19 июля 2011 года пос.Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре Рыжковой Н.Ф., с участием прокурора Устьянского района Пономарева Р.В., представителя ответчика администрации муниципального образования ... Лютова М.Д., представителя третьего лица -. администрации муниципального образования ... Казакова С.В., представителя третьего лица- территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области- ... лесничество Смольникова А.В., а также с участием специалистов: -главного специалиста отдела экологических программ и мероприятий ГКУ «Центр природопользования и охраны окружающей среды- ФИО2, государственного инспектора дорожного надзора оГИБДД ... ФИО3, специалиста-землеустроителя администрации МО ... ФИО1 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Октябрьское» о понуждении организовать сбор и вывоз отходов и мусора на территории поселения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия главы администрации МО ... ФИО4 по необеспечению организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории, расположенной в 55 метрах на запад от дома ... вдоль дороги, ведущей на «старый кирпичный завод» и дороги, ведущей в сторону ул. ... и обязать главу администрации муниципального образования ... ФИО4 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз отходов и мусора на указанной территории, расположенной в 55 метрах на запад от дома ... вдоль дороги, ведущей на старый «кирпичный завод» и дороги, ведущей в стону ул..... В обоснование требований указал, что прокуратурой совместно с главным специалистом ОСП ГКУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» ФИО2 проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой со стороны администрации МО ... установлено нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), требований ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Установлено, что в конце ул.... вдоль дороги, ведущей на «старый кирпичный завод» и дороги, ведущей в стону ул.... на расстоянии 200м. в длину и 4м. в ширину обнаружено несанкционированное размещение бытовых отходов от жилищ несортированных 4 класса опасности, отходов от жилищ крупногабаритных 5 класса опасности, мусора строительного от разборки зданий 4 класса опасности; площадь несанкционированного размещения отходов составляет 800 кв.метров. Указанная свалка длительное время используется гражданами, т.к. другого места для временного размещения и утилизации мусора не имеется. Несанкционированное складирование отходов допущено вследствие ненадлежащего осуществления полномочий администрацией МО ... по организации сбора и вывоза бытовых отходов в границах поселения, предусмотренных п.18 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» В судебном заседании прокурор Устьянского района Пономарев Р.В. поддержал требования и доводы, изложенные в иске, пояснил, что в результате неисполнения органами местного самоуправления МО ... полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах территории поселения возникла несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, что влечет нарушение граждан на благоприятную окружающую среду. Представитель ответчика администрации МО ... Лютов М.Д. иск не признал. Пояснил, что администрация МО ... не является надлежащим ответчиком по делу. Место расположения несанкционированной свалки находиться в границах территории МО ..., но за чертой рабочего поселка ... на землях лесного фонда, которые переданы в аренду ООО ..., арендатор несет ответственность за санитарное состояние переданных лесных участков и, следовательно, является надлежащим ответчиком по данному делу. Возможно, с согласия арендатора население осуществляет складирование отходов в указанном месте, считая указанное место складирования санкционированным. В указанном месте складированы промышленные отходы. Также считает, что ответственность за указанное размещение отходов должен нести исполнительный орган МО ..., поскольку свалка возникла из-за ненадлежащего исполнения полномочий по утилизации отходов. Свалка, по мнению представителя ответчика, находиться вдоль дороги, ответственность за содержание которой также несет район. Также пояснил, что вопросы сбора и вывоза бытовых отходов в МО ... организованы надлежащим образом. Приняты Правила благоустройства, в поселении созданы 3 организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору и вывозу отходов, размещено 80 контейнеров для сбора отходов. В частном секторе, в том числе, в районе которого размещена несанкционированная свалка, размещение контейнерных площадок не предусмотрено, так как население частного сектора обязаны складировать отходы на своих участках и заключать договора с коммунальными организациями на вывоз отходов. Представитель третьего лица администрации МО ... Казаков С.В. исковые требования и доводы прокурора поддержал, пояснил, что несанкционированная свалка находиться в границах территории поселения ..., возникла в результате ненадлежащего исполнения полномочий по организации сбора и вывоза отходов. Представитель третьего лица- территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области- ... лесничество Смольников А.В. иск прокурора поддержал, пояснил, что согласно материалам лесоустроства 2004 года указанная несанкционированная свалка находиться на 30-50 метров в черте рабочего поселка ..., далее на землях лесного фонда, квартал ... лесничества, переданный в аренду ООО .... Арендатор при использовании лесов несет ответственность за санитарное состояние переданных в аренду лесных участков в соответствии с Лесным кодексом РФ, Правилами санитарной безопасности в лесах. Заслушав прокурора Устьянского района Пономарева Р.