О возложении обязанности привести состояние дорожного полотна участка автодороги в соответствии с установленными нормами.



Дело № 2-203/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Октябрьский 10 августа 2011 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

при секретаре Басалаевой Ю.А.,

с участием: помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Буториной Ю.Л., представителя ответчика администрации МО ... Казакова С.В, представителей третьих лиц : комитета по управлению муниципальным имуществом -Рогачева О.А, администрации МО ... - Лютова М.Д., территориального органа департамента лесного комплекса Архангельской области ... лесничества -Смольникова А.В., специалиста - главного специалиста филиала РДО ... ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ... о возложении обязанности привести состояние дорожного полотна участка 00 км+ 00м 01 км+400м автодороги «Подъезд к свалке твердых бытовых отходов» от автомобильной дороги «Подъезд к железнодорожному переезду 879 км от автомобильной дороги ... 185 км+930м» ... в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о возложении обязанности на администрацию МО ... привести состояние дорожного полотна участка 00 км + 00м 01 км+400м автодороги «Подъезд к свалке твердых бытовых отходов» от автомобильной дороги «Подъезд к железнодорожному переезду 879 км от автомобильной дороги ... на участке 185 км+930м» ... (далее -«Подъезд к свалке твердых бытовых отходов»), в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами. Требования мотивированы тем, что к вопросам муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильной дороги вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района. Автомобильная дорога «Подъезд к свалке твердых бытовых отходов» принадлежит муниципальному образованию в силу закона, не является бесхозяйной. Возложенная на администрацию МО ... обязанность по содержанию дороги общего пользования в границах муниципального образования не соблюдается, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение по дороге общего пользования.

В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Буторина Ю.Л. требования прокурора и доводы, изложенные в иске, поддержала. Уточнила исковые требования. Просит суд при возложении обязанности приведения состояния дорожного полотна в соответствии с установленными стандартами, техническими нормами, возложить на ответчика следующие обязанности: разработать проект организации дорожного движения, который предусматривает схему дислокации дорожных знаков, ведомости размещения: дорожных знаков, барьерного ограждения, сигнальных столбиков (00км.+00м. 1 км.+400м); определить порядок проезда на пересечении дорог (00км+00м); устранить нарушение продольного и поперечного профиля дороги с образованием просадок: глубиной от 10 см. до 70 см., длиной от 50 см. до 300 см, шириной от 100 см. до 500 см., исключить застой воды на проезжей части дороги; устранить нарушение системы поверхностного водоотвода; обеспечить видимость встречного автомобиля на кривой в плане (1км+400м (справа).

Ответчик администрация МО ... исковые требования не признал. Представитель ответчика Казаков С.В. суду пояснил, что обозначенный участок автодороги находится в федеральной собственности, земли лесного фонда, расположены в квартале ... Департамента лесного комплекса Архангельской области ... лесничество, обременения участка лесного фонда автомобильной дорогой не установлено. В настоящее время проводятся мероприятия по межеванию и переводу земель под указанной автодорогой из земель лесного фонда в земли промышленности. Дорога проходит к свалке бытовых отходов, деятельность по сбору ТБО прекращена. Дорога используется для вывозки леса по ее прямому назначению как лесовозная дорога, проходит по участку земли, переданному в аренду ООО ..., свободным от аренды кварталам, должна обслуживаться Агентством лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области.

Третье лицо – администрация МО ... исковые требование поддержало. Представитель третьего лица Лютов М.Д. пояснил, что для утилизации твердых и жидких бытовых отходов от жилого фонда, предприятий и организаций, организована МО ... свалка, данный земельный участок арендует ООО .... Однако дорожное полотно к свалке от автодороги ... на расстоянии 1400 метров находится в ненадлежащем состоянии, что нарушает интересы неопределенного круга лиц на безопасные условия проезда по указанной автодороге. При рекультивации свалки, либо возобновлении ее деятельности, права неопределенного круга лиц по проезду по данному участку автодороги нарушаются, так как автодорога не отвечает установленным стандартам и техническим нормам.

Третье лицо – комитет по управлению муниципальным имуществом исковые требования не поддержало. Представитель Рогачев О.А. суду пояснил, что участок дорожного полотна «Подъезд к свалке твердых бытовых отходов» находится на землях лесного фонда. В настоящее время проводятся работы по межеванию участка, переводу из земель лесного фонда в земли промышленности. После регистрации права собственности на участок автодороги, принятия ее в казну МО ... на ответчике будет лежать обязанность по содержанию дороги. На момент рассмотрения гражданского дела участок автодороги в казну МО ... не передан, следовательно ответчик не несет обязанность по содержанию указанного участка автодороги.

