О возложении обязанности принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе.



Дело № 2-173/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 июня 2011 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Перфильевой Ю.А., ответчика- главы администрации МО «...» Корякина Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «...» и неопределенного круга лиц к главе администрации муниципального образования «...» Корякину Ю.Н. о возложении обязанности принять меры по предотвращению конфликта интересов на муниципальной службе,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, МО «...» и неопределенного круга лиц к главе администрации МО «...» Корякину Ю.Н. о возложении обязанности принять меры по предотвращению конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальными служащими администрации муниципального образования «...» Сковородиной Р.Н., Корякиной О.Н. и главой муниципального образования «...» Корякиным Ю.Н. Свои требования обосновал тем, что в соответствии со ст. 13 Закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципаль­ный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служа­щим, если замещение должности муниципальной службы связано с непо­средственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. В нарушение требования указанного закона согласно трудовым договорам на работу в администрацию в качестве специалистов 1 категории приняты сестра главы администрации МО «...» Корякина Ю.Н.- Сковородина Р.Н., и его супруга - Корякина О.Н. Глава администрации МО «...» Корякин Ю.Н. является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих администрации МО «...». Муниципальные служащие Сковородина Р.Н. и Корякина О.Н. находятся в его непосредственном подчинении, поскольку он назначает и освобождает муниципальных служащих от занимаемой должности, от него зависят вопросы дисциплинарной ответственности, оценивает профессиональную деятельность и компетентность муниципальных служащих. Наличие близких родственных отношений между муниципальными служащими и главой администрации муниципального поселения может повлиять на объективное исполнение ими должностных обязанностей и полномочий, ведет к противостоянию между личной заинтересованностью муниципального служащего, главы муниципального образования и интересов муниципального образования, чем создаются условия для причинения вреда интересам муниципального образования «...», подрыва работы администрации и развития муниципального образования в целом. Между муниципальными служащими Сковородиной Р.Н. и Корякиной О.Н. и главой администрации Корякиным Ю.Н. существует вероятность возникновения конфликта интересов на муниципальной службе в администрации МО «...»..

В судебном заседании помощник прокурора Перфильева Ю.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, приведя доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик - глава администрации МО «...» Корякин Ю.Н. исковые требования прокурора не признал, по доводам изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснил, что глава муниципального образования, замещающий должность главы администрации, не является муниципальным служащим, поэтому п.5 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 02.03.2007 г № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» на него не распространяется, выполняет полномочия в соответствии с требованиями закона, Устава, в том числе, и полномочия главы администрации муниципального образования, как представителя работодателя. Работу специалистов Корякиной О.Н. и Сковородиной Р.Н. непосредственно координируют Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО «...» и Отделение УФМС ... соответственно. Жалоб от населения на работу администрации, в том числе на работу муниципальных служащих, нет. Кроме того, что считает, что конфликтные ситуации в случае их возникновения подлежат разрешению комиссией по урегулированию конфликта интересов, которые в данных целях создаются при муниципальных образованиях. В настоящее время замещение муниципальных должностей муниципальной службы Сковородиной Р.Н. и Корякиной О.Н. не создают в муниципальном образовании «...» конфликта.

Третье лицо Корякина О.Н. обратилась с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, с иском не согласна, считает, что непосредственно главе администрации МО «...» в своей работе не подчиняется, в работе руководствуется законами и иными правовыми актами.

Третье лицо Сковородина Р.Н. также обратилась с письменным заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие, с иском не согласна. Пояснила, что в своей работе руководствуется инструкциями и постановлениями УФМС России, ВК по ..., выполняет их задания и поручения.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.6 ст. 5 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор, подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральным законодательством.

Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральными законами «О прокуратуре РФ», «О противодействии коррупции».

Проведенной прокурором Устьянского района проверкой установлено, что на муниципальной службе в должности специалистов 1 категории администрации МО «...» работают Корякина О.Н. и Сковородина Р.Н., которые являются супругой и сестрой (соответственно) главы муниципального образования «...» Корякину Ю.Н., который возглавляет администрацию муниципального образования.

