О предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-166/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 июня 2011 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

при секретаре Басалаевой Ю.А.,

с участием: помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Перфильевой Ю.А., истца Петровой М.Л.,

представителя ответчика администрации МО ... Друганова С.И.,

представителя третьего лица - администрации МО ... Лузановой С.А.,

представителя третьего лица - органа опеки и попечительства администрации МО ... Кравчук Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Петровой М.Л. к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма за счет средств бюджета Архангельской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах Петровой М.Л. к администрации МО ... о возложении обязанности предоставить Петровой М.Л. по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в МО ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Требования мотивированы тем, что Петрова М.Л. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации ... ... от ...г. за Петровой М.Л. закреплено жилое помещение в д. ..., Петрова М.Л. направлена в закрытое детское учреждение. В период с ...г. по ...г. Петрова М.Л. находилась в ... детском доме № ..., в период с ...г. по ...г. являлась воспитанницей ГОУ ...», затем в период с ...г. по ...г.- учащейся ГОУ НПО ...». Постановлением главы администрации МО ... ... от ...г. Петрова М.Л. принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади в МО ... в связи с невозможностью проживания с бывшими родителями. До настоящего времени жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма Петровой М.Л. не предоставлено.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Перфильева Ю.А. требования и доводы прокурора, изложенные в иске, поддержала, пояснила также, что Петрова М.Л. была поставлена на учет для внеочередного предоставления жилого помещения на основании заключения органа опеки и попечительства о невозможности проживания с бывшими родителями, иными родственниками по результатам обследования закрепленного жилого помещения –дома ....

Истец Петрова М.Л. требования и доводы прокурора поддержал в полном объеме. Суду пояснила, что по окончании учебного заведения в связи с невозможностью проживания с родителями, братом, которые злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, обратилась в администрацию МО ..., орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения. После проведенного обследования закрепленного жилого помещения была поставлена на учет, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Ответчик – администрация МО ... в лице представителя Друганова С.И. исковые требования прокурора Устьянского района в интересах Петровой М.Л. о представлении Петровой М.Л. жилого помещения в виде отдельной квартиры по договору социального найма признал в полном объеме, полагая их законными и обоснованными. Жилье Петровой М.Л. в настоящее время не предоставлено. Свободный жилой фонд, пригодный для проживания, в МО ... в настоящее время отсутствует. Жилой дом в д.... находится в ветхом состоянии и проживание в нем без проведения капитального ремонта невозможно.

Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации МО ... Кравчук Т.Н. иск прокурора в интересах Петровой М.Л. поддержала. Суду пояснила, что Петрова М.Л., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ее родители были лишены родительских прав, отец ФИО2 умер в ... году. Мать Петровой М.Л. ФИО1 проживает в д.... с сыном (братом истца) ФИО10, ... г.р., оба зарегистрированы в д...., проживают без регистрации в д...., при этом периодически проживут и в доме №..., не трудоустроены, злоупотребляют спиртными напитками, родственных отношений с Петровой М.Л. не поддерживают, поэтому совместное проживание Петровой М.Л. с матерью и братом по месту закрепления жилья невозможно, кроме того дом ... относится к частному жилому фонду, поэтому обмен жилым помещением или выселение из указанного дома родственников истца невозможен.

Представитель третьего лица - администрации МО ... Лузанова С.А. иск прокурора в интересах Петровой М.Л. поддержала.

Третьи лица - Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, а также Министерство финансов Архангельской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление Министерство образования, науки и культуры Архангельской области заявленные требования поддержало.

По определению суда исковые требования рассмотрены в отсутствие представителей третьих лиц- Министерства образования, науки и культуры Архангельской области и Министерства финансов Архангельской области на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав стороны, представителей третьих лиц, свидетелей, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Иск в интересах Петровой М.Л. предъявлен в суд прокурором, исходя из положений ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также на основании того, что лица, относящиеся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилищные права которых нарушены, социально не защищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд. Петрова М.Л. поддержала заявленные прокурором в её интересах требования о защите её жилищных прав.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 7 Областного Закона от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области».

