Дело № 2- 249/ 2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 августа 2011 года п. Октябрьский Устьянский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Чесноковой Г.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Кузнецовой Е.В., истицы Самарцевой М.А., и ее представителя Шалаевой В.А., представителя ответчика – Государственного казенного учреждения Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по ...» - Батуриной А.Н., при секретаре Федоровой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах бывшего несовершеннолетнего узника концлагеря Самарцевой М.А. к ГКУ Архангельской области «ОСЗН по ...» о возложении обязанности включить в регистр несовершеннолетних узников Самарцеву М.А. как нуждающуюся в улучшении жилищных условий; к Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области - выдать Самарцевой М.А. свидетельство на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему несовершеннолетнему узнику концлагеря, установил: Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Самарцевой М.А. о возложении обязанности на ГКУ «ОСЗН по ...» включить в регистр несовершеннолетних узников Самарцеву М.А. как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, возложении на Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области обязанности выдать Самарцевой М.А. свидетельство на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему узнику концлагеря. Требования мотивированы тем, что Самарцева М.А., ... года рождения относится к категории несовершеннолетних узников концлагеря, проживает в неблагоустроенном жилом доме, признанном непригодным для постоянного проживания в связи с тем, что основание и несущие конструкции дома имеют разрушения и повреждения, повлекшие деформацию основания и образование трещин, снизивших их несущую способность и ухудшивших эксплуатационные свойства конструкций жилого дома. Постановлением главы администрации МО ... от ...г. Самарцева М.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако ГКУ Архангельской области «ОСЗН по ...» отказало Самарцевой М.А. в праве на обеспечении жильем в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 71. Полагает, что отказ ГКУ «ОСЗН по ...» нарушает право Самарцевой М.А. на обеспечение жильем в соответствии со ст. 15, 23.2. ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 7.05. 2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945г.» В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, приведя аналогичные доводы. Истец Самарцева М.А. поддержала исковые требования. Суду пояснила, что является бывшим узником концлагеря, имеет соответствующее удостоверение и имеет право на соответствующие льготы. Она проживает в квартире ..., который признан непригодным для проживания. В доме течет крыша, пол «упал», печи разваливаются. Другого жилья, в т.ч. дома в собственности, она не имеет. До 2007г. проживала в доме ..., который вообще развалился, в связи с чем ей была предоставлена квартира в доме по ул. .... Она обращалась в ГКУ «ОСЗН по ...», чтобы ее включили в регистр и выдали свидетельство на получение жилого помещения, как бывшему узнику концлагеря, но ей отказали. Представитель истца Шалаева В.А. исковые требования поддержала, приведя аналогичные доводы. Представитель ответчика - ГКУ «ОСЗН по ...» Батурина А.Н. с исковыми требованиями не согласна, считает, что Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, закрепив положение, согласно которому бывшим узникам концлагерей предоставляются меры социальной поддержки, установленные для участников ВОВ, в то же время, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Ссылается также на ст.2 ФЗ «О ветеранах», где бывшие несовершеннолетние узники не поименованы как участники ВОВ. Полагает, что несовершеннолетние узники концлагерей обеспечению жильем в рамках реализации Указа президента от 7 мая 2008 года № 714 не подлежат. Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление с исковыми требованиями не согласны, ссылаются на разъяснение Минрегионразвития РФ от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07, которым разъяснено, что законом бывшие узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны не идентифицированы с инвалидами и участниками Великой Отечественной войны. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Прокурор обратился в суд с иском в интересах Самарцевой М.А. в соответствии со ст.45 ГПК РФ, согласно которой вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Судом установлено, что Самарцева М.А., ...г. года рождения, имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением и не оспаривается ГКУ «ОСЗН по ...». Как видно из пояснений истца, ксерокопии паспорта, информации из МО ..., справки ... от ...г. и поквартирной карточки Самарцева М.А. с ...г. зарегистрирована и проживает по адресу: .... Как следует из акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии от ...г. жилой дом ..., признаны ветхими, непригодными для постоянного проживания, так как не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением Главы МО ... от ...г. ... Самарцева М.А. была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно пояснениям истицы, ее представителя, которые подтверждаются к/копией паспорта, карточкой регистрации, с ...г. до ...г. Самарцева М.А. проживала и была зарегистрирована в доме .... Как следует из распоряжения главы администрации МО ... от ...г., указанный жилой дом был признан аварийным, непригодным для проживания. По решению жилищно-бытовой комиссии при администрации МО ... от ...г. Самарцевой М.А. выделена квартира .... Как следует из сообщения Управления Росреестра, справки БТИ, на имя Самарцевой М.А. недвижимого имущества в собственности не зарегистрировано. Таким образом, в соответствии со ст. 51 ч. 1 ЖК РФ Самарцева М.А. обоснованно по месту жительства была поставлена на учет и состоит в настоящее время как нуждающаяся в жилом помещении. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиками. Заявление Самарцевой М.А. на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья было принято руководителем ГУ «ОСЗН» по ..., но во включении ее в регистр как нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано со ссылкой, что на нее не распространяется действие Указа президента РФ от 7.05.2007г. «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ». Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа президента РФ от 09.01.2010 года № 30) постановлено завершить обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется меры социальной поддержки, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 указанного федерального закона. Согласно п. 8 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ от 22.02.