В судебном заседании данные обстоятельства нашли объективное подтверждение на основании совокупности исследованных доказательств.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 02.03.2007 года № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба- профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

В судебном заседании установлено, что на основании результатов выборов в органы местного самоуправления, постановления Устьянской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ... «О регистрации главы МО «...» по единому избирательному округу на выборах ДД.ММ.ГГГГ» и в соответствии со ст. 22 главы 5 Устава МО «...» Корякин Ю.Н. вступил в должность главы МО «...» с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается постановлением главы МО «...» от ДД.ММ.ГГГГ... (л.д.33.)

Согласно Уставу муниципального образования «...», принятому решением Совета депутатов МО «...» от 19 апреля 2011 г. № 193, глава ... поселения является высшим должностным лицом муниципального образования «...» и возглавляет администрацию ... поселения и руководит ею на принципах единоначалия (ст.22 и 27 Устава) ; назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих администрации ... поселения (ст. 23 Устава).

Судом установлено, что Сковородина Р.Н. принята в администрацию МО «...» на младшую муниципальную должность муниципальной службы – специалиста 1 категории (ПВС и ВУС) согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией МО «...» в лице главы администрации Корякина Ю.Н. Корякина О.Н. принята в администрацию МО «...» на младшую муниципальную должность муниципальной службы – специалиста 1 категории (земля и имущество) согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией МО «...» в лице главы администрации Корякина Ю.Н. (л.д.15-18).

В соответствии с Законом Архангельской области от 27 сентября 2006 года № 222-12-ОЗ (ред. от 29.10.2010) «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» специалист 1 категории является младшей должностью муниципальной службы сельского поселения.

Таким образом, установлено, что Корякин Ю.Н. является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих администрации МО «...», в том числе и для муниципальных служащих: Корякиной О.Н. и Сковородиной Р.Н..

В соответствии с ч. 9 ст. 8 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральными законами о муниципальной службе для муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Пунктом 5 ч.1 ст. 13 Федерального закона РФ от 02.03.2007 года № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Из п.п. 1,2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Как следует из представленных в материалах дела документов, в том числе: анкет муниципальных служащих от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о заключении брака ..., свидетельства о рождении Корякиной (Сковородиной) Р.Н., Корякина О.Н. является женой Корякина Ю.Н., Сковородина Р.Н. является сестрой Корякина Ю.Н..

Данные обстоятельства ответчиком и третьими лицами не оспаривается.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона № 25-ФЗ одним из принципов муниципальной службы определена ответственность муниципального служащего за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Согласно Уставу МО «...» глава ... поселения имеет право давать в пределах своей компетенции устные и письменные поручения и указания муниципальным служащим администрации ... поселения, имеет право истребовать от указанных муниципальных служащих имеющуюся в их распоряжении информацию, имеет право определять круг вопросов в пределах своей компетенции, по которым он самостоятельно принимает решения, имеет право налагать дисциплинарные взыскания на муниципальных служащих администрации ... поселения (ст. 23 Устава ); Муниципальные служащие администрации ... поселения подчиняются главе ... поселения и ответственны перед ним за осуществление возложенных на них полномочий (ст. 28 Устава). Должности муниципальной службы устанавливаются в администрации МО «...» в ее штатном расписании, утверждаемом главой МО «...».

В соответствии с должностной инструкцией специалисты 1 категории, на которые приняты на работу Сковородина Р.Н. и Корякина О.Н., назначаются на должность и освобождаются от должности главой муниципального образования. Как следует из трудовых договоров, заключенных администрацией МО «...» в лице главы администрации Корякина Ю.Н. с Корякиной О.Н. и Сковородиной Р.Н., работник обязан выполнять распоряжения работодателя и непосредственного руководителя в полном объеме и в установленные сроки. Работодатель имеет право требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу работодателя, соблюдения Правил трудового порядка; Поощрять работника за добросовестный эффективный труд; устанавливать положения и инструкции, уточняющие функцию и обязанности работника, вносить изменения и дополнения в должностную инструкцию; привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, следует, что профессиональную деятельность и компетентность муниципальных служащих Корякиной О.Н. и Сковородиной Р.Н. оценивает глава администрации МО Корякин Ю.Н., который как работодатель имеет право, в том числе, поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

