З.И. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации МО ... ... от ...г. и возложении обязанности на администрацию МО ... устранить допущенное нарушение.

В судебном заседании Третьякова З.И. уточнила исковые требования, просит суд признать постановление администрации МО ... ... от ...г. незаконным и обязать ответчика устранить допущенное нарушение ее прав путем возложения на главу администрации обязанности отменить постановление ... от ...г.. Суду пояснила, что в 1980 году ее семье, по договору социального найма, была предоставлена квартира общей площадью ... по адресу: .... В 1994 году из мест лишения свободы освободился ее брат ФИО4, которого они зарегистрировали в указанной квартире, т.к. своего жилья у него не было, а для трудоустройства нужна была прописка. Фактически брат в ее квартире не проживал, то есть он утратил право пользования жилым помещением. В 2008 году квартира была уничтожена в результате пожара. В связи с этим ей, на состав семьи из 4-х человек, было предоставлено временное жилье в доме в п. ..., затем и этот дом был снесен. Ею в администрацию МО ..., было подано заявление о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по социальному найму в составе семьи из 4 человек: ее и 3-х сыновей, так как ее муж умер в 2003 году. Ее брат ФИО4 с ними не проживал, они даже не общались, в связи с этим в заявлении, она его, как члена семьи, не указала. Постановлениями администрации МО ... ее семья была признана малоимущей, и за ними было признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Затем, ...г. ей на состав семьи из 4 человек была предоставлена квартира по адресу: ..., заключен договор социального найма. В п. 3 договора указано, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи – трое сыновей. В апреле 2011 года она получила письмо администрации МО ... с предложением заключения дополнительного соглашения о внесении изменений в договор социального найма. В администрации она узнала, что ...г. администрацией было вынесено постановление ... о внесении в постановление ... от ...г. изменений о том, что квартира ..., предоставлена ей на состав семьи не из 4 человек, а на состав из 5 человек. Заключать дополнительное соглашение она отказалась. Постановление ... от ...г. считает незаконным, поскольку жилое помещение в пос. ... было предоставлено ей на состав семьи из 4 человек. ФИО4 не является членом ее семьи, фактически в квартире по ул. ... не проживал, в очереди на предоставление жилья не состоял. Считает, что данным постановлением нарушены ее жилищные права.

Представитель истца адвокат Пуляева И.Ю. требования Третьяковой З.И. поддержала, привела аналогичные доводы. Дополнительно пояснила, что истица Третьякова З.И. поставлена на учет не в связи с переселением, а как малоимущая и в связи с отсутствием жилья. Сведений о том, что в ее квартире по ул. ..., был зарегистрирован ее брат ФИО4, истица в администрацию МО ... предоставить не могла, в связи с тем, что с братом не общается. ФИО4 живет по другому адресу. В квартире Третьяковой З.И. по ул. ... практически не проживал. Снялся или нет, ФИО4 с регистрационного учета по ул. ..., истица не знала. Обращает внимание, что ...г. администрация МО ... заключила с Третьяковой З.И. договор социального найма на основании постановления ... от ...г.. Согласно пункту 9 данного договора, он может быть изменен или расторгнут только по соглашению сторон, но администрация МО ..., внеся изменения в постановление ... от ...г., постановлением ... от ...г., в одностороннем порядке внесла изменения в данный договор социального найма. В связи с чем нарушила права истицы, поскольку на основании данного постановления ФИО4 был зарегистрирован в квартире Третьяковой З.И., даже без ее уведомления об этом.

Представитель администрации МО ... Корелин Н.Ф. заявленные требования не признал. Суду пояснил, что в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ, глава муниципального образования вправе по вопросам местного значения издавать различные постановления. Соответственно, если в постановлении допущена техническая ошибка, то глава муниципального образования вправе изменить изданный нормативно-правовой акт. Вынесение администрацией МО ... постановления ... от ...г. «О внесении изменения в постановление от ...г. ...» обусловлено необходимостью исправления технической ошибки, которая была допущена из-за неверно предоставленных управляющей компанией сведений о количестве лиц зарегистрированных в квартире .... Истица Третьякова З.И. была переселена из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: ... в рамках реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья. В связи с этим, они не учитывали состав семьи истицы, поскольку их задачей было переселить всех зарегистрированных в данной квартире лиц. Данное постановление ... от ...г. является основанием для заключения договора социального найма и завершает процедуру переселения.

Заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, свидетелей, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации МО ... от ...г. ... семья Третьяковой З.И. в составе сына ФИО1, сына ФИО2, ФИО3, признаны малоимущими гражданами в целях принятия на учет, в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно постановлению главы МО ... от ...г. ... Третьякова З.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, составом семьи из 4 человек, и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного дома ... непригодным для проживания, поскольку дом сгорел, восстановлению не подлежит.

