Обязать главу администрации МО принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим и главой администрации МО.



Дело № 2-176/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 июня 2011 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

при секретаре Басалаевой Н.В.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Буториной Ю.Л.,

ответчика- главы администрации МО ... Черняевой С.А.,

третьего лица - ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района в защиту интересов РФ, муниципального образования ... и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования ... Черняевой С.А. о возложении обязанности принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования ... и неопределенного круга лиц к главе муниципального образования ... Черняевой С.А. о возложении обязанности принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации муниципального образования ... ФИО1 и главой администрации муниципального образования ... Черняевой С.А.

Свои требования обосновал тем, что в нарушение требований Федерального закона РФ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона РФ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на работу в администрацию МО ... на муниципальную службу в качестве заместителя главы администрации ...г. принята ФИО1, распоряжением главы администрации МО ... Черняевой С.А. от ...г. ... ФИО1 переведена на должность муниципальной службы в качестве главного специалиста. Глава администрации МО ... Черняева С.А. является представителем нанимателя для муниципальных служащих администрации МО ..., в том числе, и для муниципального служащего ФИО1 Замещение ФИО1 муниципальной службы связано с непосредственным подчинением и подконтрольностью главе администрации муниципального образования Черняевой С.А., которая является для муниципального служащего матерью. Наличие близких родственных отношений между главой администрации поселения и работником администрации может повлиять на объективное исполнение ими должностных обязанностей и полномочий, ведет к конфликту интересов (противостоянию между личной заинтересованностью и интересов муниципального образования), чем создаются условия для причинения вреда интересам МО ..., подрыва работы администрации и развития муниципального образования в целом.

В судебном заседании помощник прокурора Буторина Ю.Л. заявленные требования поддержала в полном объеме, приведя доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик- глава администрации МО ... Черняева С.А.исковые требования прокурора признала, пояснила, что муниципальный служащий ФИО1 с ...г. находилась в основном ежегодном оплачиваемом отпуске, с ...г. вышла в отпуск по беременности и родам, в ... года истекают полномочия Черняевой С.А. как главы МО ..., вновь баллотироваться не планирует. Конфликт интересов будет предотвращен.

Третье лицо - ФИО1 исковые требования поддержала. Суду пояснила, что с ...г. по ...г. находится в отпуске по беременности и родам.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.6 ст. 5 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» генеральный прокурор, подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральным законодательством.

Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральными законами «О прокуратуре РФ», «О противодействии коррупции».

Проведенной прокурором Устьянского района проверкой установлено, что на муниципальной службе в должности главного специалиста администрации МО ... работает ФИО1, являющаяся дочерью главы муниципального образования ... Черняевой С.Н.., которая возглавляет администрацию муниципального образования.

В судебном заседании данные обстоятельства нашли объективное подтверждение на основании совокупности исследованных доказательств.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 02.03.2007 года № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба- профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Судом установлено, что на основании результатов выборов в органы местного самоуправления -решения ... территориальной избирательной комиссии от ...г. ... « О результатах выборов главы МО ... ...г. по единому избирательному округу», постановления комиссии «О регистрации главы МО ... по единому избирательному округу на выборах ...г.» и в соответствии со ст. 36 Федерального закона № 131– ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 13,14 Устава МО ... Черняева С.А. вступила в должность главы МО ... с ...г., что подтверждается постановлением главы МО ... от ...г. ....

Согласно ст.ст. 13, 14 Устава МО ..., принятого решением Совета депутатов МО ... от ...г. ..., глава ... сельского поселения является главой муниципального образования ..., возглавляет администрацию МО .... В компетенцию главы муниципального образования входит назначение на должность и освобождение от должности муниципальных служащих администрации МО ..., организация их работы.

Судом установлено, что на основании трудового договора ... от ...г. распоряжением о приеме работника на работу от ...г. главы МО ... ФИО3 ФИО1 принята в администрацию МО ... на должность заместителя главы администрации, распоряжением главы администрации МО ... Черняевой С.А. от ...г. ... ФИО1 переведена на должность главного специалиста администрации.

В соответствии с Законом Архангельской области от 27 сентября 2006 года № 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» главный специалист является старшей должностью муниципальной службы.

Как следует из свидетельства о рождении ..., свидетельства о заключении брака ..., в соответствии с которым ФИО1 после заключения брака с ФИО2 присвоена фамилия ..., Черняева С.А. приходится матерью ФИО1

Таким образом, установлено, что Черняева С.А. является представителем нанимателя (работодателем) для муниципальных служащих администрации МО ..., в том числе и для дочери ФИО1, замещающей должность муниципальной службы.