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узниками фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Норма пункта 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ направлена на обеспечение повышенной социальной защищенности бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Поскольку обеспечение жилыми помещениями является, в силу ст. 15 ФЗ «О ветеранах» мерой социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, а на несовершеннолетних узников фашистских концлагерей распространены меры социальной поддержки установленные для таких категорий граждан, доводы истицы о том, что она подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года, обоснованы. В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 настоящего закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и полномочиями по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15, 17-19 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Во исполнение положений ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Постановлением администрации Архангельской области от 02.04.2007 N 58-па (ред. от 24.08.2010) утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее Порядок). Согласно п. 6 Порядка, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, проживающие на территории Архангельской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе участники Великой Отечественной войны. Как видно из п. 2 порядка меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина в форме: 1) безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения 2) предоставления в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений, построенных за счет бюджетных ассигнований по договорам социального найма. Истец настаивает на предоставлении социальной поддержки именно в форме субсидии. В соответствии с п. 12 Порядка Государственное учреждение - отделение социальной защиты населения по месту жительства формирует на каждого гражданина, указанного в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, нуждающегося в улучшении жилищных условий, личное дело, и, согласно п. 14, формирует регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно п. 21 Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области в соответствии с утвержденными списками получателей субсидий выдает получателю субсидии свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку (далее - свидетельство) на основании личного заявления получателя субсидии. (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 20.04.2010 N 119-пп) Проанализировав положения действующего законодательства, учитывая, что истец является несовершеннолетним узником концлагеря, суд находит отказ ГУ «ОСЗН по ...» о включении в регистр несовершеннолетних узников Самарцевой М.А. как нуждающегося в улучшении жилищных условий, не соответствующим закону. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Право участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст. 15 ФЗ «О ветеранах». В ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» среди категорий граждан, на обеспечение жильем которых рассчитывается объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, также указаны участники Великой Отечественной войны. При этом, по мнению суда, положения закона о предоставлении несовершеннолетним узникам концлагерей мер социальной поддержки, установленных для участников Великой Отечественной войны, не может толковаться как ограничение в обеспечении указанной категории граждан жильем на основании ст. 15 и ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах». Доводы Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области и ГКУ «ОСЗН по ...» о том, что закон, не идентифицирует бывших узников с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме, отклоняются судом как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм закона, так как п. 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что несовершеннолетним узникам концлагерей предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны. Федеральный закон «О ветеранах» в статье 15 Федерального закона «О ветеранах» предоставляет участникам Великой Отечественной войны такую меру социальной поддержки, как улучшение жилищных условий. Разъяснение Министерства Регионального развития Российской Федерации, содержащее в письме от 19 марта 2010 года, на которое ссылаются ответчики, не может быть принято судом во внимание, поскольку официально в Минюсте РФ не зарегистрировано, существенно ухудшает положение бывших узников фашизма, и кроме того, фактически противоречит ранее изданному Постановлению Минтруда и соцразвития РФ от 7 июля 1999года. В то же время, еще до принятия 22.08.2004г. ФЗ № 122, Президентом РФ 15.10.1992г. был издан Указ за № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», которым несовершеннолетним узникам фашизма (не являющимся инвалидами) предоставлены льготы по материально-техническому обеспечению, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, при этом льготы предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются участникам ВОВ. Кроме того, Министерство труда и соцразвития РФ, постановлением от 7.07.1999г., утвердило разъяснение «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», в п.5 которого указано на то, что Указом Президента РФ от 15.10.1992г. не определен объем льгот, а только указана категория, к которой они приравнены. Поскольку с выходом ФЗ «О ветеранах» для инвалидов и участников войны предусмотрены льготы соответственно ст. 14 и 15 названного Закона, то и бывшим узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец как бывший несовершеннолетний узник фашизма имеет право на льготы, установленные ст. 15 ФЗ «О ветеранах». Таким образом, ответчиками незаконно отказано Самарцевой М.А. о включении в регистр несовершеннолетних узников как нуждающегося в улучшении жилищных условий, и выдаче свидетельства на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему узнику концлагеря, чем нарушены права истицы. В связи с изложенным суд полагает необходимым обязать ГКУ «ОСЗН по ...» включить в регистр несовершеннолетних узников Самарцеву М.А. как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области обязанность выдать Самарцевой М.А. свидетельство на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему узнику концлагеря. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, подлежит взысканию в бюджет муниципального района госпошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку ответчик Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области как государственный орган в силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, размер госпошлины по требованиям к ответчику ГКУ Архангельской области «ОСЗН по ...» на основании ч. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет ... рублей, суд взыскивает госпошлину в размере ... рублей с ГКУ ... «ОСЗН по ...» в доход бюджета МО .... Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах бывшего несовершеннолетнего узника концлагеря Самарцевой М.А. к ГКУ «ОСЗН по ...» и Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области- удовлетворить. Обязать ГКУ «ОСЗН по ...» включить в регистр несовершеннолетних узников концлагеря Самарцеву М.А. как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области выдать Самарцевой М.А. свидетельство на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему несовершеннолетнему узнику концлагеря. Взыскать с ГКУ Архангельской области «ОСЗН по ...» в доход бюджета МО ... государственную пошлину в размере ... рублей. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Устьянский районный суд, в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Г.А. Чеснокова Мотивированное решение изготовлено 22.08.2011г.