В судебном заседании установлено, что жилой дом ..., в котором проживали Третьякова З.И. и трое ее сыновей: ФИО1, ФИО1, ФИО3, а также был зарегистрирован брат истицы ФИО4, исключен из реестра МО ... на основании распоряжения главы МО ... от ...г. ..., в связи с пожаром, произошедшим ...г..

Как следует из заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания ... от ...г. - жилой дом ..., ... года постройки, общей площадью ... кв. метров, двухквартирный, сгорел, восстановлению не подлежит.

Согласно распоряжению главы МО ... ... от ...г. семья Третьяковой З.И., зарегистрированная по месту жительства в кв. ..., в связи с пожаром, размещена в жилом помещении по адресу: пос. ... на период: до сноса указанного дома и освобождения земельного участка под новое строительство или до предоставления семье Третьяковой З.И. жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из материалов учетного дела, истица Третьякова З.И. в апреле 2010 года обратилась в администрацию МО ... с заявлениями о признании ее семьи малоимущей для принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма, и о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. К заявлениям приложила документы о составе и доходах своей семьи.

Согласно поквартирной карточке, выданной ООО ... ...г., в ... были зарегистрированы наниматель Третьякова З.И., и члены ее семьи – 3 сына: ФИО1, ФИО2, ФИО3. В данной поквартирной карточке не был указан брат нанимателя ФИО4, который был зарегистрирован в указанной квартире с ...г., о чем свидетельствует карточка регистрации ФИО4 и данные в его паспорте.

Свидетель ФИО5 суду пояснила, что поквартирная карточка, выданная Третьяковой З.И., в которой указано, что в квартире ... зарегистрированы истица и трое ее сыновей, была выдана Третьяковой З.И. на основании лицевого счета по данной квартире. В указанном лицевом счете сведений о регистрации в этой квартире брата истицы ФИО4 не имелось, в связи с этим сведения о регистрации в квартире ..., не указаны в поквартирной карточке. Уже в 2011 году к ней за поквартирной карточкой обратился ФИО4, предоставив паспорт, согласно которому он был зарегистрирован в квартире ....

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 01 марта 2005 года, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Статьей 87 ЖК РФ предусмотрено, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Так, статьей 89 ЖК РФ определено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

На основании постановления главы МО ... от ...г. ..., истица переселена из аварийного жилищного фонда, в жилое помещение общей площадью ... кв. метров, в виде трехкомнатной благоустроенной квартиры, расположенной по адресу: .... Данное постановление сторонами не оспаривается.

Из договора социального найма жилого помещения ... от ...г., заключенного между администрацией МО ... и нанимателем Третьяковой З.И., следует, что истице в бессрочное владение и пользование предоставлено изолированное жилое помещение, состоящее из трехкомнатной квартиры общей площадью ... кв. метров, расположенное по адресу: .... Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи истицы: сыновья ФИО1, ФИО1, ФИО3

В соответствии с п. 9 договора социального найма жилого помещения ... настоящий договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон в установленном законодательством Российской Федерации порядке в любое время. Других оснований для изменения данного договора социального найма в договоре не предусмотрено.

Из материалов учетного дела следует, что Третьякова З.И. исключена с учета нуждающихся в жилом помещении, в связи с предоставлением ее семье жилого помещения по договору социального найма, на основании постановления администрации МО ... от ...г. ....

Постановлением ... от ...г., глава МО ..., после рассмотрения заявления ФИО4, зарегистрированного по месту жительства по адресу: ..., внес изменения в постановление ... от ...г. «О предоставлении Третьяковой З.И. жилого помещения по договору социального найма, в связи с выселением» следующего характера: в пункте 2 слова: «на состав семьи из 4 человек» заменены на слова «на состав семьи из 5 человек».

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Третьякова З.И. полагает, что данное постановление главы администрации МО ... от ...г. ... нарушает ее права на беспрепятственное пользование, владение и распоряжение жилищем, ее доводы суд находит обоснованными.

Как видно из письма от ...г. ... глава администрации МО ..., сообщил ФИО4 о включении его в состав семьи на переселение в жилое помещение по адресу: ..., а также о том, что ФИО4 имеет полное право на регистрацию по месту жительства и проживания в выше указанной квартире.

