Дело № 2-184/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 20 июня 2011 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Васильевой Н.В., при секретаре Басалаевой Ю.А., с участием истца Воловой А.В., ответчика ОНД ... УНД ГУ МЧС России по Архангельской области в лице должностного лица государственного инспектора ОНД ... ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воловой А.В. к ОНД ... УНД ГУ МЧС России по Архангельской области о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, протокола об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ: Волова А.В. обратилась в суд с иском к ОНД ... УНД ГУ МЧС России по Архангельской области о признании незаконными протокола ... об административном правонарушении от ...г., предписания ... по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ...г. Требования мотивированы тем, что на её имя составлен протокол от ...г. ... об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, вынесено предписание ... от ...г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности по адресу: .... При этом она проживает и зарегистрирована по адресу: ..., собственником дома ... не является, прав владеть, распоряжаться им не имеет, так как дом в равных долях принадлежит сыну ФИО3 и дочери ФИО4, проживает в доме с сыном только временно, в огородный сезон, поэтому ответственности за нарушения обязательных требований пожарной безопасности нести не может. В судебном заседании истец Волова А.В. заявленные требования поддержала, дополнила, что проверка соблюдения требований пожарной безопасности проведена по её заявлению, она просила выдать предписание ФИО1 убрать баню и летнюю кухню, так как он построил их без соблюдения противопожарного расстояния между постройками и домами ... и ... по улице .... Представитель ОНД ... УНД ГУ МЧС России по Архангельской области государственный инспектор по пожарному надзору ФИО2 заявленные требования признал частично. Суду пояснил, что по заявлению Воловой А.В. проверено соблюдение правил пожарной безопасности между зданиями и сооружениями по адресу: .... Установлено, что противопожарное расстояние не соблюдается, в связи с проверкой выдано предписание со сроком устранения нарушений ...г., составлен протокол об административном правонарушении. При проведении проверки и составлении предписания, протокола не проверялась принадлежность жилого дома на праве собственности. Заслушав показания сторон, свидетеля, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. На основании Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" к функциям МЧС России относится осуществление надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий. В соответствии с п.6, п.19, п.20 Приказа МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности" органы ГПН и государственные инспектора по пожарному надзору в соответствии с компетенцией проводят проверки на объектах надзора с учетом критериев и требований, изложенных в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, и принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по их результатам в отношении: руководителей федеральных органов исполнительной власти; руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; руководителей органов местного самоуправления; собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; юридических лиц; должностных лиц в пределах их компетенции; лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели); граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (пункт 6). Исполнение государственной функции включает в себя в том числе проведение внеплановых проверок в отношении лиц, указанных в абзацах втором - одиннадцатом пункта 6 Административного регламента; оформление результатов и принятие мер по результатам проверок; регистрация и учет проверок; участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения государственных инспекторов по пожарному надзору(п.19) Выполнение административных процедур исполнения государственной функции, предусмотренных пунктом 19 Административного регламента, может заканчиваться выдачей предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее - предписания по устранению нарушений).(п.20) Судом установлено, что ...г. государственным инспектором ... по пожарному надзору ФИО2 в рамках предоставленных полномочий по заявлению Воловой А.В.и ФИО1 на основании распоряжения начальника ОНД ... УНД ГУ МЧС России по Архангельской области от ...г. ... проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности - противопожарного расстояния между зданиями и сооружениями по адресу: ... по адресу: ..., с участием гр.ФИО1, по результатам проверки составлен акт проверки, гражданке Воловой А.В. вынесено предписание ... по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Из предписания следует, что в противопожарном разрыве между жилыми домами и строениями между зданиями и сооружениями V степени огнестойкости гражданки Воловой А.В. по адресу: ... и гражданина ФИО1 по адресу: ... не соблюдено противопожарное расстояние, нарушены п.22, п.3 ППБ 01-03, приложение №1 СНиП 2.07.089. Срок устранения нарушения установлен- ...г.. В соответствии с п.22 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, по п.3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Пунктом 2 ППБ 01-03 установлено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В то же время в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ...г. (...) собственниками жилого дома по адресу: ... являются ФИО3, ФИО4 (по ? доле каждый), то есть собственником имущества Волова А.В. не является. Из представленных документов следует, что Волова А.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: .... Свидетель ФИО3 пояснил, что квартира ... является постоянным местом жительства его матери Воловой А.В., в его доме по адресу: ... она проживает только временно. Таким образом, суд приходит к выводу, что Волова А.В. не относится к лицам, перечисленным в ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", которые должны нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в доме ..., на неё незаконно возложена обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности по указанному адресу, оспариваемое предписание нарушает права истца, требование Воловой А.В. о признании предписания ... по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ...г. заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению. В порядке гл. 25 ГПК РФ суд не вправе рассматривать дела об оспаривании протокола об административном правонарушении, поскольку данный документ неразрывно связанными с делом об административном правонарушении. Протокол не является предметом самостоятельного обжалования, поскольку является доказательством по делу об административном правонарушении, на основании данного доказательства вынесено постановление ... о назначении административного наказания. Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении предусмотрен главой 30 КоАП РФ. Производство по делу в указанной части по определению суда прекращено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199, 254, 441 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Воловой А.В. к ОНД ... УНД ГУ МЧС России по Архангельской области о признании незаконным предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить. Предписание государственного инспектора ... по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности ... УНД ГУ МЧС России по Архангельской области ... по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ...г., в соответствии с которым на Волову А.В. возложена обязанность устранить нарушения п. 3, п. 22 ППБ 01-03 (несоблюдение противопожарного расстояния между жилыми домами и строениями между зданиями и сооружениями V степени огнестойкости по адресу: ... и по адресу: ...) - признать незаконным. Направить решение суда для устранения допущенного нарушения закона руководителю ОНД ... УНД ГУ МЧС России по Архангельской области. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в десятидневный срок со дня его вынесения, с подачей жалобы через Устьянский районный суд. Председательствующий судья - Н.В.Васильева.