Третье лицо- территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – ... лесничество исковые требования поддерживает. Представитель Смольников А.В. пояснил, что указанная автодорога не является ведомственной, не находится в собственности юридических лиц, находится на землях лесного фонда. К полномочиям лесничества относится контроль за использованием лесов, их охрана, воспроизводство на землях лесного фонда, но не относится контроль за содержанием автомобильных дорог. Указанная дорога существует в таксационном описании ... лесничества, но в собственности не находится. Контроль по содержанию автомобильной дороги общего пользования ... лесничество не несет.

Суд, заслушав стороны, третьих лиц, специалиста, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее №257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Судом установлено, что по землям лесного фонда кадастровый квартал ... с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства, проходит автомобильная дорога. Указанная автомобильная дорога учтена в таксационном описании ... лесничества, как лесовозная, щебенчатая, с искусственным покрытием, ширина дороги 10 м, ширина проезжей части 4 метра, протяженность 1,8 км.

В соответствии с ч.2, ч.3 ст. 5 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Из показаний представителя ответчика, третьих лиц следует, что указанная дорога используется для вывоза ТБО на свалку твердых бытовых отходов, для вывозки леса, для целей пожаротушения, то есть для неопределенного круга лиц. Договор аренды на указанный участок дороги не заключен, право собственности на объект транспортной инфраструктуры не зарегистрировано в установленном законом порядке.

В силу ст. пп.5 п.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 03.05.2011) к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п.10 ст.5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

На основании п. 1, п.10 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Из материалов дела следует, что ...г. ... домостроительный комбинат обратился в исполком ... Совета народных депутатов о предоставлении земельного участка для свалки отходов производства.

Комиссия райисполкома обследован земельный участок между трассой ЛЭП и старой грунтовой дорогой ..., в 2,5 км. от ... переезда и в 4,5 км. от д..... Установлено при обследовании, что земельный участок находится в лесах 3 группы, кварталах ... лесничества.

В соответствии с заключением ... от ...г., актом технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда, следует, что земельный участок, расположенный в лесах 3 группы, пригоден для строительства полигона для твердых бытовых отходов ... ДСК. Согласно акта выбора земельного участка от ...г. предложено под устройство свалки занять 6,5 га между трассой ЛЭП и старой грунтовой дорогой ..., 2,5 км от ... ж.д.переезда и в 4,5 км от н.п. ....

Из показаний специалистов в судебном заседании ФИО2, ФИО1 следует, что указанный участок дороги входил в состав автодороги ..., после постройки новой дороги между указанными населенными пунктами, автомобильная дорога с участком 00 км+00м 01 км. +400 м не связывает населенные пункты. Документов по регистрации права собственности, списания с баланса на грунтовую дорогу старой постройки нет.

Земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., с местоположением: примерно в 2140 метрах по направлению на юго-запад от ориентира п. ..., расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ..., используется для размещения свалки, отнесен к землям промышленности.

Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ... ...г. заключил договор с ООО ... о предоставлении указанного земельного участка в аренду для размещения свалки сроком на 360 дней. Договор аренды земельного участка, по которому проходит дорога общего пользования к свалке ТБО, не заключался, дорога в собственность юридических и физических лиц не передавалась.

На момент рассмотрения гражданского дела направлено уведомление ООО ... о расторжении договора аренды земельного участка, составлено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка ...г. с ООО ... за подписью комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «..., издано Постановление главы администрации МО ... от ...г. ... о прекращении эксплуатации объекта твердых бытовых отходов площадью ... кв.м., кадастровый номер ....

Из пояснения представителя ответчика в судебном заседании следует, что участок автодороги «Подъезд к свалке твердых бытовых отходов» не используется для вывоза твердых бытовых отходов в связи с расторжением договора аренды земельного участка с ООО ... В настоящее время будет объявлен конкурс, в случае заключения нового договора аренды на участок, по указанному участку дороги снова будет осуществляться вывоз ТБО. При отсутствии заявок при проведении конкурса, будет проведена рекультивация свалки твердых бытовых отходов. Согласно пояснениям представителей ... лесничества участок автодороги «Подъезд к свалке твердых бытовых отходов» необходим для охраны лесного фонда в целях противопожарного обустройства. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ... проводит работы по переводу земель в земли промышленности и постановки земельного участка под указанной автодорогой на кадастровый учет. Предоставлена справка о вывозке древесины по указанной автодороге ИП .... Таким образом, указанная автодорога фактически существует, используется неопределенным кругом лиц.

Участок автодороги 1 км+400м. по подъезду к земельному участку с кадастровым номером ..., находится на землях лесного фонда.

В настоящее время проводятся работы по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий в целях эксплуатации дороги на свалку ТБО, что подтверждается актом выбора от ...г., актом натурального технического обследования лесного участка от ...г., распоряжением департамента лесного комплекса Архангельской области от ...г. ... об утверждении акта выбора лесного участка площадью ... га в кварталах № ... участкового лесничества, квартале ... ... участкового лесничества; постановлением главы администрации МО ... от ...г. ... об утверждении схем расположения земельных участков.

