Дело 2-296 /2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации пос. Октябрьский 29 августа 2011 года Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Заостровцевой И.А., с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Кузнецовой Е.В., заинтересованного лица главы МО ... ФИО1, при секретаре Бова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Устьянского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия главы МО ..., выразившееся в неопубликовании Устава МО ..., принятого решением Совета депутатов МО ... ...г. ... и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г. в газете ... и обязании главы МО ... опубликовать Устав МО ... в газете ..., установил: Прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия главы МО ..., выразившееся в неопубликовании Устава МО ..., принятого решением Совета депутатов МО ... ...г. ... и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г. в газете ... и возложении обязанности на главу МО ... опубликовать данный Устав в газете .... Требования прокурора мотивированы тем, что согласно п. 1 ст. 7 Устава МО ..., принятого решением Совета депутатов МО ... ...г., официальным считается опубликование муниципального правового акта в газете .... Решением Совета депутатов МО ... ...г. ... принят Устав МО ... в новой редакции, который зарегистрирован Управлением Минюста РФ ...г., однако в нарушение пункта 1 статьи 7 Устава от ...г., Устав в новой редакции в газете ..., не опубликован. Согласно Закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию после государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования. Бездействие главы МО ... в неопубликовании в установленном порядке Устава МО ..., принятого решением Совета депутатов МО ... ...г. ... и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г., нарушает права жителей поселения на получение информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы. В судебном заседании помощник прокурор Устьянского района Архангельской области Кузнецова Е.В. настаивает на заявленных требованиях, поддержала доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно пояснила, что указанный Устав МО ... в новой редакции, принятый ...г. и зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г., на день рассмотрения дела в газете ... не опубликован. Заявка на его публикацию поступила в газету ... только ...г., несмотря на это данный нормативно-правовой акт применяется на территории МО ... как вступивший в законную силу. Заинтересованное лицо - глава МО ... ФИО1 с заявленными требованиями согласен частично. Суду пояснил, что согласно заключению Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ... от ...г. Устав МО ..., принятый решением Совета депутатов МО ... от ...г. ... «О принятии Устава МО ... в новой редакции не противоречит федеральному и областному закону. Устав МО ... в новой редакции был обнародован на территории МО ... и опубликован в газете ... после его регистрации Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО. Считает, что населению проживающему на территории МО ... предоставлена возможность ознакомления с Уставом МО ..., права и свободы населения не нарушены. Данный Устав МО ... в газете ... не публиковался, будет опубликован в ближайшее время, заявка на публикацию подана ...г.. Суд, заслушав помощника прокурора Устьянского района, заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, находит требования, подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Кроме того, данное заявление предъявляется в целях реализации возложенных на органы прокуратуры полномочий по надзору за законностью правовых актов (статья 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), в защиту интересов Российской Федерации, выразившихся в необходимости установления и укрепления единого режима всероссийской законности, обеспечения единого правового и экономического пространства на территории Российской Федерации и соответствия правовых актов органов местного самоуправления нормативно-правовым актам федеральных органов государственной власти. Согласно ст. 254 ГПК РФ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Суд приходит к выводу, что прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в рамках предоставленных ему законом полномочий. Судом установлено, что решением Совета депутатов МО ... ...г. принят Устав муниципального образования .... Данный Устав в установленном порядке зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г. и официально опубликован. В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон РФ № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят в том числе: - устав муниципального образования; - нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Как следует из п. 8 ст. 44 Закона РФ № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). В соответствии со ст. 47 Закона РФ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Как видно из содержания части 1 статьи 7 Устава муниципального образования ..., принятого решением Совета депутатов МО ... от ...г. муниципальный правовой акт, подлежащий опубликованию, должен быть передан в средства массовой информации в течение 10 дней после его подписания. Официальным считается опубликование муниципального правового акта в газете .... Как следует из п. 3 статьи 33 Устава муниципального образования ..., принятого решением Совета депутатов МО ... от ...