В., представителя ответчика Лютова М.Д., представителей третьих лиц Казакова С.В. и Смольникова А.В., специалистов ФИО2 и ФИО3, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему. На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено также в статье 11 Федерального закона от ...г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с взаимодействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации. Судом установлено, что в конце ул.Свободы в ... примерно в 55 метрах от ориентира: жилой дом ... на расстоянии примерно 200 м в длину вдоль дороги, ведущей на «старый кирпичный завод» от указанного ориентира и 4 метра в ширину расположено несанкционированное размещение бытовых отходов от жилищ несортированных 4 класса опасности, отходов от жилищ крупногабаритных 5 класса опасности, мусора строительного от разборки зданий 4 класса опасности. Данные обстоятельства объективно подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе: актом осмотра территории от ...г., проведенного главным специалистом отдела экологических программ и мероприятий ГУ Архангельской области «Центр природопользования и охраны окружающей среды» в МО ... ФИО2 совместно с прокуратурой Устьянского района и администрацией МО ..., копиями представленных к акту фотографий. Указанные обстоятельства нашли объективное подтверждение в ходе осмотра на месте, проведенного в порядке ст. 184 ГПК РФ с участием представителей сторон и специалистов ФИО2 и ФИО1 Обстоятельства о месте расположения несанкционированной свалки не оспариваются ответчиком, что подтверждается объяснениями представителей ответчика в судебном заседании, а также материалами дела, в частности информацией МО ... от ...г., из которой следует, что администрации МО ... известно о наличии в указанном месте несанкционированной свалки и использовании ее гражданами на протяжении длительного времени в связи с тем, что другого места для временного размещения и утилизации мусора не имеется. Специалист ФИО2 суду пояснила, что указанная несанкционированная свалка была обнаружена в 2009 году, в администрацию МО ... было направлено письмо о принятии мер по уборке данной свалки, после чего часть бытовых отходов и мусора была вывезена, иных мер принято не было, в связи с чем свалка вновь была заполнена населением бытовыми отходами. В указанном месте размещены отходы от жизнедеятельности человека, а именно бытовые отходы и мусор 4 и 5 класса опасности, промышленных отходов в указанном месте не имеется. В данном районе расположены жилые дома частного сектора, контейнерных площадок с контейнерами для сбора бытовых отходов и мусора не имеется, ранее имевшие место контейнерные площадки ликвидированы. Свалка расположена примерно в 200 метрах от места, где ранее была размещена контейнерная площадка. Таким образом, доводы представителя ответчика Лютова М.Д. о том, что в указанном месте размещены промышленные отходы, опровергнуты исследованными судом доказательствами, согласно которым в указанном месте несанкционированной свалки размещены бытовые отходы и мусор 4-5 класса опасности. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Согласно ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В соответствие п.п. 2.1 и 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16) установлено, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Статья 12 Закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сведений о том, что указанный земельный участок отведен в установленном законом порядке под размещение вышеуказанных полигонов ТБО, ответчиком в суд не представлено, разрешительные документы на данную свалку отсутствуют, что объективно подтверждается исследованными судом доказательствами и не оспаривается ответчиком. Размещение бытовых и промышленных отходов, мусора вне мест, специально отведенных для этого органами муниципального образования, не являются объектами государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора). Часть 5 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Согласно ч. 1 ст. 13 указанного ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 3 ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что действующим законодательством именно на органы местного самоуправления поселений возложена обязанность организации деятельности в области обращения с отходами в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на соответствующих территориях. В соответствии с действующим законодательством в ст.7 Устава муниципального образования ... указаны полномочия ... муниципального образования по вопросам местного значения, в том числе по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.18). В силу ст.7 ч.2 Устава, органы и должностные лица местного самоуправления Октябрьского городского поселения обязаны осуществлять все полномочия для решения вопросов местного значения ... городского поселения. Оценивая совокупность исследованных в суде доказательств, суд приходит к выводу о нарушении исполнительным органом МО ... действующего законодательства в области природоохранного законодательства, допущенное в результате не исполнения полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах территории муниципального образования .... В соответствии со ст. 39 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Доводы представителя ответчика, о том, что свалка находиться за пределами территории р.