Согласно п.п.5.1, 5.2 Положения «Об администрации муниципального образования ..., лица, осуществляющие службу на муниципальных должностях в администрации МО ..., являются муниципальными служащими. Время работы в этих должностях засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о муниципальной службе. На должностных лиц администрации и муниципальных служащих распространяются ограничения, предусмотренные федеральным и областным законодательством о муниципальной службе.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральными законами о муниципальной службе для муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Пунктом 5 ч.1 ст. 13 Федерального закона РФ от 02.03.2007 года № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Из п.п. 1,2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Согласно Уставу муниципального образования ... глава ... сельского поселения назначает на должность и освобождает от должности муниципальных служащих администрации ... сельского поселения; имеет право давать в пределах своей компетенции устные и письменные поручения и указания муниципальным служащим администрации, имеет право истребовать от указанных муниципальных служащих имеющуюся в их распоряжении информацию, имеет право определять круг вопросов в пределах своей компетенции, по которым он самостоятельно принимает решения, имеет право налагать дисциплинарные взыскания на муниципальных служащих (ст. 14 п.1); Муниципальные служащие администрации МО ... подчиняются главе МО ... и ответственны перед ним за осуществление возложенных на них полномочий (ст.28 п.2) В соответствии с Положением об администрации муниципального образования ... глава администрации организует и возглавляет деятельность администрации, определяет должностные обязанности муниципальных служащих, назначает и увольняет их, принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности (п.2.2)

В соответствии с положениями ст. 4 Закона № 25-ФЗ одним из принципов муниципальной службы определена ответственность муниципального служащего за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Согласно должностной инструкции, утвержденной главой администрации МО ... ...г., главный специалист администрации подотчетен и подчиняется непосредственно главе администрации.

Как следует из трудового договора ФИО1от ...г. работник обязан выполнять распоряжения работодателя и непосредственного руководителя в полном объеме и в установленные сроки. Работодатель имеет право требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу работодателя, соблюдения Правил трудового порядка; Поощрять работника за добросовестный эффективный труд; устанавливать положения и инструкции, уточняющие функцию и обязанности работника, вносить изменения и дополнения в должностную инструкцию; привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

На основании совокупности изложенного суд приходит к выводу, что профессиональную деятельность и компетентность муниципального служащего ФИО1оценивает ее мать, глава МО ... Черняева С.А., возглавляющая администрацию муниципального образования. Замещение ФИО1 муниципальной службы связано с непосредственным подчинением и подконтрольностью главе администрации Черняевой С.А., которая является её матерью, что свидетельствует о преимуществе должностного положения, что в свою очередь может привести к конфликту интересов.

Учитывая фактические обстоятельства дела, суд находит, что вероятность возникновения конфликта интересов в администрации МО ... между муниципальным служащим ФИО1 и главой администраций Черняевой С.А. имеется. Конфликт интересов сам по себе носит оценочный характер и далеко не всегда позволяет муниципальному служащему отследить не только угрозу его возникновения, но и уже возникший конфликт.

Статьей 14.1 Закона о муниципальной службе № 25-ФЗ определено понятие конфликта интересов, под которым понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Суд установил, что совместная профессиональная деятельность на муниципальной службе Черняевой С.А., как главы МО ..., возглавляющей администрацию муниципального образования, и главного специалиста администрации ФИО1, может повлиять на объективное исполнение ими своих должностных обязанностей и полномочий, что является недопустимым. Муниципальная служба имеет особый статус, при её прохождении законодателем предусмотрены определенные ограничения. Имеющие место родственные отношения муниципального служащего ФИО1 и главы администрации муниципального образования Черняевой С.А. могут привести к возникновению конфликта интересов.

Суд принимает во внимание, что согласно листку нетрудоспособности серии ... ФИО1 с ...г. находится в отпуске по беременности и родам, в силу гл.41 ТК РФ отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком предоставляются работодателем по заявлению женщины, при этом беременные женщины и женщины, имеющие детей имеют определенные трудовые льготы, направленные на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 7 (часть 2) и 38 (часть 1), в том числе часть четвертая статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает расторжение трудового договора с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса)

В то же время в соответствии с ч.3 ст. 14.1 Федерального закона РФ от 02.03.2007 года № 25 - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон о муниципальной службе № 25-ФЗ) представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.

На основании п. 4 ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О муниципальной службе в Российской Федерации» для урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по урегулированию конфликта интересов.

Таким образом, исходя из правового смысла указанных норм закона, выбор мер в целях предотвращения возникновения конфликта интересов является компетенцией представителя нанимателя (работодателя), комиссии по урегулированию конфликта интересов, образованной в органе местного самоуправления.

Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, подлежит взысканию в бюджет муниципального района госпошлина пропорционально удовлетворенной части исковых, в соответствии с ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере ... рублей.

Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования ... и неопределенного круга лиц к главе администрации муниципального образования ... Черняевой С.А. - удовлетворить.

Обязать главу администрации муниципального образования ... Черняеву С.А. принять меры по предотвращению возникновения конфликта интересов на муниципальной службе между муниципальным служащим администрации муниципального образования ... ФИО1 и главой администрации муниципального образования ... Черняевой С.А..

Взыскать с главы муниципального образования ... Черняевой С.А. в доход бюджета ... муниципального района государственную пошлину ... рублей.

Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) в Архангельский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья Н.В.Васильева