г. решение Совета депутатов МО ... о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Устав подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом. Решение Совета депутатов МО ... о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Устав после государственной регистрации данного решения подлежит официальному опубликованию и вступает в силу в установленном порядке. В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов МО ... ...г. ... принят Устав муниципального образования ... в новой редакции. Согласно части 2 статьи 9 Устава муниципального образования ..., принятого решением Совета депутатов МО ... ...г. официальным считается опубликование муниципального правового акта в газете .... Данный Устав муниципального образования ... в новой редакции, принятый решением Совета депутатов МО ... от ...г. ... зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г.. Исходя из вышеприведенных правовых норм, для вступления в законную силу Устава муниципального образования ... в новой редакции необходимо его официальное опубликование в газете .... До вступления в силу Устава МО ..., принятого решением Совета депутатов МО ...» ...г., действует Устав МО ..., принятый ...г.. Как установлено в судебном заседании указанный Устав муниципального образования ... принятый решением Совета депутатов МО ... от ...г. ... опубликован в специальном выпуске ... ... от ...г.. В газете ..., данный Устав муниципального образования ... в новой редакции не публиковался, заявка на его опубликование в газету ... отправлена администрацией МО ... ...г., то есть после обращения прокурора в суд. Несмотря на это указанный Устав муниципального образования ..., принятый решением Совета депутатов МО ... от ...г. ... и зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г., применяется на территории МО ... как вступивший в законную силу нормативно-правовой акт. В соответствии с частью 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно части 4 ст. 36 Закона РФ № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, в том числе подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Устав МО ... устанавливает правовой статус муниципального образования, территориальное устройство, систему муниципальных правовых, нормативно-правовых и индивидуальных правовых актов, вступление в законную силу, опубликование данных правовых актов, вопросы местного значения МО ..., и т.д.; определяет участие жителей МО ... в осуществлении местного самоуправления, формы участия жителей в решении вопросов местного значения; регламентирует структуру, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, порядок внесения изменения и дополнений в устав. На основании изложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что бездействием главы муниципального образования ... в виде неопубликования в установленном порядке Устава муниципального образования ..., принятого решением Совета депутатов МО ... ...г. ... и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г., нарушены права жителей муниципального образования ... на получение информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, в том числе право участия в решении вопросов местного самоуправления. Суд не принимает доводы заинтересованного лица главы администрации МО ... о том, что неопубликованием Устава в газете ... не были нарушены права и свободы населения, проживающего на территории МО ..., в связи с тем, что указанный Устав МО ... был обнародован на территории муниципального образования согласно акту от ...г., как не основанные на законе, поскольку Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования, вступает в силу после официального опубликования. При этом, согласно требованиям ст. 7 Устава МО ..., принятого решением Совета депутатов МО ... ...г. и зарегистрированного ...г., официальным является опубликование именно в газете .... Суд удовлетворяет требования прокурора Устьянского района Архангельской области и признает бездействие главы муниципального образования ... незаконным, поскольку Устав муниципального образования ..., принятый решением Совета депутатов МО ... ...г. ... и зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г., на день рассмотрения дела, не опубликован в установленном законом порядке, соответственно не вступил в законную силу. Суд полагает необходимым обязать главу муниципального образования ... опубликовать Устав муниципального образования ..., принятый решением Совета депутатов МО ... ...г. ... и зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г., в газете .... Заинтересованными лицами не представлено суду доказательств необоснованности заявленных прокурором требований. На основании вышеизложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что заявленные прокурором требования основаны на требованиях действующего законодательства, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации – удовлетворить. Признать незаконным бездействие главы МО ..., выразившееся в неопубликовании Устава муниципального образования ..., принятого решением Совета депутатов МО ... ...г. ... и зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г., в газете .... Обязать главу МО ... опубликовать Устав муниципального образования ..., принятый решением Совета депутатов МО ... ...г. ... и зарегистрированный Управлением Министерства юстиции РФ по Архангельской области и НАО ...г., в газете .... Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд. Судья - Заостровцева И.А.