п...., не являются обстоятельствами имеющими значение для дела, поскольку полномочия муниципального образования ..., в том числе и по вопросам организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не ограничиваются территорией рабочего поселка, а распространяются на территорию всего муниципального образования ..., границы которого определены законом. Так согласно ст. 48 закона Архангельской области «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258 внеоч-03, а также ст. 2 Устава МО ..., в границы муниципального образования ...", входят территории деревень ..., рабочего посёлка ..., посёлков .... Административным центром ... городского поселения является рабочий посёлок .... Описание границ территории муниципального образования- городского поселения ... дано в Приложении № 2 к Областному закону Архангельской области от 26 апреля2006 года № 158-10-ОЗ «Об описании границ территорий муниципального образования ... и вновь образованных в его составе муниципальных образований», согласно которым несанкционированное размещение бытовых отходов в 68 квартале ... участкового лесничества ... лесничества находится в пределах границ территории МО .... Доводы ответчика о том, что несанкционированная свалка находиться вдоль дороги, ответственность за содержание которой несет МО «Устьянский муниципальный район» и о том, что несанкционированное размещение отходов допущено вследствие неисполнения муниципальным районом полномочий по утилизации бытовых отходов, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела. Согласно сведений, предоставленных в дело КУМИ администрации МО ... какой либо дороги в конце ул. ..., ведущей в сторону «старого кирпичного завода», в реестре муниципальной собственности не числиться. Специалист- государственный инспектор дорожного надзора о ГИБДД ГУ ОВД ... ФИО3 пояснил, что охарактеризовать данную дорогу, как дорогу относящуюся к какой либо категории дорог в соответствии с нормативами и правилами не представляется возможным. Кроме того, каких-либо требований к исполнительному органу МО ... прокурором не заявлено, вопросы по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не относятся к полномочиям муниципального района. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В связи с чем доводы представителя ответчика о том, что администрация МО ... не является надлежащим ответчиком по данному делу, и о необходимости произвести замену ненадлежащего ответчика на надлежащего, которым по мнению представителя ответчика является арендатор лесного участка (квартал 68 ... участкового лесничества)- ООО «..., также не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела. Согласно ст. 41 ГПК РФ суд может допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим по ходатайству или с согласия истца. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску. Прокурор ходатайства о замене ответчика не заявлял, на удовлетворении ходатайства представителя ответчика о замене ответчика возражал. Суд приходит к выводу, что оснований для замены ответчика не имелось в силу ст. 41 и ч.3 ст. 196 ГПК РФ, прокурором заявлены требования к исполнительному органу МО «Октябрьское» исходя из полномочий поселения, определенных законом, и не заявлялись требования относительно осуществления деятельности, ответственность за которую несет арендатор лесного участка. Согласно п. 21 пп.1 Устава МО ... глава ... городского поселения является главой муниципального образования ... и возглавляет администрацию ... городского поселения. В соответствии с постановлением от ...г. ... на основании результатов выборов в органы местного самоуправления, постановления ... территориальной избирательной комиссии ... от ...г., ФИО4 вступил в должность главы муниципального образования .... Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что несанкционированная свалка образовалась в результате бездействия администрации МО .... Законом предусмотрено, что организация сбор и вывоз бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, следовательно на главе администрации МО ... ФИО4 лежит обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории, расположенной в 55 метрах на запад от дома ... вдоль дороги, ведущей на «старый кирпичный завод» и дороги, ведущей в стону ул..... Неисполнение ответчиком установленных законом полномочий повлекло нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, возложение на главу администрации МО ... ФИО4 обязанности исполнить, в интересах неопределенного круга лиц в рамках возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения, нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. Статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Учитывая фактические обстоятельства дела и его общественную значимость суд считает, что заявленный прокурором срок для исполнения решения суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу, разумным и достаточным. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... - удовлетворить. Признать незаконным бездействие главы муниципального образования ... ФИО4 по не обеспечению организации в границах поселения сбора и вывоз отходов и мусора на территории, расположенной в 55 метрах на запад от дома ... вдоль дороги, ведущей на «старый кирпичный завод» и дороги, ведущей в сторону ул..... Обязать главу муниципального образования ... ФИО4 организовать в границах поселения сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории, расположенной в 55 метрах на запад от дома ... вдоль дороги, ведущей на «старый кирпичный завод» и дороги, ведущей в сторону ул..... Установить срок исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия судом, с подачей жалобы через Устьянский районный суд. Председательствующий судья - А.М.Рогачева