Суд приходит к выводу, что замещение Корякиной О.Н. и Сковородиной Р.Н., муниципальной службы связано с непосредственным подчинением и подконтрольностью главе администрации МО «...» Корякину Ю.Н., который состоит с Корякиной О.Н. и Сковородиной Р.Н. в близком родстве (жена, сестра), что свидетельствует о преимуществе должностного положения, и что в свою очередь может привести к конфликту интересов.

Статьей 14.1 Закона о муниципальной службе № 25-ФЗ определено понятие конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Личная заинтересованность муниципального служащего может быть связана с любой выгодой (не только материальной), которая может влиять на объективное исполнение должностных обязанностей. А личный интерес индивида связан не только с возможностью получения материальной выгоды, личный интерес может быть направлен на различные объекты, освоение которых оценивается как благо. Конфликт интересов на муниципальной службе может быть связан и с поступлением, и с должностным продвижением, и с прекращением служебных отношений, с взаимоотношениями, которые складываются в коллективе.

По сути, "конфликт интересов" - это внутренний моральный выбор конкретного муниципального служащего, у которого возникла личная заинтересованность при осуществлении им должностных обязанностей. Моральный выбор возникает у служащего в отношении принятия решения - поступить в соответствии с действующим законодательством либо, ориентируясь на личную заинтересованность, нарушить его. По своей сути конфликт интересов потенциален, он может возникать даже тогда, когда служащий абсолютно добросовестно и надлежащим образом исполняет должностные обязанности, но определенные обстоятельства или факты, которые зачастую даже и не зависят от самого муниципального служащего, могут повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.

Конфликт интересов сам по себе носит оценочный характер и далеко не всегда позволяет муниципальному служащему отследить не только угрозу его возникновения, но и уже возникший конфликт, в связи с чем, суд относится критически к доводам ответчика в части невозможности возникновения конфликта интересов на муниципальной службе.

Суд приходит к выводу, что личная заинтересованность специалистов 1 категории администрации Корякиной О.Н. и Сковородиной Р.Н. может повлиять на объективное исполнение Корякиной О.Н., Сковородиной Р.Н., а также и Корякиным Ю.Н. своих должностных обязанностей и полномочий, поскольку глава администрации назначает и освобождает муниципальных служащих от занимаемой должности, даёт обязательные для исполнения поручения. В силу ст. 22 ТК РФ, правовой статус работодателя также включает право применения мер поощрения.

Поскольку муниципальная служба имеет особый статус, при её прохождении законодателем предусмотрены определенные ограничения. Имеющие место родственные отношения муниципальных служащих Корякиной О.Н. и Сковородиной Р.Н. и главы администрации муниципального образования Корякина Ю.Н. могут привести к возникновению конфликта интересов.

В соответствии с ч.3 ст. 14.1 Федерального закона РФ от 02.03.2007 года № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон о муниципальной службе № 25-ФЗ) представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.

Вместе с тем статьей 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В ст. 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О муниципальной службе в Российской Федерации» для урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Из названных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какое-либо решение по существу возникшего конфликта интересов, поскольку это является исключительной компетенцией комиссии по урегулированию конфликта интересов, образованной в органе местного самоуправления.

На основании совокупности изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, подлежит взысканию в бюджет муниципального района госпошлина пропорционально удовлетворенной части исковых, в соответствии с ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере ... рублей.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «...» и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования «...» Корякину Ю.Н. - удовлетворить частично.

Обязать главу администрации муниципального образования «...» Корякина Ю.Н. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальными служащими администрации муниципального образования «...» Сковородиной Р.Н. и Корякиной О.Н. и главой администрации муниципального образования «...» Корякиным Ю.Н..

Взыскать с главы муниципального образования «...» Корякина Ю.Н. в доход бюджета Устьянского муниципального района государственную пошлину ... рублей.

Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья А.М. Рогачева