В судебном заседании установлено, что Петрова М.Л., ... года рождения, уроженка д...., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца – ФИО1 решением Устьянского районного суда от ...г. лишена родительских прав в отношении троих детей, в том числе и дочери ФИО14. Дети переданы на попечение органа опеки и попечительства.

Отец истицы – ФИО2 был лишен родительских прав в отношении Петровой М.Л. по решению Устьянского районного суда Архангельской области от ...г.. ФИО2 умер ...г., актовая запись ... от ...г. ... территориального отдела ЗАГС ....

В соответствии с постановлением главы администрации ... от ...г. ... несовершеннолетняя Петрова М.Л. направлена в закрытое детское учреждение, за ней закреплена жилплощадь в д.....

Согласно учетной карточке Петрова М.Л., ... г.р., находилась на обучении и воспитании в ... детском доме ... с ...г. по ...г..

Как видно из справок ГОУ ... Петрова М.Л. в период с ...г. по ...г. воспитывалась в указанном учреждении, находилась на полном государственном обеспечении.

Справкой из учебного заведения подтверждается, что в период с ...г. по ...г. Петрова М.Л. являлась учащейся ГОУ НПО ...».

Как установлено в судебном заседании, фактически Петрова М.Л., выбыла в закрытое детское учреждение из жилого помещения, расположенного по адресу: д..... Петрова М.Л. зарегистрирована по указанному адресу и в настоящее время, что подтверждается материалами дела. Другое жилое помещение по окончании пребывания в образовательном учреждении (...), за Петровой М.Л. не закреплялось.

Частью 3 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ (в ред. от 19.11.2010 N 223-17-ОЗ) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» закреплено, что на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.

В силу ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов ....

Согласно областному Закону от 23.09.2004 г. № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований Архангельской области» территория д... входит в границы муниципального образования ... (ст. 48). Статьей 21 указанного Закона МО ... наделено статусом муниципального образования- сельского поселения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 79-5-ОЗ (в ред. от 19.11.2010 N 223-17-ОЗ) жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

Согласно п.3 ст. 6.1 выше указанного Закона учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области либо по последнему известному месту проживания, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.

Принятие на учет осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

В соответствии с постановлением администрации МО ... от ...г. ... Петрова М.Л. принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади в МО ..., в связи с тем, что истица относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении по адресу: ..., право пользования которым было закреплено за Петровой М.Л. постановлением главы администрации ... ... от ...г., нет возможности проживания с бывшими родителями ( акт обследования жилого помещения от ...г.).

Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами подтверждена заключением органа опеки и попечительства администрации МО ... от ...г. по результатам обследования жилого помещения ...г. и заключением от ...г.

Согласно акту обследования от ...г. ... д....- в частной собственности, бревенчатый, 1930 г.п., с печным отоплением, общая площадь 30 кв.м., санитарное состояние помещения неудовлетворительное. В доме зарегистрированы и проживают ФИО1, ФИО10, зарегистрирована, но не проживает Петрова М.Л.

В соответствии с актом обследования от ...г., установлено, что для постоянного проживании в жилом доме требуется провести ремонт.

Свидетели ФИО1, ФИО10 в судебном заседании подтвердили, что в жилом доме по адресу д.... невозможно проживать без проведения капитального ремонта пола, печей, конструктивных элементов здания, замены электропроводки в доме. Правоустанавливающие документы на дом отсутствуют.

Показания свидетелей согласуются с показаниями представителя ответчика- главы администрации МО ... Друганова С.И., который подтвердил, что жилые дома № ... в д.... требуют капитального ремонта: протекает крыша, сгнили нижние венцы дома. Правоустанавливающие документы на дома отсутствуют, на баланс МО ... указанные жилые дома не передавались.

Из бытовой характеристики ФИО1, ... г.р., следует, что она длительное время нигде не работает, живет за счет случайных заработков, склонна к употреблению спиртных напитков, живет без регистрации с сыном ФИО10, ... г.р., по адресу: д.....