Согласно п.4 ч.1 ст. 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Анализируя предоставленные материалы, суд приходит к выводу, что участок автодороги «Подъезд к свалке твердых бытовых отходов» не является федеральной собственностью, собственностью Архангельской области, собственностью физических и юридических лиц., указанный объект в силу положений статей 14,15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статей 5,6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах находится в муниципальной собственности – в собственности муниципального района МО ..., относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального района.

Таким образом, автомобильная дорога «Подъезд к свалке твердых бытовых отходов» принадлежит муниципальному образованию в силу закона и бесхозяйной не является. Факт отсутствия на момент рассмотрения гражданского дела регистрации права собственности на дорогу не свидетельствует об отсутствии лица, обязанного ее ремонтировать и содержать. Поскольку указанная автомобильная дорога местного значения находится вне границ населенных пунктов, в границах муниципального района, МО ... несет обязанность по содержанию дороги и ее ремонту в силу закона (ст. 15 Закона №131-ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ).

«Положение о территориальном органе министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области -... лесничестве от ...г. ...», Лесной кодекс Российской Федерации регулирует лесные отношения (ч.1 ст. 3), ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет правовые основы обеспечения безопасности на территории Российской Федерации (ст.1).

Пунктом 6 статьи 3 данного Закона определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 22 Закона Архангельской области № 125-17-03 собственники (владельцы) автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог должны содержать находящиеся в их ведении автомобильные дороги в состоянии, обеспечивающем бесперебойное и безопасное движение транспортных средств, а также принимать необходимые меры по улучшению условий этого движения на автомобильных дорогах, повышению их технического уровня, пропускной способности и других эксплуатационных показателей, осуществляя в этих целях необходимые работы по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Требования к состоянию автомобильных дорог, закреплены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденные Постановлением Госстандарта Российской Федерации 11 октября 1993 года за № 221. Указанные требования стандарта в силу абзаца 2 п.1 указанного ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Из показания специалиста ФИО2 следует, что состояние участка автомобильной дороги не соответствует требованиям технических регламентов.

Согласно п.20.1 Приложения к Приказу МВД от 08.06.1999г. № 410, зарегистрированного в Минюсте РФ 07.09.1999 г. за № 1892 разработка мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения осуществляется на основе проверок эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц, предложений сотрудников ДПС и граждан.

Из акта контрольной проверки от ...г. участка автодороги 00км+00м 1 км+400м. старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОВД по ... ФИО2 следует, что участок автодороги 1км+ 400 м «Подъезд к свалке твердых бытовых отходов» имеет недостатки: автомобильная дорога имеет ширину земляного полотна 10м, имеются элементы поверхностного водоотвода, нет технических средств организации дорожного движения, поверхность проезжей части дороги с песчано-гравийным покрытием не соответствует типу покрытия (песок, суглинок, чернозем), не обеспечена видимость, не определен порядок проезда.

Из акта обследования участка автодороги от ...г. следует, что имеются недостатки по содержанию автодороги: нет проекта организации дорожного движения, не определен порядок проезда на пересечении дорог, нарушение профиля дороги с образованием просадок, системы поверхностного водоотвода, не обеспечена видимость встречного автомобиля на кривой в плане.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» устанавливает требования по эксплуатации автомобильной дороги. Судом установлено из акта контрольной проверки, что эксплуатационное состояние участка автомобильной дороги «Подъезд к свалке твердых бытовых отходов» не отвечает требованиям настоящего стандарта, не обеспечивает безопасность движения. Ответчиком не оспаривается перечь мероприятий, который необходим для эксплуатации автомобильной дороги.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Устьянского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования ... привести состояние дорожного полотна участка 00 км+ 00м 01 км+400м автодороги «Подъезд к свалке твердых бытовых отходов» от автомобильной дороги «Подъезд к железнодорожному переезду 879 км от автомобильной дороги ... на участке 185 км+930м» в соответствие с установленными правилами, стандартами, техническими нормами, а именно:

-разработать проект организации дорожного движения, который предусматривает схему дислокации дорожных знаков, ведомости размещения: дорожных знаков, барьерного ограждения, сигнальных столбиков (00 км.+ 00м. 01 км.+400м.);

-определить порядок проезда на пересечении дорог(00км.+00м.);

-устранить нарушение продольного и поперечного профиля дороги с образованием просадок: глубиной от 10 см до 70 см, длиной от 50 см до 300 см, шириной от 100 см до 500 см, с исключением застоя воды на проезжей части(00 км.+ 00м. 01 км.+400м.);

-устранить нарушение системы поверхностного водоотвода(00 км+ 00м. 01 км+400м);

-обеспечить видимость встречного автомобиля на кривой в плане 1 км+400 м (справа).

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий судья Н.В.Васильева