Часть 3 статьи 40 Конституции РФ устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда найма предоставляются в определенном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно пункту 3 статьи 13 ЖК РФ установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений. Согласно пунктам 2, 3 и 5 статьи 14 ЖК РФ установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Закон Архангельской области от 20.09.2005 N 79-5-ОЗ (ред. от 19.11.2010) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" определяет перечень документов, который должен предоставить гражданин при постановке на учет.

В заявлении ФИО4 от ...г. не указан перечень документов, прилагаемых к заявлению. В материалах учетного дела о постановке на учет Третьяковой З.И. сведения об имущественном положении ФИО4, также отсутствуют.

Регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является административным актом, который лишь удостоверяет факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места жительства или места пребывания.

Регистрационный учет не носит разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место жительства и место пребывания. Регистрация является лишь способом учета граждан, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Судом установлено, что ФИО4 длительное время, а именно с 1994 года не проживал в квартире истицы Третьяковой З.И., расположенной по адресу: ..., был только там зарегистрирован. Все это время жил по другим адресам, обязанности по содержанию жилого помещения не исполнял. Членом семьи истицы не является, судом в качестве такового не признавался.

Будучи допрошен в качестве свидетеля, ФИО4 пояснил, что с 1994 года он был зарегистрирован по месту жительства в квартире своей сестры Третьяковой З.И., расположенной по адресу: ..., однако в квартире сестры не проживал, за квартиру не платил. Впоследствии в 2008 году данный дом ... сгорел. Семье сестры предоставили временное жилье, расположенное в п. ..., однако этот дом впоследствии снесли, и его сестра снимала квартиру. Позже он узнал, что его сестре предоставили жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: .... В связи с этим он обратился на прием к главе администрации МО ... с вопросом о предоставлении жилья. После этого было принято решение о его регистрации в квартире сестры в п. .... По данному адресу он был зарегистрирован ...г..

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы закреплена частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, декларируется в пункте 8 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

После внесения изменений, в тексте оспариваемого постановления указано, что главному специалисту-юристу поручено заключить с Третьяковой З.И. на состав семьи из 5 человек договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., с ...г.. В суде представитель - администрации МО ... пояснил, что в настоящее время дополнительное соглашение к договору социального найма с истицей не заключено, в связи с отказом Третьяковой З.И. его заключать. При этом ФИО4 зарегистрирован в квартире истицы, расположенной по адресу: ... ...г. на основании оспариваемого постановления. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО5

Таким образом, в судебном заседании установлено, что дополнительного соглашения о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения ... от ...г. между администрацией МО ..., действующей от имени собственника жилого помещения – МО ..., и нанимателем Третьяковой З.И., не заключалось. В одностороннем порядке одна из сторон договора социального найма не может вносить изменения в указанный договор, только по согласованию (соглашению) сторон. Несмотря на это, ФИО4, на основании оспариваемого постановления зарегистрирован в предоставленной Третьяковой З.И. по договору социального найма квартире, расположенной по адресу: ....

Согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Таким образом, законодательством не допускается изменения в административном порядке, возникших гражданских и жилищных правоотношений, поскольку в данном случае с истицей был заключен договор социального найма, изменения в который могут быть внесены только по соглашению сторон. В связи с этим, суд полагает, что данные правоотношения могут быть оспорены только в судебном порядке. В нарушение данного порядка администрация МО ... внесла изменения в постановление от ...г. ..., что не соответствует закону. Поэтому, суд отвергает доводы ответчика, о том, что вынесение оспариваемого постановления, обусловлено необходимостью исправления технической ошибки, поскольку это не техническая ошибка, так как данным постановление ... от ...г. внесены изменения в сложившиеся жилищные правоотношения.

Суд считает, что оспариваемое постановление администрации МО ... от ...г. ... «О внесении изменения в постановление от ...г. ...», нарушает права Третьяковой З.И. по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, а также создает препятствия к осуществлению заявительницей ее прав и признает указанное постановление незаконным.

Согласно части 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод.

На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что заявление Третьяковой З.И. обоснованно и подлежит удовлетворению, в связи с чем, полагает необходимым обязать администрацию МО ... устранить допущенное нарушение прав истицы, путем отмены постановления администрации муниципального образования ... от ...г. ... «О внесении изменения в постановление от ...г. ...».

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Третьяковой З.И. - удовлетворить.

Признать постановление администрации муниципального образования ... от ...г. ... «О внесении изменения в постановление от ...г. ...» незаконным, обязать администрацию муниципального образования ... устранить допущенное нарушение прав Третьяковой З.И., путем отмены постановления администрации муниципального образования ... от ...г. ... «О внесении изменения в постановление от ...г. ...».

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Судья И.А. Заостровцева

Мотивированное решение изготовлено 3 мая 2011 года.