Дело № 2-119/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 06 мая 2011 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием заместителя прокурора Устьянского района Архангельской области Ручьевой Е.В., представителя ответчика - администрации МО ... Чесноковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, УСТАНОВИЛ : Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ... о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – плотины, расположенной примерно в 150 метрах по направлению на северо-восток от населенного пункта деревни ... на р. ... МО .... В обоснование требований пояснил, что находящееся в границах МО ... гидротехническое сооружение- плотина на р. ... является бесхозяйным недвижимым имуществом. Отсутствие собственника влечет неисполнение предусмотренных ФЗ от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС. По результатам проведенного в ноябре 2010 года обследования Северным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разрушение конструкции составляет 80%. Согласно ст. 225 ГК РФ имущество в качестве бесхозяйного принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находиться. Согласно предписанию Ростехнадзора от ...г. ... МО ... был установлен срок для устранения нарушения : осуществить постановку на учет бесхозяйное недвижимое имущество (плотина на р. ...) в территориальном органе Федеральной регистрационной службы в срок до ...г. До настоящего времени органами местного самоуправления мер по принятию плотины на р.... в муниципальную собственность и обеспечению безопасности указанного сооружения не принято. В судебном заседании помощник прокурора Рогожникова Я.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, приведя доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.. Представитель ответчика – администрации МО ... Чеснокова Л.Н. с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что администрация МО ... не отказывается от постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества – плотины на реке ..., и принимает для этого меры. Для решения вопроса о постановке на учет ГТС необходимо получение заключения Роспотребнадзора, от которого зависит решение о восстановлении либо ликвидации плотины. Согласно предписания Ростехнадзора ... от ...г. установлен срок устранения нарушения до ...г.. Угрозы обрушения жилых строений нет, так как ближайшие дома в д. ... расположены не на берегу реки ..., в 150 метрах от нее и намного выше от уровня реки. Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Судом установлено, что на территории МО ... примерно в 150 метрах по направлению на северо-восток от населенного пункта деревни ... на р. ... расположено сооружение плотины с инвентарным номером ..., что объективно подтверждается представленными в дело документами, в том числе техническим и кадастровым паспортами от ...г.. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются. Согласно ст. 3 абз. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" плотины являются гидротехническими сооружениями. Судом установлено, что в настоящее время указанное гидротехническое сооружение- плотина ни кем не эксплуатируется, не зарегистрирована в установленном законом порядке, является бесхозяйной. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе: информацией заместителя главы МО ... от ...г. ... о том, что строительство плотины осуществлялось в 1947 году колхозом ..., с 1965 года плотина находилась в эксплуатации совхоза ..., в настоящее время никем не эксплуатируется; справкой ... филиала «БТИ» от ...г. ... и уведомлением Управления Росреестра по Архангельской области и НАО от ...г. ... об отсутствии сведений о регистрации права собственности на сооружение-плотину; сведениями архивного отдела администрации МО ... от ...г. ...; комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ... ... от ...г., агентства по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области ... от ...г., актом проверки от ...г. ..., согласно которому установлено, что плотина на реке ... в установленном законом порядке не зарегистрирована, а также не осуществлена постановка плотины на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в территориальном органе Федеральной регистрационной службы. В соответствии со ст. 3 абз.12 и ст. 9 ФЗ от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. По результатам проведенного в ноябре 2010 года Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору обследования указанной плотины на р. ... установлено, что уровень безопасности гидротехнического сооружения неудовлетворительный, разрушение сооружения составляет 80%, при весеннем паводке размываются береговые примыкания плотины, что влечет за собой изменение русла реки, ландшафта местности и в дальнейшем угрозу обрушения жилых строений. Данные обстоятельства подтверждаются: представленной в дело информацией Северного управления Ростехнадзора от ...г., направленной в прокуратуру Архангельской области, актом проверки от ...г.; предписанием по проверке соблюдения обязательных требований ... от ...г.; сообщением отдела технического надзора по Архангельской области ... от ...г., а также информацией Северного управления Ростехнадзора от ...г., представленной в Устьянский районный суд. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов. Согласно со ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Статья 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" указывает на необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности спорного гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Согласно требованиям ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений относится к вопросам местного значения, и являются обязанностью органов местного самоуправления поселения. Данные положения продублированы в п. 8 Устава МО .... В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей регулирует «Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденное Постановлением Правительства РФ от ...г. N 580. В соответствии с п. 2 раздела 1 указанного Положения принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Установленные меры по безопасности гидротехнических сооружений, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п. не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности ГТС, не исключающих возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. На основании изложенного доводы представителя о том, что муниципальный орган не отказывается от постановки на учет сооружения и принимает соответствующие к тому меры, являются несостоятельными, поскольку принимаемые меры являются недостаточными, так как не достигли до настоящего времени положительного результата по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества- плотины, расположенной примерно в 150 метрах по направлению на северо-восток от населенного пункта деревни ... на р. ... МО ..., не приняты соответствующие меры по недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций. Совокупность собранных по делу доказательств позволяет суду удовлетворить заявленные прокурором исковые требования. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора ... – удовлетворить. Обязать администрацию МО ... обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – плотины, расположенной примерно в 150 метрах по направлению на северо-восток от населенного пункта деревни ... на р. ... МО .... Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы (представления) через Устьянский районный суд. Председательствующий судья- А.М.Рогачева