Дело 2-197/09 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 04 июля 2011 года пос. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием представителя истца- администрации муниципального образования ... Корелина Н.Ф., ответчика Гуляева Н.А., представителя третьего лица- администрации МО ... Лузановой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования ... к Гуляеву Н.А. об освобождении земельного участка путем сноса хозяйственной постройки (гараж) за свой счет, УСТАНОВИЛ: Администрация муниципального образования ... обратилась в суд с иском к Гуляеву Н.А. об освобождении земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного в 25 метрах по направлению на восток от дома ... общей площадью 14 кв.метров, путем сноса хозяйственной постройки (гаража) в деревянном исполнении размером 4.8 м на 2.9 м. за свой счет. В обоснование требований истец пояснил, что в ходе проверки соблюдения земельного законодательства в рамках осуществления муниципального земельного контроля выявлено, что Гуляев Н.А.. в нарушение требований ст.ст. 11,25-26, 29 Земельного кодекса РФ использует указанный земельный участок из земель населенных пунктов под постройкой гаража без правоустанавливающих документов. Самовольно занятый Гуляевым Н.А. земельный участок является государственной собственностью. Использование земли в Российской Федерации является платным. Использование Гуляевым Н.А. земельного участка без правоустанавливающих документов нарушает законные интересы муниципального образования, препятствует поступлению в бюджет муниципального образования ... доходов от использования земельного участка. Представитель истца Корелин Н.Ф. требования к Гуляеву Н.А. об освобождения земельного участка от гаража за счет собственных средств ответчика поддержал в полном объеме. Пояснил, что право на обращение исполнительного органа поселения в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений земельного законодательства основано на полномочиях поселения по осуществлению земельного контроля. Гуляеву Н.А. земельный участок в установленном законом порядке не предоставлялся. Указанный земельный участок с расположенной на нём спорной постройкой не может быть предоставлен ответчику в аренду либо в собственность, поскольку в указанном месте планируется застройка общественно-значимого объекта. Кроме того, данных, позволяющих определённо установить имущество, не имеется, так как участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, кадастровый план земельного участка отсутствует. В настоящее время под индивидуальные гаражи предоставляются земельные участки в специально отведенных местах. Ответчик Гуляев Н.А. исковые требования не признал, пояснил, что документов, подтверждающих его право на владение земельным участком, он не имеет. Пользуется данным земельным участком, на котором находиться принадлежащий ему гараж, более 25 лет. Представитель третьего лица администрации МО ... Лузанова С.А. исковые требования поддержала. Пояснила, что выявленные в результате осуществления поселением земельного контроля нарушения земельного законодательства в действиях ответчика Гуляева Н.А. подлежат устранению. Заслушав представителя истца, ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований на основании следующего. В соответствии ч.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Аналогичные положения продублированы ст. 16 ЗК РФ, согласно которой государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Пунктом 10 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Судом установлено, что органом местного самоуправления района- администрацией МО ... с администрацией МО ... ...г. заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в сфере земельных отношений, предметом которого является исполнение перечня вопросов, решаемых поселением в сфере земельных отношений и схем взаимодействия по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие земельного кодекса РФ (п. 10 ФЗ от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ), по исполнению государственных полномочий района по землям, находившимся в ведении ... поселковой администрации до ...г.. Согласно Приложению № 1 к соглашению, в перечень вопросов, решаемых поселением в сфере земельных отношений по землям, государственная собственность на которые не разграничена, находящимся в ведении ... поселковой администрации до ...г., в том числе входят вопросы: согласования акта выбора земельных участков под все виды строительства; инвентаризация земельных участков (в том числе не оформленных) юридических и физических лиц, для их дальнейшего оформления по схемам для увеличения доходов муниципальных образований, получаемых в виде земельных платежей и т.д. В соответствии с п.20 ч.1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения установленных правовыми нормами правил использования земель. Проверка соблюдения земельного законодательства в рамках осуществления муниципального земельного контроля представляет собой совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства и закреплением результатов проверки в форме акта проверки соблюдения земельного законодательства и приложений к нему. В соответствии с 1- 2 ст. 72 Земельного Кодекса РФ, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Система муниципальных правовых актов определена в ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В систему таких правовых актов входят: 1) устав муниципального образования; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Так в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 7 Устава МО ... к вопросам местного значения поселения, в том числе относится осуществление земельного контроля за использованием земель Октябрьского городского поселения. Судом установлено, что спорный земельный участок находиться в границах ... городского поселения, что подтверждается материалами дела, в том числе справкой Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ... ... от ...г., согласно которой земельный участок общей площадью 14 кв.метров, используемый Гуляевым Н.А., входит в состав земель населенных пунктов, участок расположен в 25 метрах по направлению на восток от дома .... Данные обстоятельства сторонами не оспариваются. Согласно Положению о муниципальном земельном контроле, утвержденном решением десятой сессии Совета депутатов МО ... первого созыва от ...г. ..., муниципальный земельный контроль осуществляется, в том числе за предотвращением незаконного занятия земель и самовольной установки объектов различного назначения на земельных участках. Пунктом 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Права на земельные участки удостоверяются соответствующими документами (ст. 26 ЗК РФ). Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ. Судом установлено, что администрацией МО ... проведена проверка соблюдения установленных правовыми нормами правил использования земель, в ходе которой установлено, что земельный участок общей площадью 14 кв.метров, расположенный в 25 метрах по направлению на восток от дома ...,. используется Гуляевым Н.А. под хозяйственной постройкой- гаражом в деревянном исполнении размером 4,8 м х 2,9 м, указанный земельный участок в установленном законом порядке ответчику не предоставлялся, соответствующих документов, удостоверяющих право Гуляева Н.А. на земельный участок, не имеется. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и объективно подтверждаются материалами дела, в том числе, актом ... от ...г. осмотра самовольной постройки, расположенной примерно в 25 метрах по направлению на восток от дома ..., приложением к акту осмотра, схематическим чертежом земельного участка, фототаблицей, а также справкой КУМИ от ...г. ..., из которой следует, что указанный земельный участок используется Гуляевым Н.А. без правоустанавливающих документов, данный земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет и является государственной собственностью т.к. не находится в собственности граждан и юридических лиц. Согласно ч.2 ст.76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Суд приходит к выводу, что администрация МО ... обратилась в суд с обоснованным иском к ответчику Гуляеву Н.А. об устранении нарушений земельного законодательства, выявленных в ходе осуществления земельного контроля за использованием земель поселения, то есть в рамках установленных законом полномочий поселения. На основании совокупности изложенного суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск администрации муниципального образования ... к Гуляеву Н.А. об освобождении земельного участка удовлетворить. Обязать Гуляева Н.А. освободить земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный в 25 метрах по направлению на восток от дома ..., общей площадью 14 кв.м. путем сноса хозяйственной постройки (гаража) в деревянном исполнении размером 4,8 м на 2,9 м., за свой счет. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения с подачей жалобы через Устьянский районный суд. Председательствующий судья - А.М.Рогачева