Свидетель ФИО1 подтвердила, что действительно употребляет спиртные напитки, живет за счет временных заработков, с дочерью Петровой М.Л. в течение длительного периода связь не поддерживает, в зимнее время проживала у сына из-за плохого технического состояния дома № ....

Свидетель ФИО10 суду пояснил, что ФИО1 зарегистрирована в доме № ... д...., он проживает в доме № ... д.... после смерти своего отца ФИО2 ФИО1 связь с дочерью Петровой М.Л. не поддерживает, употребляет спиртные напитки, проживает как в ..., так и вместе с ним в .... На жилые дома нет правоустанавливающих документов, после смерти отца ФИО2 и бабушки ФИО11 наследство не оформлялось. Жилые дома требуют капитального ремонта.

Из материалов дела следует, что жилой ... д.... относится к частному жилому фонду, возможность обмена либо выселения из жилого помещения бывшего родителя- ФИО1, иных лиц – брата ФИО10 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации не представляется возможным: в жилом доме невозможно проживать без проведения капитального ремонта, правоустанавливающие документы на дом отсутствуют, в собственность МО ... жилой дом не передавался, свободного жилого помещения администрация МО ... не имеет.

Таким образом, суд приходит к выводу, что за Петровой М.Л., относящейся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, было закреплено жилое помещение по адресу: МО .... Истец имела закрепленное жилое помещение на момент лишения родительского попечения, однако по окончании обучения в ПУ... в связи с невозможностью совместного проживания с матерью и братом, и отсутствием возможности обмена и выселения из жилого помещения у неё появилось право постановки на учет для внеочередного предоставления жилой площади. С ...г. на основании решения органа местного самоуправления муниципальных районов Петрова М.Л. (постановления администрации МО ... от ...г. ...) принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади в МО .... В силу ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма её должно быть предоставлено во внеочередном порядке.

Согласно решению Совета депутатов МО ... от ...г. ... «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» учетная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в МО ... установлена в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии со ст. 48 Закона Архангельской области от 20.09.2005 г. № 84-5-ОЗ - органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области, муниципальных районов Ненецкого автономного округа наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Согласно ст. 19, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Порядок предоставления и расходования средств субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа утвержден Постановлением главы администрации Архангельской области № 61 от 05.04.2006 года. Департамент финансов администрации Архангельской области осуществляет финансирование департамента образования и науки администрации Архангельской области в пределах сводной бюджетной росписи областного бюджета и утвержденных лимитов бюджетных обязательств согласно сводной заявке, представленной департаментом образования и науки администрации области. Перечисление бюджетам муниципальных образований (городских округов) субвенций из областного бюджета осуществляется департаментом образования и науки администрации области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и распределения по муниципальным образованиям.

Структура исполнительных органов государственной власти Архангельской области утверждена Указом Губернатора Архангельской области, от 19.10.2009 № 32-у, департамент финансов администрации Архангельской области и департамент образования и науки администрации Архангельской области преобразованы в министерство финансов Архангельской области и министерство образования, науки и культуры Архангельской области.

Анализируя исследованные по делу доказательства, и принимая во внимание, что со стороны органов местного самоуправления не было предпринято должных мер по обеспечению истицы Петровой М.Л., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, в период после окончания последней учебного заведения и до ее 23-летия, что привело к нарушению жилищных прав истца, суд считает, что обязанность по обеспечению Петровой М.Л. жилым помещением, должна быть возложена на МО ..., как на орган, ведающий учетом и распределением жилых помещений на территории муниципального образования .... При этом жилое помещение Петровой М.Л. в соответствии с действующим законодательством, должно быть предоставлено за счет денежных средств, выделяемых областным бюджетом на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа. В связи с этим требования прокурора о предоставлении Петровой М.Л. жилого помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению. Также, суд принимает признание иска ответчиком, как не противоречащее закону, не нарушающее права и законные интересы других лиц в соответствии со ст. 39,173 ГПК РФ.

Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах Петровой М.Л. к администрации МО ... о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Архангельской области – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования ... предоставить Петровой М.Л., ... года рождения, жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в границах МО ..., за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней со дня его вынесения, путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Н.В.Васильева